26.09.2017
Микрокредитование в последнее время стало пользоваться огромной популярностью, но при этом новомодным явлением назвать его вряд...


25.09.2017
Незаметность в интерьере – одно из основных преимуществ конвекторов, который используются в комнатах с панорамным освещением....


23.09.2017
Длинный перечень достоинств имеют рулонные шторы. Такая отделка окна отличается обычно уникальным дизайном, практичностью и...


23.09.2017
В весьма обычное явление огромные окна превратились относительно недавно. Красиво и престижно панорамное остекление выглядит...


22.09.2017
Планируя ремонт офисного помещения, особое внимание стоит уделить выбору дверей. Существует очень много разновидностей дверей, но...


22.09.2017
Для долговечной и безопасной эксплуатации строительных конструкций очень важно оснащать их надёжными кровельными системами. И...


Пролетные строения с ездой понизу

15.06.2016

В ряде случаев, таких, как строительство путепроводов в стесненных городских условиях, а также когда по техническим, экономическим или иным соображениям требуется снизить отметки насыпей на подходах, необходимо применять пролетные строения с уменьшенной строительной высотой hстр. Сделать это в сплошностенчатых балках с ездой поверху сложно, так как их высота, в основном, определяется условиями прочности и деформативности. Выходом из положения может быть пропуск поездов не над главными балками, а между балками, раздвинутыми на соответствующую ширину, т.е. при езде понизу.
При этом наименьшее расстояние между главными балками определяется шириной габарита приближения конструкций. Для однопутных железнодорожных мостов оно составляет не менее 5,5...5,8 м, что, в свою очередь, требует выполнения опор более широкими, чем при езде поверху. Данное соображение всегда следует иметь в виду, поскольку необходимо добиваться эффективности решений не только пролетного строения, но и моста в целом.
Конструкция главных балок в рассматриваемом пролетном строении не имеет принципиальных отличий от случая езды поверху. Их характерная особенность состоит в отсутствии верхних продольных связей, мешающих езде понизу. Продольные связи можно устанавливать только по нижним поясам. При отсутствии связей верхние сжатые («открытые») пояса главных балок имеют большую свободную длину, что по условию общей устойчивости требует назначения более мощных их сечений. К примеру, ширина поясных листов в типовом пролетном строении длиной 27,6 м принята равной 650 мм вместо 490 мм в строении той же длины с ездой поверху. Устойчивость верхних поясов можно повысить также за счет устройства поперечных полурам в вертикальных плоскостях поперечных балок.
Из-за большого расстояния между главными балками возникает необходимость в устройстве балочной клетки проезжей части, состоящей из продольных и поперечных балок. Нагрузка от подвижного состава передается через мостовое полотно на продольные балки, которые, в свою очередь, передают ее на поперечные, а те — на главные балки. Строительная высота при этом не зависит от длины пролета, она определяется, главным образом, конструкцией проезжей части.
Необходимость в балочной клетке и специфическая работа верхнего пояса в пролетных строениях с ездой понизу приводят к повышенной в полтора—два раза металлоемкости по сравнению с пролетными строениями с ездой поверху при той же длине пролета (см. табл. 3.1), что является «платой» за пониженную строительную высоту. Ho в этом случае ничто не препятствует устройству главных балок наиболее рационального очертания — с переменной высотой, отвечающей эпюре изгибающих моментов в балке.
Обеспечить минимальную металлоемкость пролетных строений с ездой понизу возможно за счет оптимальной по весу балочной клетки. Единственным се фиксированным параметром является пролет поперечной балки. Количество продольных балок и их пролет (определяющие шаг поперечных балок и нагрузку на них), в принципе, произвольны, т.к. поперечные балки могут крепиться к главным балкам в любом месте. При этом стремятся к минимальной строительной высоте балочной клетки, которая ограничена допустимым прогибом балок. По минимуму высоты преимущество имеет проезжая часть с расположением продольных и поперечных балок в одном ярусе, хотя по сравнению с двухъярусной клеткой это создает конструктивные сложности.
При увеличении шага поперечных балок возрастает пролет и соответственно масса металла продольных балок, но снижают число и масса металла поперечных балок. С уменьшением шага наблюдается обратный процесс. Таким образом, можно найти оптимальный по минимуму массы балочной клетки шаг поперечных балок. Эта задача была решена Н.С. Стрелецким еще в 20-х гг прошлого века.
Пролетные строения с ездой понизу
Пролетные строения с ездой понизу
Пролетные строения с ездой понизу

Мостовое полотно, устраиваемое на балочной клетке, может быть любого типа: как безбалластное, так и с ездой на балласте, с присущими каждому типу достоинствами и недостатками, о которых говорилось выше. В типовом проекте пролетных строений с ездой понизу, разработанном Гипротрансмостом в 1967 г., принято безбалластное мостовое полотно с ездой на деревянных поперечинах или железобетонных плитах. Проект также включает серию балок длиной 18,2; 23; 27 и 33,6 м (см. табл. 3.1). Относительная высота главных балок при езде понизу принимается несколько большей, чем при езде поверху — (1/9...1/13) lp, но строительная высота hстр составляет всего 0,82...0,84 м. Для примера на рис. 3.17 показаны фрагменты пролетного строения пролетом 18,2 м.
Поскольку в рассматриваемых строениях высота главных балок и строительная высота независимы, главные балки можно выполнять произвольной высоты из углеродистой, относительно малопрочной, но дешевой стали. Так и поступили авторы типовой конструкции, применив сталь марки 16 (в северных условиях ее заменяют сталью 10Г2С1Д). Продольные балки проезжей части также выполнены из стали 16Д, а поперечные — из стали марки 15ХСНД или 10Г2С1Д.
Стык продольных и поперечных балок при одноярусном расположении аналогичен балочной клетке решетчатых пролетных строений. Исключение составляют нижние пояса балок, где в качестве накладок используют горизонтальные фасонки продольных связей. Продольные связи раскосной системы крепят также непосредственно к нижним поясам главных балок. Узел прикрепления поперечных балок к стенкам главных балок парными уголками такой же, как в решетчатых пролетах. Особенность состоит в том, что для удобства сборки один уголок приклепывают к стенке на заводе, а другой прикрепляют на монтаже высокопрочными болтами.
В силу негабаритности конструкции главные балки и балки проезжей части поставляют отдельными элементами. Затем пролетное строение собирают и устанавливают на опоры в полном сборе обычно консольным краном ГЭПК-130У либо стреловыми кранами.
Одним из недостатков пролетных строений с ездой понизу является сложность выполнения ремонтных работ мостового полотна при эксплуатации. Для повышения долговечности мостового полотна его могут выполнять на металлических поперечинах. Они состоят из парных швеллеров № 20, связанных поверху горизонтальными листами. Между рельсами уложен настил из рифленого листа шириной 700 и толщиной 5 мм. Тротуары в виде сборных ребристых железобетонных плит отделены от проезда и опираются на поперечные балки.
Устройство пути на металлических поперечинах позволяет снизить расходы по его содержанию. Однако и без того высокий расход металла увеличивается более чем на 500 кг на 1 м моста, усложняется устройство автоблокировки, возрастает шум при проходе поездов.