Передвижка здания Моссовета

18.05.2016

Передвижкой здания Моссовета (ул. Горького, д. №31) положено начало реконструкции левой стороны улицы Горького, которая на протяжении от Советской площади до площади Пушкина расширилась с 20 до 50 м.
Здание Моссовета состоит из двух больших корпусов и двух боковых крыльев, соединяющих оба корпуса. Между корпусами и крыльями расположен большой внутренний двор.
Корпус здания Моссовета, выступающий своим фасадом на улицу Горького (рис. 67), построен в 1784 г. известным архитектором Матвеем Казаковым. Второй — новый корпус, расположенный по улице Станкевича, построен в 1932 г. по проекту академика архитектуры И. А. Фомина.
Передвижке подлежал первый корпус, представляющий собой четырехэтажное каменное здание, имеющее в плане форму буквы «П», объем 32500 м3, площадь — 1710 м2 и вес — 20 тыс. тс. Существующая деревянная пристройка к дому (веранда) передвигалась вместе с основным зданием (рис. 68).
Стены здания кирпичные, сложенные на известковом растворе, толщиной 1,5 м в первом этаже и до 0,74 м — в четвертом. Фундаменты бутовые, сложены на слабом известковом растворе. Подвал имеется только под небольшой частью здания Полы первого этажа в том месте, где подвал отсутствует, уложены на лагах с кирпичными столбиками, либо по бетонной подготовке непосредственно на грунте. Междуэтажное перекрытие над цокольным этажом сделано преимущественно из металлических балок с заполнением кирпичными сводиками. Перекрытия над первым этажом и вьше состоят из металлических балок с деревянным заполнением. Кровля железная, по деревянным стропильным фермам шпренгельной системы. Здание оборудовано водяным и частично калориферным отоплением, водопроводом, канализацией, электроосвещением, телефоном и т п.
Передвижка здания Моссовета

Здание было передвинуто на 13,65 м в прямом направлении внутрь квартала и поставлено на красную линию. Длина пути передвижки соответствовала примерно размеру пролета двух арок (13,70 м), перекрывающих проемы высотой в два этажа между старым зданием и новым. Проемы служили для входа и въезда во двор Моссовета. Над арками проема в третьем этаже имелась галерея, соединявшая старый корпус с новым. Передвижка здания на новое место была произведена за счет сноса этих арок с расположенными над ними галереями.
Для сообщения между старым и новым корпусами, на время работ был устроен мостик висячей конструкции. Мостик собирался на полу третьего этажа, поддерживающие его тросы прикреплялись к капитальным стенам здания.
При производстве основных работ, нормальная трудовая деятельность здесь не нарушалась. Работы, связанные с передвижкой дома, как под домом, так и по территории передвижки, выполнялись подземным — закрытым способом.
Сущность закрытого способа передвижки заключалась в следующем. Часть двора (по которому на глубине 4 м укладывались пути для передвижки здания) перекрывалась сначала поверх асфальтового покрытия временным дощатым настилом, причем перекрытие это устраивалось по частям и в ночное время. До отметки низа подготовки щебеночного основания на расстоянии 3 м друг от друга были выкопаны колодцы (размерами в плане 1,2х1,2 м), в которые устанавливались стойки из круглого леса. Для распределения давления на большую площадь под основание стойки помещался деревянный крест из брусьев. Колодцы поверху перекрывались съемными деревянными щитами. Затем в асфальтовой мостовой до отметки верха этих стоек были открыты траншеи, в которые укладывались двутавры (главные балки) с опиранием их на стойки. Верхние полки главных балок находились в одном уровне с мостовой. Поверх главных балок в нормальном к ним направлении размещались поперечные балки, по которым пришивался дощатый настил из двух слоев досок с прокладкой толя. Для того, чтобы не прекращалась нормальная работа на первых этажах, было решено завести подземным способом (предварительной проходкой штольнями под бетонной подготовкой полов) металлические балки с опиранием концов их в специально пробитые гнезда в каменных стенах здания.
Подсчетами сравнительной стоимости открытого (без предварительного перекрытия двора) и закрытого (с перекрытием двора) способов было определено, что удорожание работ при закрытом способе выражается в 0,5 руб. на 1 м3 передвигаемого здания.
Выемка грунта из-под временного настила двора Моссовета и полов помещений производилась подземным способом в течение круглых суток. Автомашины нагружались автоматически из бункеров.
Заведение металлических балок в капитальные стены со стороны улицы Горького и улицы Станкевича производилось после прорытия вдоль здания глубоких траншей. Чтобы движение пешеходов по тротуару в дневное время не было нарушено, устройство траншеи по ширине тротуара этой улицы с деревянными креплениями и верхнего дощатого настила производили в ночное время.
Расстояние между осями отдельных путей составляло от 3,3 до 3,9 м. Каждый путь имел четыре рельсовых нитки. Шпалы укладывались на расстоянии 0,5 м одна от другой по щебеночной подготовке, политой цементным раствором. Передвижка здания осуществлялась по грунтовым напластованиям, из разнозернистого песка и местами из супеси твердой консистенции.
На новом месте расположения здания заложили фундаменты из монолитной железобетонной ленты толщиной от 0,4 до 1 м. После передвижки здание Моссовета было поставлено на фундаменты, рассчитанные на предстоящую надстройку в два этажа.
Движение здания осуществлялось одновременной работой тянущего и толкающего приспособлений: двумя лебедками с системами полиспастов и 25 электродомкратами мощностью по 20 тс. Последние были установлены со стороны улицы Горького. Общее тяговое усилие было рассчитано на воспринятие 5% от веса здания.
Полиспаст тянущего приспособления был запроектирован так, чтобы избежать специального устройства опор для крепления неподвижных блоков. Для этого в качестве неподвижных анкеров были использованы боковые крылья (каменные стены нового корпуса Моссовета). Крепление производилось специальной конструкцией, распределявшей нагрузку на стены.
Домкраты для сдвижки здания с места устанавливались сзади и упирались своими концами в специально приваренные упорные балки.
Перед началом передвижки здания были разобраны все временные крепления внутреннего двора. Временный переходный мостик, соединявший по третьему этажу старый и новый корпуса, до начала движения был опущен вниз и убран.
Здание Моссовета и все его сантехнические устройства во время подготовки к передвижке и в период самой передвижки работали бесперебойно. Передвижка здания Моссовета обошлась в 40% от его оцененной стоимости.
Передвижка была осуществлена 16 сентября 1939 г. В момент движения здания была сделана одна остановка с целью освобождения барабанов лебедок от чрезмерного количества витков троса. Здание находилось в движении 41 мин., следовательно, оно двигалось с технической скоростью 13,65x60 41 = 19,97 м/час.