21.08.2017
Современное жилище – это не просто защита от непогоды и холода. Для производства комфорта загородные дома и городские квартиры...


21.08.2017
Первое, что следует знать о натяжных потолках – самостоятельно сделать такую отделку не получится. Не важно, какие умения...


21.08.2017
Новые пластиковые окна способны решить множество проблем, но только в том случае, если выбраны они будут правильно. Разочарования...


21.08.2017
Навесные вентилируемые фасады – довольно сложные многослойные конструкции. Все элементы их решают определенные задачи. Если речь...


18.08.2017
В последние несколько лет весьма распространенными стали пластиковые двери. Объясняется это их практичностью, эстетичным внешним...


18.08.2017
Эффективное автономное отопление для коттеджей и дач является головной болью их владельцев. Централизованная подача тепла нередко...


Тротуарные плиты и фигурные элементы мощения

23.01.2017

Простота и скорость благоустройства территорий с использованием бетонных тротуарных плит, эстетические преимущества этих покрытий, возможность ремонта коммуникаций без разрушения плит — все это делает плитные покрытия лучшим вариантом благоустройства.
В Москве, в ППО «Моспромстройматериалы» под руководством Н.В. Михайлова была разработана усовершенствованная технология объемного вибропрессования особо жестких цементно-песчаных смесей.
В 1973 г. впервые в стране был организован опытно-промышленный выпуск тротуарных плит из песчаного бетона.
Первые промышленные партии тротуарных плит (Москва, завод ЖБИ № 17), уложенные в центре города (Кропоткинская ул., ул. К. Маркса, ул. А. Толстого, Ленинский пр.), до сих пор успешно эксплуатируются. Дальнейшие работы в области тротуарных плит позволили создать упрощенные технологии, специальное оборудование бесподдонного формования, а также новые виды изделий для покрытий тротуаров — фигурные элементы мощения (ФЭМ). Изделия (табл. 6.35) выпускаются до настоящего времени. При этом увеличивается количество типоразмеров, разработаны их новые виды. ФЭМ изготавливаются из особо жестких цементно-песчаных смесей и регламентированного по качеству сырья, что при соблюдении технологических норм позволяет получать продукцию высокого качества.
Накопленный опыт эксплуатации плитных тротуарных покрытий свидетельствует, что их качество зависит не только от показателей внешнего вида сборных бетонных элементов, но и в не меньшей степени от подготовки основания, тщательности укладки и порядка сборки. Любые отступления приводят не только к получению внешне непривлекательного покрытия, но и к снижению срока его службы: выступающие из плоскости элементы обкалываются, при плохо подготовленном основании плиты трескаются, в углублениях скапливается вода или лед, отдельные углы и грани притупляются.

Для устройства сборных тротуаров следует руководствоваться «Техническими указаниями на устройство тротуаров из бетонных плит» (ВСН 26-76), где, наряду с требованиями к основаниям, впервые предложены соотношения между несущей способностью тротуарных плит, типом основания (песчаное, щебеночное) и воспринимаемой покрытием нагрузкой (пешеходная, заезд транспорта).
Для получения заданного рисунка плиты укладываются в соответствии с заранее разработанной картой раскладки, что особенно важно на участках со сложным очертанием и при использовании плит разных цветов. В этих случаях, и особенно при малоформатных изделиях, укладку проводят вручную.
Для мощения больших регулярных участков в мировой практике используются легкие самоходные агрегаты, перемещающиеся по уже уложенному покрытию. Так, агрегат фирмы «Оптима» (ФРГ), приобретенный для мощения Старого Арбата, укладывает до 1,5 м2 за один цикл.
Бетонные плиты располагают в покрытии либо продольно-поперечными рядами, либо — «в елочку», что зависит от вида применяемых плит и назначения покрытия. При укладке квадратных и прямоугольных плит следует, по возможности, избегать прямолинейных швов большой протяженности.