Передвижка дома № 24 по ул. Горького в Москве

18.05.2016

При реконструкции правой стороны улицы Горького в 1938 г. была осуществлена передвижка на 49,82 м в глубь квартала в прямом направлении интересного в архитектурном отношении дома, построенного еще в 1903 г. Большие арки с узкими простенками в первых двух этажах и полуциркульная арка пролета в центре здания, высотой в два этажа, радовали глаз.
В плане дом имел форму прямоугольника, включающего два внутренних двора. Объем здания — 46600 м3, площадь основания — 61,7х39,1 = 2412,5 м2, вес — 22400 т. Стены кирпичные на сложном и частично на цементном растворе; качество кладки хорошее. Подвал располагался под всем зданием и внутренними дворами; он был покрыт кирпичными и частично железобетонными сводиками; перекрытия остальных этажей — деревянные по металлическим балкам; стропила деревянные; кровля железная. Здание оборудовано водопроводом, канализацией, центральным водяным отоплением, электричеством, телефоном и т. п.
Здание срезалось с фундаментов на уровне пола подвала. Это дало возможность передвинуть его вместе со стенами подвалов и перекрытиями над внутренними дворами. Разборка перекрытий над дворами была нецелесообразной, так как препятствовала бы заезду во двор транспорта.
Грунтовые напластования по пути движения представляли собой средний и мелкозернистый песок мощностью 3 — 5 м с малой примесью глины и подстилались более крупными песками. Уровень грунтовых вод находился на 2 м ниже пола подвала. Нормативное давление на грунтовые напластования было принято от 3,5 до 4 кгс/см2; давление на шпалы под подошвой рельсов — до 30 кн/м2.
В отличие от передвижек других зданий, где предварительное сооружение фундаментов было обязательным, при передвижке данного здания, происходившей в зимнее время в предельно короткий срок, было решено специальных фундаментов под здание не закладывать, тем более, что здание двигалось вместе с подвалом и подготовка из кирпичной щебенки укладывалась по всей территории непосредственно по материку. В связи с этим пришли к выводу, что нет необходимости в возведении на новом месте специальных фундаментов. Во время эксплуатации здание неравномерной осадки не дало.
Однако щебеночное основание под пути, сложенное из кирпичного боя без заполнения пустот, при его увлажнении не могло гарантировать долговечность. После передвижки здания в апреле 1938 г., в эту подготовку было произведено нагнетание цементного раствора.
Сдвижка здания с места производилась двумя электрическими лебедками, мощностью 15 т каждая, при одновременной работе трех систем полиспастов. Лебедки помещались непосредственно на передних (длиной в 4 ж) консолях ходовых балок. Тросы с барабанов этих лебедок располагались нормально к направлению движения; при этом трос от левой лебедки проходил через систему блоков и стягивал средние ветви основного полиспаста. Перед началом каждого этапа передвижки включалась сначала одна лебедка, а затем вторая; при дальнейшем движении (после сдвижки здания с места) пользовались сначала одной лебедкой с двумя системами полиспастов (см. рис. 46), а затем второй лебедкой. Блоки двух смежных полиспастов сходились через каждые 3—4 м и менее, т. е. каждый этап передвижки продолжался до тех пор, пока блоки а не подходили вплотную к блокам б, а блоки г — к блокам в. Далее лебедкам давался обратный ход, и вспомогательными полутонными лебедками д блоки а иг оттягивались как можно ближе к блокам е и ж. Неволики (сжимы) д, скрепляющие концы троса, развинчивались и высвободившийся (от пройденного этапа движения) трос основного полиспаста наматывался на катушки.
Принятая система давала большое тяговое усилие; однако частые и длительные перерывы в движении, вызываемые необходимостью уборки лишнего троса основного полиспаста и сматывания с барабанов лебедок троса двух вспомогательных систем полиспастов, ограничивали коммерческую скорость. Такая конструкция тяги может быть рекомендована для сдвижки с места зданий весом более 20 тыс. тс, при условии удаления блоков за пределы нового положения здания на такое расстояние, при котором было бы минимальное количество остановок из-за сближения блоков а с блоками б.
Здание было передвинуто на новое место за три дня. Техническая скорость движения при одной лебедке составляла 4—6 м/час, а при двух лебедках — 8—12 м/час.
Вход и выход во время подготовительных работ и в период передвижки здания осуществлялся по специальным галереям, устроенным на консолях из уголковой стали, заделанных в стену здания на высоте подоконника первого этажа. Выход на эти галереи был устроен из переделанных в лестничных клетках оконных проемов в дверные.
Все сантехнические устройства на время передвижки здания переводились на временное присоединение; система отопления была присоединена к котельной соседнего здания посредством трубопроводов, уложенных вдоль направления движения дома. Все работы, связанные с передвижкой здания, заняли около пяти месяцев.
Небезынтересно отметить, что по проекту предлагалось применить тяговое усилие, состоящее из двух пятнадцатитонных электролебедок и одной системы полиспастов при тридцати однорольных подвижных блоков. Трос имел диаметр 22 мм, а ролики блоков 500 мм. Однако из-за большого количества блоков и связанных с этим потерь этой системой тяговых усилий здание не сдвинулось с места и было применено предложенное нами решение.