Конструкции пути

15.05.2016

Конструкция пути, по которому передвигается здание, принята по типу железнодорожных путей, но отличается от них длиной шпал и количеством ниток рельсов. Длина шпалы для железнодорожных путей равна 2,75 м, тогда как для принятой нами конструкции передвижки зданий — 1,35 м. На железных дорогах примениются две нитки рельсов, а для передвижки зданий количество ниток рельсов определяется расчетом (чаще всего не более четырех ниток рельсов для одного пути).
Шпалы укладываются по бетонной или щебеночной подготовке. При передвижке многоэтажного тяжелого здания используется отсортированная кирпичная щебенка. Толщина подготовки зависит от нагрузки — расстояния между путями и нормативных давлений на грунты основания.
При слабых грунтовых напластованиях толщина подготовки должна быть не менее 25 см. Там, где позволяет нормативное давление на грунт, можно укладывать шпалы непосредственно на грунтовое основание (без подготовки) Однако, чтобы шпалы не смещались и имели хотя бы небольшое сцепление с основанием, под них рекомендуется устраивать подготовку из цементного раствора толщиной не менее 5 см.
Если направление движения капитальных стен совпадает с расположенными под ними фундаментами, то целесообразно использовать существующие и новые фундаменты как основания под пути передвижки.
Щебеночную подготовку до укладки шпал желательно укатать 10-тонным дорожным катком. Шпалы должны опираться на подготовку всей площадью основания и не сдвигаться с места при случайных ударах, либо при укладке по ним рельсовых путей. Если ранее под шпалы подливали цементный раствор, то начиная с 1940 г в зимнее время по предложению инж. А.С. Лесневского стали укладывать асфальтовую подготовку, при этом должны быть соблюдены следующие требования:
1) нагрузка на подготовку под подошвой шпал не должна превышать 13 кгс/см2;
2) толщина слоя асфальтовой подготовки должна быть не более 5 см;
3) подготовку рекомендуется укладывать при температуре воздуха от +5° до -20°;
4) асфальтовый бетон после его укладки должен сохранить пластичность в течение 5—10 мин. (при наружной температуре -20°), чтобы можно было уложить на нем шпалу по нивелиру, осаждая ее ударами кувалды, либо поднимая путем подбивки асфальтового бетона снизу;
5) твердение асфальтового бетона должно продолжаться несколько часов;
6) снятый после передвижки сооружения асфальтовый бетон может быть использован многократно;
7) после затвердения асфальтобетонная смесь должна выдерживать нагрузку, указанную в п. 1 без трамбования.
В соответствии с этими требованиями проф. П. В. Сахаров предложил следующий ориентировочный состав литой асфальтобетонной смеси: битум № 4—10%, асфальтовый или доломитный порошок — 30%, песок крупный — 30% и щебень среднезернистый — 30 %.
Температура смеси при ее укладке должна быть 160—180°; основание необходимо осушить, прогреть и промазать битумом из расчета 1 л на 1 м2; укладку путем разравнивания и уплотнения следует производить быстро в поставленные формы (бездонные ящики с бортами высотой 3,5 см), укладку шпал на подготовку с выравниванием их верхней плоскости следует производить немедленно и под нивелир. Прочность контрольного кубика асфальтобетонной смеси при сжатии должна составлять 50 кгс/см2 при температуре +5°.
При косой передвижке и наличии башмаков под рандбалками вместо шпал укладывают брусья необходимой длины с частым расположением на них рельсов, обеспечивающих требующуюся ширину пути в соответствии с траекторией перемещения катков.