Многофункциональные подземные объекты и их комплексы

12.06.2016

Подземными комплексами называются группы объектов, объединенных пространственно в одно целое и имеющих общую инфраструктуру. Различают монофункциональные и многофункциональные комплексы. Монофункциональные комплексы объединяют в себе функционально связанные объекты. Основой для формирования многофункциональных комплексов, в состав которых входят функционально не связанные между собой объекты, является технико-экономическая целесообразность их увязки.
Специфика каждого интегрируемого в существующую застройку нового подземного объекта, как правило, не отделима от учета его места в городе и от его реального окружения. Необходимость создания многофункциональных подземных комплексов чаще возникает в центральных районах больших городов, которые являются наиболее плотно застроенными и наиболее посещаемыми. Примерами таких комплексов в г. Москве являются TPK «Охотный ряд» на Манежной площади (рис. 3.1 и 3.2) и многофункциональный наземно-подземный комплекс «Галерея» на Лиговском проспекте в г.Санкт-Петербурге (рис.3.3 и 3.4).
Многофункциональные подземные объекты и их комплексы

Многофункциональные подземные комплексы, включающие наряду с предприятиями сферы обслуживания подземные пешеходные и транспортные коммуникации, в том числе железнодорожные станции и станции метро, подземные участки скоростных автомагистралей, подземные гаражи, автостоянки и прочие, перспективны также при создании окраинных центров культурно-бытового обслуживания населения как самого города, так и тяготеющих к нему пригородов. Самый большой из таких объектов находится в Торонто (Канада). Подземные улицы под деловой частью Торонто соединяют 27 км торговых аллей, пять станций метро, паркинги, универмаги, отели и железнодорожный терминал. Общая площадь застройки составляет около 370 тыс. м2.
В районах вокзалов целесообразно создание многофункциональных комплексов с устройством просторной подземной пешеходной зоны, связывающей перроны вокзала со станциями метрополитена, большими универсальными магазинами, остановочными пунктами наземного общественного транспорта, подземными автостоянками. При этом рекомендуется совмещение пешеходных тоннелей, подземных подходных коридоров железнодорожных вокзалов и подземных вестибюлей станций метро, которые часто располагаются на одних и тех же отметках.
Автотранспортные тоннели во многих случаях также целесообразно возводить как элементы более сложных многофункциональных комплексов, включающих в себя станции метро мелкого заложения, подземные участки железных дорог, другие транспортные и иного назначения сооружения. В крупных общественных наземно-подземных центрах вблизи узловых станций метро целесообразно под объединяющей их площадью проектировать многофункциональные комплексы, объединяющие магазины, рестораны, административные помещения различных фирм, а также автостоянки большой вместимости и гаражи.
Многофункциональные подземные объекты и их комплексы

Здания наземно-подземных общественных центров целесообразно проектировать с несколькими подземными уровнями. Нижний подземный уровень могут занимать трассы и станции метрополитена, отдельные участки железных дорог и скоростных автомагистралей. Верхний уровень может представлять собой систему взаимосвязанных входов в метро, входов в вокзалы и пешеходных переходов, непосредственно связанных со зданиями и сооружениями наземной застройки, а также подземными автостоянками и гаражами.
В современных общественно-транспортных подземных комплексах целесообразно использовать принцип взаимосвязанного и многоярусного размещения объектов на участках ограниченных размеров. Плоские кровли таких комплексов можно использовать для создания фрагментов зеленой наземной зоны. В многоуровневых подземных общественных комплексах целесообразно создание заглубленных «открытых дворов», на которые могут быть ориентированы витрины, входы в магазины и рестораны, а также входы в многочисленные служебные помещения.
В сложившихся районах крупных городов как при новом высотном строительстве, так и при реконструкции практически всегда целесообразны многоуровневые подземные коммунальные службы, размещаемые в контуре здания, а при необходимости и под дворовыми участками. При строительстве многоуровневых подземных комплексов в условиях сложившейся плотной застройки исторический облик района строительства, как правило, должен быть сохранен. Интересные примеры освоения подземного пространства в условиях исторической застройки представлены на рис. 3.5 и 3.6.
Так, на рис. 3.5 представлено техническое решение устройства подземного паркинга в историческом центре г. Мюнхена (Германия) рядом со зданием знаменитой на весь мир Мюнхенской оперы, соединенного со станцией метро и многочисленными торговыми центрами.
Многофункциональные подземные объекты и их комплексы

