Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии


С 1980-х гг. в отечественном мостостроении развивается направление, в котором основной упор делается на применение унифицированных конструкций в рамках так называемой гибкой технологии. При массовом возведении автодорожных мостов это позволяет существенно снизить трудозатраты, сроки и стоимость строительства. Впрочем, гибкая технология не исключает индивидуальное проектирование пролетных строений на основе унифицированных решений.
Толчком к появлению и развитию гибкой технологии явилось то, что большинство автодорожных и городских стальных коробчатых мостов в 60—70-е гг. прошлого века проектировали по индивидуальным проектам каждый раз со своими генеральными размерами, что существенно усложняло их изготовление на заводах и монтаж на строительных площадках.
Основные принципы гибкой технологии, опирающиеся на отечественный опыт строительства 60 -70-х гг. прошлого века, состоят в следующем:
• применение унифицированных элементов пролетных строений ограниченной номенклатуры, из которых можно компоновать широкий спектр продольных схем и поперечных сечений;
• унификация технологий изготовления, транспортировки и монтажа конструкций, производственной оснастки, машин и оборудования;
• альтернативность способов монтажа (гибкость производственной системы);
• специализация производственных фирм на отдельных видах работ;
• конструктивно-технологическое (системное) проектирование мостов, т.е. совместное проектирование конструкции, организации и технологии ее возведения.
Здесь технология понимается не в узком смысле как строительный процесс, а в широком — как производственная система, направленная на выпуск широкой номенклатуры продукции определенного вида.
Целью разработки гибкой технологии создания стальных коробчатых автодорожных мостов явилось повышение качества и сокращение сроков их строительства. Две, на первый взгляд, взимоисключающие задачи решили путем разработки конструкции пролетных строений повышенной заводской готовности. За счет этого значительно сократился объем сварочных и монтажных работ на строительной площадке. Они упрощены и унифицированы, что, естественно, благоприятно отразилось на сроках и качестве работ.
К примеру, автодорожный мост через реку Днепр у г. Славутича, находящийся в зоне ликвидации Чернобыльской аварии, был построен в предельно сжатые сроки — спустя всего два года с начала проектирования. Схема моста — 3х63 + (63 + 105 + 147 + 105 + 63) + 3х63 м, общая масса металла — 2900 т.
Основным компонентом гибкой технологии является разработанный в 1980-х гг. Ленгипротрансмостом «Комплекс унифицированных элементов и блоков стальных автодорожных пролетных строений с ортотропной плитой пролетами 42...147 м» (проект 585РП).
Пролетные строения рассчитаны под две, четыре и шесть полос движения с габаритами: Г-11,5; Г-(9,5 + С + 9,5); 2(Г-11,5); Г-(13,25 + С + 13,25); 2(Г-15,25) для автодорог I и II категорий. Ширина разделительной полосы С принята равной 4,5 м, тротуаров — 1,5 м. Унифицированные элементы и блоки также могут быть использованы для компоновки пролетных строений под габариты Г-8, Г-10 и другие с изменением ширины консольных блоков ортотропной плиты. Металлоконструкции комплекса запроектированы под нагрузки AН и НК-80 и выполняются из сталей 15ХСНД и 10ХСНД.
Рабочий проект комплекса состоит из двух серий (разделов).
1. Элементы и блоки балочных пролетных строений с ездой поверху со сплошностенчатыми главными балками двутаврового сечения пролетами 42...105 м по следующим схемам (табл. 4.1):
42 м; 63 м (разрезные балки);
42 + n х 63 + 42 м (неразрезные балки при n = 1...6);
n х 63 м (то же, при n = 2...5);
63 + n х 84 + 63 м (то же, при n = 1...3);
63,0 + n х 105 + 63 м (то же, при n = 1...3).
Компоновки поперечного сечения пролетных строений из двутавровых главных балок представлены на рис. 4.23.
Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии

Блоки главных балок двутаврового сечения имеют 35 типоразмеров и могут изготавливаться длиной 10,5 и 21 м. Все заводские соединения — сварные, монтажные — комбинированные. Наибольшая масса блока длиной 21 м — 6,3 т. Блоки ортотропной плиты имеют 10 типоразмеров. Заводские соединения, монтажные покрывающего листа сварные, остальных элементов — на ВПБ. Наибольшая масса блока ортотропной плиты длиной 10,5 м 4,5 т. Продольные связи — сварные таврового сечения, поперечные — в виде сварных рам из прокатных уголков.
II. Элементы и блоки балочных неразрезных пролетных строений с ездой поверху с коробчатыми главными балками пролетами 63...147 м по следующим схемам (табл. 4.2):
63 + n х 105 + 63 м при n = 1...3;
84 + n х 126 + 84 м при n = 1...3;
63 + 105 + n х 147 + 105 + 63 м при n = 1...3.
Компоновки поперечного сечения пролетных строений с коробчатыми главными балками представлены на рис. 4.24.
Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии

Блоки главных балок коробчатого сечения имеют 32 типоразмера и могут изготавливаться длиной 10,5 и 21 м. Заводские соединения, в основном, сварные, монтажные — комбинированные (болтосварные). Наибольшая масса блока длиной 10,5 м — 30,5 т; блока длиной 21,0 м — 43,4 т. Блоки ортотропной плиты имеют W типоразмеров. Заводские соединения сварные, монтажные соединения покрывающего листа сварные, остальных элементов — на высокопрочных болтах. Наибольшая масса блока длиной 10,5 м — 6,1 т. Конструкция связей аналогична использованной в серии I.
Применение коробчатых блоков главных балок, изготавливаемых на заводе, позволяет на монтаже снизить: удельную длину прирезываемых кромок листов на 10...20 %, длину сварных швов, выполняемых автоматом на 15...25 %, ручной сваркой на 70...80 %, трудозатраты сборки металлоконструкций — в 2,5...3 раза.
Гибкая технология предполагает следующие альтернативные способы монтажа пролетных строений: продольная надвижка, навесной (полунавесной) монтаж, попролетный монтаж при помощи плавучих опор.
Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии

Унифицированные элементы комплекса служат основным ориситиром для конструирования конкретных пролетных строений. После возведения первого моста через реку Сухона в Тотьме (1986 г.) по гибкой технологии по схеме 63 + 2 х 105 + 63 м в России построены уже десятки мостов подобной конструкции.
Комплекс по проекту 585РП предназначен для обычных условий. Особенностью пролетных строений для северных ус-ионий является полное исключение монтажной сварки, а также некоторых заводских сварных соединений. С этой целью все монтажные стыки выполняют на ВПБ, а заводские прикрепления связей к фасонкам — на заклепках либо на высокопрочных болтах. Ленгипротрансмостом по проекту 378-КМ разработаны пролетные строения под габариты Г-8, Г-10 и Г-11,5 для автодорог IV, III и II категорий (табл. 4.3, рис. 4.25).
В проекте 378-КМ монтажные блоки главных балок двутаврового сечения могут назначаться длиной 10,5 и 21 м, блоки ортотропной плиты изготавливают размером 10,5 х 2,48 м. Наибольшая масса монтажного блока длиной 21 м — 15,6 т. Заводские соединения выполняют на сварке и заклепках, монтажные соединения — на ВПБ. Проезжая часть пролетных строений состоит из железобетонных дорожных плит ПАГ-XIV размером 2х6х0,14 м, укладываемых на слой пескоцемента по битумной обмазочной гидроизоляции на металлическую ортотропную плиту. Базовая технология возведения пролетных строений северного исполнения — полунавесной монтаж.
Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!