Основными направлениями развития карьерного транспорта являются: совершенствование технологических схем его применения; увеличение мощности и производительности транспортных средств; создание и применение средств автоматизации и автоматизированных систем карьерного транспорта.
Значительное расширение получит электрифицированный железнодорожный транспорт с использованием тяговых агрегатов постоянного и переменного тока сцепным весом 240 тс с источником автономного питания 2000 л. с. и более. Будет осуществлен переход на тиристорный привод и автоматизированную систему управления подвижным составом.
Для увеличения производительности экскаватора и локомотивосостава большое значение будет иметь переход на перевозку пород вскрыши думпкарами грузоподъемностью 145—170 т, а также саморазгружающимися угольными вагонами грузоподъемностью 140 т и более.
Развитие автомобильного транспорта осуществляется путем создания и применения большегрузных автосамосвалов грузоподъемностью 75, 180 и 300 т и автомобилей-углевозов грузоподъемностью 40, 65, 120 т.
Развитие конвейерного транспорта тесно связано с созданием и совершенствованием роторных комплексов, а также комплексом для поточной и циклично-поточной технологии. В перспективе потребуется разработка конвейерных систем производительностью до 20—25 тыс. м3/ч для транспортирования скальной и рыхлой вскрыши и автоматизированных конвейерных поездов.
Эти транспортные средства объединяют в себе преимущества присущие железнодорожному и конвейерному транспорту, а применение при этом дистанционного или автоматического управления позволит создать высокопроизводительные системы.
В настоящее время наибольшей трудоемкостью отличаются такие вспомогательные процессы, как путевые работы на железнодорожном транспорте, работы по ремонту горного и транспортного оборудования, погрузочно-разгрузочные операции на складах, а также работы, связанные с ликвидацией последствий примерзания и налипания грунта к рабочим поверхностям горно-транспортного оборудования.
Для решения этой задачи создаются средства комплексной механизации и автоматизации путеремонтных и путепереукладочных работ, а также вспомогательных процессов.