26.07.2017
Металлические несущие конструкции являются неотъемлемым составляющим в строительных работах. При воздействии огня несущие функции...


26.07.2017
Большинству людей желтый цвет дарит бодрость и хорошее настроение. Он является символом спокойствия и умиротворения, а потому...


25.07.2017
Дорожное строительство – непростой многоступенчатый процесс. Положительный результат достигается только тогда, когда на каждом...


25.07.2017
Шелковая штукатурка – одно из самых популярных покрытий, которое наносится на стены или потолок. Свою популярность шелковая...


25.07.2017
Работа в коллективе важна и определена тем, что она повышает уровень предприятия или компании, а также конкурентоспособность,...


25.07.2017
Металлические ключницы настенного размещения представляют собой изделие в виде шкафчика или ящика и предназначены для хранения...


Передвижка дома № 77 по ул. Осипенко в Москве

18.05.2016

В июне 1937 г. был передвинут дом № 77 по ул. Осипенко (бывш. Садовническая улица), имеющий в плане Г-образную форму. Площадь передвинутого корпуса составляет 990 м2, объем — 21 600 м3, длина — 88,60 м, ширина — 11,20 м, высота пятиэтажной части — 19,73 м, высота шестиэтажной части — 23,5 м, вес дома — около 8 050 тс (рис. 66,а и 66,б). Перекрытие подвала состоит из металлических балок с бетонными сводами; все остальные перекрытия деревянные, из досок, поставленных на ребро. Поперечные внутренние капитальные стены заменены отдельными кирпичными столбами. Толщина наружных стен в первых трех этажах в 2,5 кирпича и в верхних двух этажах (и в трех этажах небольшой шестиэтажной части дома) — в 1,5 кирпича, сложенных по системе Вутке.
Дом, построенный в 1929 г., был оборудован водопроводом, канализацией, водяным отоплением, электрическим освещением, газом, телефоном и радиотрансляцией.
Передвижка этого здания была вызвана постройкой на его месте подходов к новому Большому Краснохолмскому мосту
Передвижке подлежала большая часть дома, выходившая своим фасадом на Садово-Краснохолмскую улицу; остальная часть здания с фасадом на улицу Осипенко, как не выходящая за пределы новой красной линии, должна была остаться на месте. Здание было разрезано вертикально на два прямоугольных дома.
Передвижка дома № 77 по ул. Осипенко в Москве