На рис. 3.6 показано устройство подземного паркинга на склоне горы в историческом центре г. Эдинбурга (Шотландия) в непосредственной близости от Эдинбургского замка и здания правительства Шотландии.
Интересным современным примером освоения подземного пространства в России является осуществленный проект строительства многофункционального комплекса на площади Восстания в г. Санкт-Петербурге. Проект включает в себя:
- систему современных подземных пешеходных переходов,
- двухуровневый паркинг на 1200 машино-мест,
- общественную зону отдыха с фонтанами,
- торговую галерею,
- рестораны и кафе.
По подсчетам специалистов петербургского НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, появление такого комплекса повысит на 20 % «проходимость» площади для автотранспорта. Объем инвестиций составил 420 млн долларов.
Место, выбранное для реализации проекта, уникально, - это географический центр города, куда устремлены основные транспортные и пешеходные потоки. Пересечение Невского проспекта и Новгородского тракта изначально было одним из первых транспортных узлов Санкт-Петербурга, путем из Москвы в новую столицу. Сегодня площадь Восстания - это не только сложившийся архитектурный ансамбль, это единственный в своем роде транспортный узел города: за счет расположения на пересечении двух главных центральных магистралей Петербурга - Невского и Лиговского проспектов, наличия узловой станции петербургского метрополитена и главного железнодорожного вокзала. Важнейшей целью проекта является развитие городской инфраструктуры при сохранении существующего архитектурно-исторического наследия. При реализации проекта будут произведены работы по благоустройству площади и прилегающих к ней территорий. В будущем площадь Восстания станет зоной отдыха и развлечений для горожан и гостей Петербурга, сохранив при этом свое транспортное значение.
Многофункциональные подземные объекты и их комплексы

Архитектурная концепция комплекса была разработана при совместной работе трех ведущих архитекторов - Сергея Чобана, Евгения Герасимова и Сергея Кузнецова. В ее основе - идея создания новой рекреационной зоны в самом напряженном транспортном узле исторического центра Петербурга. Согласно последнему варианту общая площадь комплекса составит более 90 тыс м2. Он расположится на территории в 3 га, заняв подземное пространство площади Восстания и часть Лиговского проспекта.
«1-й этаж» общей площадью 29,3 тыс. м2 - это система подземных пешеходных переходов, обширное общественное пространство и рекреационные зоны с фонтанами. «Этаж» расположится на глубине 10,7 м, его высота составит 6 м.
«2-й этаж» общей площадью 28,7 тыс. м2 - это торговая галерея, кафе и рестораны (15,2 тыс м2) и рекреационные зоны. Глубина этажа -18,1 м, а высота - 4 м.
«3-й этаж» общей площадью 28,4 тыс. м2 - это паркинг на 600 машиномест. Глубина этажа - 23,5 м.
«4-й этаж» общей площадью 28,4 тыс. м2 - это паркинг на 600 машиномест. Глубина этажа - 29 м.
Внутреннее подземное пространство первого и второго подземных уровней оформляется в классическом стиле петербургских садово-парковых ансамблей, с прямыми широкими галереями, с организацией просторных рекреационных зон. Все элементы создают светлую и уютную атмосферу «парка», в который можно спуститься в центре города и отдохнуть от урбанистической среды. В центре сооружения создается светлое открытое пространство - атриум с верхним остеклением, который объединяет два первых подземных уровня с помощью панорамных лифтов, эскалаторов и открытых лестниц.
Многофункциональные подземные объекты и их комплексы

Для организации доступа в подземный комплекс предполагается создать систему подземных пешеходных переходов, эскалаторов и лифтов для маломобильных групп населения, которые планируется разместить на каждом из пяти перекрестков площади Восстания, на пересечении главных магистралей. Главный вход в комплекс планируется расположить напротив центрального фасада Московского вокзала. Предусматривается возможность входа в комплекс непосредственно из здания вокзала.