Роль угля в топливно-энергетическом балансе


В экономике большинства стран мира проблема обеспечения потребностей в энергии является одной из основных.

Эта проблема многогранна. В иен переплетаются вопросы поиска, разведки, добычи, переработки и использования минеральных видов топлива, таких, как нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы и торф. Сюда следует отнести в качестве первичного источника энергии и минеральное сырье для атомной энергетики (урановые, ториевые руды и др.). Помимо минеральных источников энергии, совершенствуются и ведутся изыскания более эффективных методов использования природных источников — энергии солнца, ветра, геотермального тепла и др.

Из всех этих источников солнце обладает практически неисчерпаемой энергией. Однако, несмотря на уже созданные и успешно работающие гелиоустановки, подлинно эффективное и широкое использование солнечной энергии для промышленных и бытовых нужд будет возможно, вероятно, лишь в середине следующего века, когда будут решены на должном уровне все основные, связанные с этой задачей проблемы.

Рассмотрение технических аспектов освоения всех природных и искусственных источников энергии, помимо минеральных видов топлива, выходит за рамки данной работы. Отметим, что ни одни из этих источников (по тем или другим причинам) не обеспечивает в настоящее время решения проблемы снабжения энергией народного хозяйства в необходимых масштабах и даже не ожидается такого решения в ближайшее время — до 2000 г. На структуру топливно-энергетического баланса стран помимо чисто технических и экономических факторов определенное влияние оказывают исторически сложившиеся формы общественного производства и жизни, географические и климатические особенности страны, степень освоенности и развитости тех или других районов, национальные особенности культуры и образа жизни, крупные общественные катаклизмы (революции и воины) и др. В России на формирование топливно-энергетического баланса оказывает большое влияние плановая социалистическая экономика.

Уровень развития науки и техники позволяет современном экономике ориентироваться не на одни источник энергии, а на различные комбинации их и в ряде случаев отдавать предпочтение местным топливно-энергетическим ресурсам.

Однако сложность решения проблемы обеспечения энергией не ограничивается чисто внутренними техническими вопросами. Она переплетается также с рядом мировых экономических и политических проблем, в числе которых можно назвать: обеспечение доступа к иностранным источникам энергии, динамику изменения конъюнктуры мирового рынка, международную политическую обстановку н др.

Следует помнить, что в современном сложном мире энергетические кризисы могут возникать не только в результате объективных экономических причин, но и вследствие политических и политико-экономических действий правительств отдельных стран, а также крупных международных корпораций и монополий.

Практически топливно-энергетический баланс мира и отдельных стран, прежде всего развитых и развивающихся, определяется в настоящее время и в значительной степени на ближайшее будущее (до 2000 г.) добычей и использованием традиционных видов минерального топлива: нефти, газа, угля, горючих сланцев.

В связи с указанным большое внимание специалистов всех стран привлекает вопрос количественной и качественной оценки потенциальных мировых энергетических ресурсов.

К сожалению, из-за отсутствия достаточной геологической разведанности территории ряда стран, недостатка опубликованных данных и отсутствия единой международной методики оценки и классификации геологических запасов энергетического сырья в настоящее время невозможно дать полную и истинную картину мировых запасов этого сырья. По данным Европейской экономической комиссии ООН, уголь составляет 93% мировых традиционных энергетических ресурсов, нефть — 4% и природный газ— 3%.

В связи с тем, что в настоящее время более 60% мирового спроса на энергию удовлетворяется за счет нефти и природного газа, по мнению ряда специалистов, известные мировые запасы нефти в ближайшее столетие будут исчерпаны на 80%, природного газа — на 70%, а угля — всего на 1 %. Другие специалисты (например, Норман Сиддол — заместитель председателя Государственного управления угольной промышленности Великобритании) считают, что уже к концу текущего века в мире останутся только большие запасы угля, остальные виды ископаемого топлива будут практически исчерпаны.

По нашему мнению, к таким прогнозам следует относиться с большой осторожностью, так как структура и темпы роста потребления энергии и геологические запасы вновь открываемых месторождении часто определяются рядом факторов, влияние которых не поддастся учету. Одно - несомненно: уголь в ближайшем столетии будет иметь большое значение для удовлетворения мирового спроса на энергию. На это указывают решения о развитии добычи угля, принятые в России, социалистических странах, США, Великобритании, Австралии, Канаде и других странах.

По некоторым данным, общие прогнозные запасы угля в мире составляют около 14 000 млрд. т, из которых более достоверные (т. е. примерно соответствующие принятым в России категориям A+B+C1) составляют 1075 млрд.т. К числу крупнейших угледобывающих стран помимо России с добычей в 1978 г. 723 млн. т относятся такие страны, как США, ГДР, ПНР, ФРГ, Чехия, Великобритания, добыча угля в которых в 1977 г. составила соответственно 615, 254, 227, 215, 121 и 120 млн. т (по данным ООН).

Из 1075 млрд. т достоверных запасов угля в мире (без учета КИР) доля каменного угля составляет 779 млрд. т, остальные 296 млрд. т — бурые угли и лигниты.

Однако для прогнозирования потребностей в энергии и п связи с этим структуры топливно-энергетического баланса кроме сведений о запасах минерального топлива, атомно-энергетического сырья, необходимо знать возможности существующей техники, потенциальную выработку гидроэлектроэнергии и иметь хотя бы общее представление о динамике роста потребностей в энергии, которые в большой степени зависят от численности населения, общего прогресса в характере общественного производства, от культурно-экономических, оборонных и других потребностей общества.