Резка здания (отбойным молотком) производилась в угловой части дома по лестничной клетке. Одну из капитальных стен лестничной клетки, примыкавшую к передвигаемой части здания, решено было передвигать вместе с домом.
Внутри лестничной клетки, чтобы она после передвижки здания имела ограждающую наружную стену, на расстоянии 10 см от отрезанной капитальной стены, заблаговременно (до передвижки здания) была устроена на всю высоту лестничной клетки железобетонная стенка толщиной в 10 см.
Таким образом, одна сторона маршей и площадок лестничной клетки была сужена на 20 см. Ступени, опиравшиеся ранее на капитальную стену, были укорочены подрубкой и концы их забетонированы в железобетонную стенку
В передвигаемом доме (до начала работ) было зарегистрировано большое количество сквозных трещин осадочного характера.
Грунтовые напластования по пути передвижки до глубины 2,5—3 м представляли собой культурный слой. Этот слой подстилался перемежающимися слоями мелких, сильно влажных, с органическим илом песков и суглинков пластичной консистенции средней плотности, мощностью от 1 до 8 м. Ниже их залегал мощный, слой — до 15 м — мелкозернистых песков, насыщенных водой. Эти грунтовые напластования при бурении подавались в обсадные трубы. На глубине 23—25 м расположены карбонная глина и второй слой известняка. Юрская глина и первый слой известняка почти полностью эродированы.
Проектом предусматривалось устройство пути для передвижки дома на плотно слежавшемся насыпном грунте, с вычисткой старых, засыпанных мусором выгребных ям; очищенные от мусора ямы заполнялись кирпичной щебенкой. По всему пути передвижки была уложена щебеночная подготовка слоем от 30 до 60 см. Щебенка укатывалась 10-тонным механическим дорожным катком. Во время укатки щебенки в некоторых местах отмечалась осадка под барабанами катка, а при расчистке этих мест обнаруживались засыпанные выгребные ямы.
Для того чтобы часть здания, выходившую на Краснохолмскую улицу, можно было передвинуть на красную линию, перемещение было намечено по кривой. Наиболее отдаленный радиус равнялся 159,56 м, а ближайший к центру вращения — 101,23 м. Подбор радиусов был произведен теоретически, путем точного определения существующего положения и красной линии. Длина пути передвижки по большому радиусу — 33,72 м. Поворот здания на полную длину передвижки был определен в 19°5'.
Срез здания с фундаментов был намечен в том месте, где бутовый фундамент переходит в кирпичную кладку. Все капитальные кирпичные стены по линии среза усиливались прокатными двутавровыми балками № 45, которые обхватывали стены здания с двух сторон. Таким же способом были заведены рандбалки и вдоль всех внутренних каменных столбов. Пробивка штраб в кирпичных стенах для рандбалок производилась на глубину 20 см.
Парные рандбалки соединялись в верхней плоскости, над осью каждого пути, посредством пропущенных сквозь стену и приваренных к ним обрезков рельсов. Неизменность положения рандбалок в нижней плоскости достигалась приваренными к ним ходовыми балками. Горизонтальная рама, образованная системой рандбалок, дополнительных поперечных связей и ходовых балок, создавала достаточную жесткость в горизонтальной плоскости. Здание двигалось по путям, состоящим из четырех и местами из шести рельсовых ниток. Расстояние между рельсами одного пути было от 20 до 30 см.
Косое перемещение здания по отношению к фундаментам затрудняло выключение существующего и нового фундаментов из работы. Действительно, при передвижке здания по основанию различной жесткости могла иметь место неравномерная осадка здания, следовательно, и деформация. Для исключения из работы существующих фундаментов потребовалось бы перекрыть их балками (с опорами на клетки) с пролетом в 5 м. Для перекрытия таких пролетов с нагрузкой в 24,5 т на 1 пог. м понадобилось бы уложить высокие балки (мостовые фермы). Поэтому было решено не выключать из работы старые и новые фундаменты, а перекрыть их деревянными клетками по высоте в четыре ряда. Этим достигалось увеличение упругости основания, и, таким образом, создавались условия для равномерной осадки при прохождении здания над уложенной по культурным напластованиям подготовкой и фундаментами.
Рельсовые пути по территории передвижки были уложены на двойном деревянном настиле: нижний ряд — из шпал и верхний из брусьев. Настилы укладывались под углом 45° друг к другу. Нижний настил из шпал укладывался с зазорами от 5 до 15 см радиально. Во время укладки шпал на щебеночную подставку под ними подливался цементный раствор. Брусья имели сечение 12х20 см и ставились на ребро. Через каждые четыре-пять брусьев оставлялся зазор шириной 12—20 см. По брусьям под углом 45° пришивались костылями железнодорожные рельсы типа Ia.
Устройство путей под домом и заведение ходовых балок производились в две очереди: вначале для четных путей, затем для нечетных. Катки применялись длиной 1,2 м: изготовленные из кованой стали и обточенные на цилиндр. Все катки располагались радиально.
Ходовые балки, установленные под рандбалками и заклиненные с ними, закреплялись сначала деревянными распорками, а затем приваривались к рандбалкам. Изгибание двух балок одного пути делалось в соответствии с радиусом кривизны. Для ходовых балок использовались двутавры № 55. Рельсы изгибались также в соответствии с радиусами кривизны каждого пути.
Передача веса здания на путевые устройства производилась постепенно, по мере подготовки отдельных путей. После устройства всех путей и заведения ходовых балок в стенах здания оставались целики от старого фундамента, по удалении которых здание было полностью посажено на катки.
Передвижка здания осуществлялась 27 электродомкратами мощностью по 20 тс каждый. Домкраты укладывались с задней стороны дома на доски, опиравшиеся по нижним полкам каждой пары ходовых балок, и передвигались вместе со зданием.
С одной стороны основание домкрата упиралось в диафрагму, поставленную между каждой парой ходовых балок, а с другой стороны винт домкрата упирался в специальный заклинивающий упор, передавая силу сопротивления движению здания тем же рельсам, по которым оно двигалось. Шаг резьбы винтов каждого из двух рядом расположенных домкратов (установленных вдоль передвигаемого здания) изменялся пропорционально расстоянию домкрата от оси вращения дома. Движение здания происходило со сравнительно большой скоростью — от 10 до 15 м/час. Таким образом, более удаленный от оси вращения торец знания передвигался в течение двух минут на 50 см, а ближайший к оси вращения — на 32 см.
Все домкраты включались и выключались одновременно посредством одного рубильника. Однако для каждого домкрата имелся и свой рубильник; в случае необходимости можно было выключить в отдельности любой домкрат. Передвижка здания осуществлялась с интервалами через каждые 0,5 м, в соответствии с длиной винта домкрата, причем вначале подготовка к каждому этапу передвижки (выпрямление катков, перестановка упоров) Занимала более часа. Дом был передвинут на новое место в течение трех дней. Осадка здания проверялась нивелировкой по рейкам, прикрепленным к стенам здания. Правильность направления передвижки контролировалась по смещению индексов относительно неподвижных реперов на рельсовых путях. Индексы прикреплялись к раме передвигаемого дома.
По окончании передвижки здание стало над приготовленным для него фундаментом с точностью до ±2 см.
На время работ были сооружены пульт управления передвижкой и будка управления домкратами. В пульте управления был установлен рубильник электрической сети, телефон внутренней коммутаторной станции, электрическая сигнализация и мощный микрофон.
Здание во время передвижки не получило никаких деформаций; все системы (водопровод, канализация, электричество и т. п.) действовали бесперебойно.
После посадки здания на катки определялись дополнительные напряжения, возникающие в кирпичной кладке и рандбалках в период движения здания. Определить напряжения в каменных стенах и рандбалках в момент, когда они начинают работать на изгиб, не представлялось возможным из-за помех, вызванных ударами пневматического молотка при разборке каменной кладки под рандбалками.
Тензометры Гугенбергера, прикрепленные сверху к рандбалкам, в середине между путями показали растягивающие напряжения до 700 кгс/см2. Приборы, установленные посередине сечения балки и на верхней полке, показали, что и в этих сечениях неразрезная балка пролетом 3 м также испытывала только растягивающие усилия; следовательно, рандбалка работала вместе с кирпичной кладкой.