Съемка передвигаемых зданий и участка передвижки

18.05.2016

Требования, предъявляемые к геодезической съемке при передвижке, более высокие, чем при общестроительных работах. От того, насколько точно и детально разработаны план участка, план и разрез передвигаемого здания, в значительной степени зависит качество проекта. Недоучет этого фактора может вызвать серьезные затруднения и необходимость переделок в процессе работ.
Съемка в основном производится для получения, во-первых, необходимых геометрических данных для составления технического и рабочего проектов передвижки или подъема и, во-вторых, геодезического обоснования для перенесения в натуру проекта.
а) Генеральный план участка. На генеральный план наносится весь комплекс строений, прилегающих к передвигаемому зданию, и указывается предлагаемое положение здания после передвижки, помеченное красной линией или соответствующим разрывом между соседними строениями. Генеральный план служит основанием для выбора направления и характера движения здания (прямолинейное движение в одном или двух направлениях, поворот), определяемых главным образом возможностью свободного прохода здания между расположенных вблизи строений. Выступающие углы зданий служат поэтому опорными точками, и положение их должно быть зафиксировано в плане с точностью до 5 см.
Генеральный план вычерчивают в масштабе 1:100—1:500 в зависимости от величины участка. Положение передвигаемого здания до и после передвижки, а также прочие опорные точки должны быть даны в координатах. Генеральный план дополняется спецификацией с основными данными прилегающих зданий: материал, этажность, кубатура и площадь, характер использования, количество жильцов. В зависимости от этих характеристик решается вопрос о целесообразности сноса окружающих строений при назначении нового положения передвигаемого здания.
Нивелировку участка передвижки увязывают с результатами бурения и шурфования. По этим данным вычерчивают разрезы по основным направлениям, отмечают границы фундаментов и низа подвалов передвигаемого здания. Здесь же наносят и предполагаемое положение фундаментов и подвалов на новом месте после передвижки. Разрезы даются обычно в масштабе 1*100—1:500 в горизонтальном направлении и 1.100 — по вертикали. Отметки (амплитуды) точек выписывают с точностью до 1 см. После установки отметок среза здания и уровня основания их наносят на разрезы, которые вместе с генеральным планом служат исходным материалом для всего дальнейшего проектирования.
б) Планы и разрезы здания. Для составления проектного задания по передвижке можно использовать поэтажные планы, имеющиеся большей частью в масштабе 1:200 в домоуправлениях, жилищных отделах, заводских конторах и других организациях. Для осуществления детального проектирования необходима дополнительная подробная съемка подвала передвигаемого здания.
Съемка начинается с продолжения замкнутого полигонального хода вокруг здания со вставками, проходящими через здание, дверные и оконные проемы и другие отверстия. Точность основного хода 1:10000, вставок — 1.5000. Съемка ведется с применением компарированной ленты и с учетом влияния температуры, провеса, наклона и неровностей местности. Ходы закрепляются на месте забетонированными в грунт или мостовую трубками или обрезками рельсов, в асфальт забивают костыли. Внутри помещения точки отмечают шляпками гвоздей, вбитых в пол.
На базе полигонометрии во все помещения прокладывают теодолитные ходы, служащие основой для последнего этапа — съемки контуров помещения. Наиболее удобный и верный способ съемки контуров небольших и обычно неправильной формы помещений — полярный. В некоторых случаях, например, при съемке контуров длинных неправильной формы стен, применяют способ засечек. Съемку производят с помощью теодолита и стальной компарированной рулетки.
Основные точки (углы и пересечения стен, отнесенные к определенному горизонту) даются в прямоугольных координатах (в миллиметрах). Практическую точность основных размеров с учетом увязок следует считать 0,5 см. Расстояния между остальными точками контуров стен берутся по масштабу, причем для каменных зданий должна быть выдержана точность 3—5 см и для деревянных — 5—10 см.
Следующий этап — разбивка осей ходовых балок и осей путей под зданием для пробивки отверстий в стенах и укладки подготовки, шпал и рельсов. Отметки в виде вертикальной черты и условного, хорошо видимого цветного знака на поверхности стены выносят выше горизонта заводки рандбалок для сохранности отметок во время пробивки штраб и отверстий.
Разбивка осей путей вне здания и осей фундаментов на месте установки здания после передвижки — это наиболее трудоемкая работа. Обычного типа обноски в виде забитых в землю столбов с прибитыми к ним перекладинами оказываются непригодными в стесненных условиях производства работ и при значительном движении на площадке. Всякого рода колышки и грунтовые знаки, непосредственно фиксирующие точки на месте, сбиваются при земляных работах и требуют постоянного восстановления. Ввиду этого все оси должны быть вынесены за пределы площадки, на неподлежащие сносу стены соседних зданий. Такие выноски позволяют восстанавливать нарушенные знаки, что требует, однако, многократных промеров, выполнение которых иногда довольно сложно на разрытой и неровной площадке. Для ускорения этих работ рекомендуется вводить дополнительный базис в виде консолей на углах здания. Консолями служат надежно заделанные в кладку на высоте 2—2,5 м от уровня земли коротыши металлических балок или кронштейны с отверстием для спуска отвеса. Недоступная высота заделки предохраняет установку от случайных ударов. Опущенная на землю постоянная точка фиксируется заанкеренным знаком, легко восстанавливаемым в случае его нарушения. Для определения какой-либо точки над двумя опорными точками устанавливают угломерные инструменты, и искомую точку получают сразу путем засечки. Этот способ (предложенный инж. А.И. Герценбергом) оказался практически очень удобным и ускоряющим разбивку и восстановление точек при условии предварительного вычисления необходимых углов.
Безотносительно к текущему контролю, перед началом передвижки производится тщательный сплошной контроль горизонтальности пути или выдерживания наклона, если такой по каким-либо соображениям задан.
Сохранность геодезических знаков гарантирует быстроту и бесперебойность разбивочных работ. Месторасположение геодезических знаков должно быть тщательно выбрано и согласовано с начальником работ. Знаки должны быть отмечены яркой краской и снабжены надписью: «Геодезический знак — не нарушать и не закладывать».
в) Определение центра вращения. Если здание двигается с поворотом, то определение центра вращения производится графически. Для этого наносятся на план оба положения здания: до и после передвижки. Желательно иметь такой план в масштабе 1:500.
На плане буквами А и В отметим углы какой-либо одной стороны, а буквами A' и B' — те же точки на новом положении здания. Далее находим перпендикуляры к линиям А—А' и В—В'. Пересечение этих перпендикуляров и дает искомый центр вращения. Угол поворота можно определить измерением в плане сторон треугольника, образующегося из: 1) линии А—В', 2) продолжением линии А—В до пересечения с продолженной линией А'—В', обозначив эту точку С и 3) линией В'—А' до пересечения с продолженной линией В—А, т. е. точкой С. Исходя из пропорциональности углов размерам противолежащих линий, определим углы треугольника. Внешний угол точки С и будет искомым углом.