Демографическая статистика дает достаточно четкий ориентир, хотя конкретные цифры могут иметь значительный разброс о зависимости от методики подсчета и экстраполяции на будущее. Немногим более 100 лет назад (1860 г.) население земного шара насчитывало 1270 млн. чел., в 1960 г. численность населения составила 2983 млн. чел., т. е. увеличилась в 2,3 раза. По мнению ряда экономистов, к 2000 г. население земного шара может вырасти до 5000 млн. чел., а по расчетам экономической комиссии ООН население мира к 2000 г. увеличится до 6130 млн. чел.

Если проанализировать фактическое потребление топлива в те же годы, то в 1860 г. потребление топлива (в условном исчислении) составило 0,44 т у. т. па душу населения, в 1960 г. — 1,78 т у. т., т. е. за 100 лет выросло в 4,8 раза. Крутизна роста кривой потребления топлива имеет явную тенденцию к увеличению, поскольку из добытого в мире на 1 января 1960 г. количества угля более половины было добыто после 1930 г., соответственно нефти — после 1949 г., природного газа — после 1952 г. Можно полагать, что в 2000 г. потребление энергии на душу населения в мире достигнет 5 т у. т.

Сложнее оценить изменение характера общественного производства под влиянием научно-технического прогресса, потребности в энергии в зависимости от культурных, экономических и других запросов общества, которые сами в значительной степени зависят от достигнутого уровня научно-технического прогресса (в частности, от формирующихся под его влиянием взглядов). Эти оценки, однако, облегчаются в рамках социалистической плановой экономики, на основе которой строится и развивается народное хозяйство России.

На формирование топливно-энергетического баланса России оказывает определенное влияние наличие разведанных и прогнозируемых запасов минерального топлива в недрах земли в определенные периоды технического прогресса, возможности и экономическая обоснованность их дальнейшего освоения, потенциальная энергия рек (которая еще далеко не освоена) и возможности использования минерального ядерного сырья для развития атомной энергетики.

Россия располагает почти половиной известных сегодня топливно-энергетических ресурсов мира, что позволяет в условиях сурового климата и .обширной территории с населением численностью более четверти миллиарда человек решать все задачи социального и экономического развития. Безусловно, новые геофизические методы разведки полезных ископаемых значительно расширят познания человечества в этой области.

Бурное развитие энергетики и транспорта во второй половине XX века привело к резкому росту потребления жидкого топлива и ускоренной отработке нефтяных месторождений, что вызвало значительное повышение цен на нефтяные продукты и появление в ряде стран с развитой нефтедобывающей промышленностью тенденции к сдерживанию темпов развития добычи нефти для сохранения запасов на перспективу. В связи с этим вновь обращено внимание на развитие добычи угля и потребности мирового рынка (экспортные поставки) оцениваются около 200 млн. т угля в год.

Общегеологические запасы угля в Советском Союзе, залегающие до глубины 1800 м и учитывающие, согласно международным нормам учета запасов, минимальную мощность пластов каменных углей 0,3 м и бурых 0,6 м, оцениваются почти в 8700 млрд. т, в том числе каменных углей более 5100 млрд. т и бурых углей почти 3500 млрд. т. Это характеризует угольную промышленность России как отрасль горнодобывающей промышленности, имеющую надежную и перспективную базу для своего развития.

Наиболее богатыми (по достоверным запасам) бассейнами являются: Кузнецкий, Канско-Ачинский, Донецкий, Иркутский, Печорский, Карагандинский (в порядке величины запасов). За последние годы в России проведены большие геологоразведочные работы, позволившие оценить достоверные запасы угля, залегающие на глубине до 1200 м, более чем в 2000 млрд. т.

На базе уникальных месторождений, пригодных для открытых разработок угля, создаются мощные топливно-энергетические комплексы. Примером могут служить месторождения Экибастузского и. Канско-Ачинского бассейнов, которые позволяют создать топливно-энергетические комплексы с разрезами на 50—60 млн; т в год каждый к электростанциями мощностью в десятки миллионов киловатт.

Большую перспективу имеет развитие добычи горючих сланцев, геологические запасы которых расположены в западной северной и центральной частях России и в Эстонии, позволяющее базировать на них энергетику северо-западных районов России и Заволжья, а также использовать сланцы как источник для получения жидкого топлива.

Несмотря па большие запасы торфа (около 60% мировых запасов), являющегося возобновляемым в природе видом минерального топлива, доля торфа и сланца в топливном балансе России при его абсолютном росте и в дальнейшем составит соответственно около 2 и 1 %.

Гидроэнергопотенциал крупных и средних рек России, несмотря на строительство мощных гидроэлектростанций — Днепровской, Красноярской, Братской, Каховской и других, еще невысок (около 4%) и имеет большие резервы для своего развития.

Несмотря на большие возможности всестороннего развития топливно-энергетического баланса России, вопросы экономии топлива и замены нефтяных ресурсов углем и горючими сланцами будут ключевыми в ближайшей перспективе.

Роль угля в топливно-энергетическом балансе повышается не только в России, но и в США, Великобритании, СРР, ПНР и других странах.

Крупными экспортерами угля на мировом рынке выступают США, ПИР, Австралия и ЮAP. В России продолжает развиваться угольная промышленность и создаются мощные топливно-энергетические регионы с передачей электроэнергии на большие расстояния и в районы, осваивающие новые месторождения минерального сырья.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!