Управленческий учет и его типы

23.05.2017



Существует несколько типов управленческого учета. На выбор конкретного вида оказывает влияние отраслевая принадлежность, технология изготовления продукта, ассортимент и многое другое. Для систематизации управленческого учета используется специальная классификация. Она подразделяется на несколько разновидностей.

Типы

По форме связи финансовой и управленческой составляющих система делится на автономную и интегрированную. Первая подразумевает ведение обособленного учета, что дает возможность сохранить в тайне информацию о рентабельности и уровне издержек. Причем связь между компонентами осуществляется за счет дублирующих контрольных счетов, которые носят названия зеркальные. Однако, сведения о заработке обязательно фиксируется в управленческом и финансовом учете.

В случае с интегрированным методом применяют единую систему бухгалтерских проводок и счислений, связь реализуется за счет контрольных счетов, а обмен информацией — посредством передаточного счета.

Полнота включения в себестоимость делит систему на несколько типов. К примеру, учет по полной себестоимости обеспечивает контроль издержек предприятия, связанных с выпуском продукции. Здесь траты делятся на прямые, обусловленные производством, косвенные, связанные с обслуживанием и управлением, и периодические.

Учет по ограниченной себестоимости позволяет анализировать переменные затраты. При этом остальные расходы относят к финансовым результатам. Такой метод значительно упрощает учет и снижает трудоемкость. В этом случае траты подразделяются на прямые производственные, косвенные производственные и периодические.

Одним из систематизированных признаков считается оперативность учета расходов. Например, проверка может осуществляться по текущей себестоимости. Такой вид получил наибольшее распространение. Оценка затрат в этом случае базируется на количестве и цене.

Здесь может быть использована другая система, принцип работы которой основывается на формировании расчетов еще до начала производственного процесса. Регулирование прямых затрат и составление отчета основывается на данных будущего прогноза.

Стоит учитывать, что на практике применяется совокупность систем. Причем на выбор метода влияет несколько факторов. Таких как юридические, экономические, потребность руководства в подобных сведениях и другое. Кроме того, нужно учитывать размер предприятия, ассортимент и технологии.