Как сделать маркетинговое исследование наиболее информативным?

02.06.2017

Консалтинговая компанияОдними из эффективных способов получить информацию о потенциале бизнес-идеи, степени удовлетворенности клиентов, разбросе цен и многом другом являются опросы и анкетирования. При этом необходимо соблюдать важное условие – правильно составленные вопросы, поскольку это влияет как на количество полученных ответов, так и на их качество, т.е. объективность информации.

Часто владельцы компаний проводят маркетинговые исследования услуги или товара через интернет. По сравнению с хождением по торговым центрам и телефонными звонками этот способ менее навязчив и прост. Но, все же, стоит потратить время на то, чтобы создать качественную анкету, которая предоставит полезную информацию для развития вашего бизнеса.

Типы вопросов в анкетах

Вопросники могут содержать совершенно разные по типу задания. Каждый тип дает возможность получить нужную информацию о клиенте в той или иной форме. Поэтому на пути к хорошему вопросу стоит правильный выбор его типа. Всего их выделяют пять:

• Открытый тип. Цель – узнать мнение человека о товаре / услуге. Здесь недостаточно короткого «да» или «нет», а нужно выразить мысли, эмоции своими словами.
• С несколькими вариантами ответа – респонденту предоставлены готовые варианты, ему остается только выбрать один. Подходит для определения фактической информации о человеке, например, возраст, пол и т.д.
• С порядковой шкалой – вы просите выстроить несколько идей, предложений по величине вероятности выбора вами каждой из идей, например, перечислить предложенные блюда для бизнес-ланча начиная с наиболее предпочтительных.
• С интервальной шкалой – предлагает оценить по заданной шкале какую-либо характеристику товара или услуги. Например, рейтинги фильмов или актеров по шкале из нескольких звезд.
• Со шкалой отношений – здесь необходимо оценить что-либо в численном или процентном отношении, например, сколько процентов времени рабочего времени занимает та или иная задача.

Как составлять опросник?

Сегодня консалтинговые фирмы проводят качественные исследования, и заказать их не составляет труда, например, на сайте http://scmconsult.ru Составить вопросник можно и самостоятельно, нужно лишь соблюдать несколько важных правил.

• Главное – избегать наводящих вопросов. Они уводят респондента от его истинных эмоций и дают идею, которой раньше не было в его голове. Пример такого вопроса: «Насколько популярен наш товар?» Вы уже утверждаете, что товар популярен. Лучше: «Каково мнение покупателей о нашем товаре?»
• Выстраивайте задания в логической последовательности, это помогает лучше обдумать каждое, не переключаясь с одного понятия или темы на другую.
• Каждый пункт вопросника должен содержать только один вопрос, чтобы ответ не получился «смазанным».
• Спрашивая мнение людей о товаре, сначала уточните, пользовались ли они им, а затем просите указать, насколько он им нравится или подходит.
• Формулируйте вопросы простым, понятным языком.
• Не лишайте возможности пропустить вопрос, оставить его без ответа. Настаивая на обязательности выбора ответов, вы рискуете получить недостоверную информацию.
• Предоставляйте место и предлагайте пояснить ответ даже в вопросах с выбором варианта ответа или шкалой.
• Вопросы должны быть нацелены на получение новой важной информации, которая имеет значение для вашего бизнеса.
• Предлагайте указывать информацию о себе по желанию, тогда люди будут более раскованы в ответах. Контактными данными пользуйтесь только с согласия респондентов.