21.06.2017
Гидроизоляция в комнате, где будет устанавливаться ванна или душ, должна быть качественной, ведь именно здесь возможны постоянные...


21.06.2017
Мрамор появляется в результате соединения известняка и доломита под воздействием перекристаллизации различных осадочных пород в...


21.06.2017
Трактор - это техника, без которой сложно представить выполнение дорожно-строительных, землеройных и других работ. Именно поэтому...


20.06.2017
При монтаже пластиковых окон немаловажным пунктом является оформление ее откосов. Для отделки проемов используется материал, из...


20.06.2017
Первые недели жизни малышу требуется на сон не менее 18 часов в сутки. Поэтому очень важно правильно организовать место для сна....


20.06.2017
Утепление или же преобразование лоджии собственными силами, как и при работе профессионалов, всегда начинается с робот по ее...


Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии

15.06.2016

С 1980-х гг. в отечественном мостостроении развивается направление, в котором основной упор делается на применение унифицированных конструкций в рамках так называемой гибкой технологии. При массовом возведении автодорожных мостов это позволяет существенно снизить трудозатраты, сроки и стоимость строительства. Впрочем, гибкая технология не исключает индивидуальное проектирование пролетных строений на основе унифицированных решений.
Толчком к появлению и развитию гибкой технологии явилось то, что большинство автодорожных и городских стальных коробчатых мостов в 60—70-е гг. прошлого века проектировали по индивидуальным проектам каждый раз со своими генеральными размерами, что существенно усложняло их изготовление на заводах и монтаж на строительных площадках.
Основные принципы гибкой технологии, опирающиеся на отечественный опыт строительства 60 -70-х гг. прошлого века, состоят в следующем:
• применение унифицированных элементов пролетных строений ограниченной номенклатуры, из которых можно компоновать широкий спектр продольных схем и поперечных сечений;
• унификация технологий изготовления, транспортировки и монтажа конструкций, производственной оснастки, машин и оборудования;
• альтернативность способов монтажа (гибкость производственной системы);
• специализация производственных фирм на отдельных видах работ;
• конструктивно-технологическое (системное) проектирование мостов, т.е. совместное проектирование конструкции, организации и технологии ее возведения.
Здесь технология понимается не в узком смысле как строительный процесс, а в широком — как производственная система, направленная на выпуск широкой номенклатуры продукции определенного вида.
Целью разработки гибкой технологии создания стальных коробчатых автодорожных мостов явилось повышение качества и сокращение сроков их строительства. Две, на первый взгляд, взимоисключающие задачи решили путем разработки конструкции пролетных строений повышенной заводской готовности. За счет этого значительно сократился объем сварочных и монтажных работ на строительной площадке. Они упрощены и унифицированы, что, естественно, благоприятно отразилось на сроках и качестве работ.
К примеру, автодорожный мост через реку Днепр у г. Славутича, находящийся в зоне ликвидации Чернобыльской аварии, был построен в предельно сжатые сроки — спустя всего два года с начала проектирования. Схема моста — 3х63 + (63 + 105 + 147 + 105 + 63) + 3х63 м, общая масса металла — 2900 т.
Основным компонентом гибкой технологии является разработанный в 1980-х гг. Ленгипротрансмостом «Комплекс унифицированных элементов и блоков стальных автодорожных пролетных строений с ортотропной плитой пролетами 42...147 м» (проект 585РП).
Пролетные строения рассчитаны под две, четыре и шесть полос движения с габаритами: Г-11,5; Г-(9,5 + С + 9,5); 2(Г-11,5); Г-(13,25 + С + 13,25); 2(Г-15,25) для автодорог I и II категорий. Ширина разделительной полосы С принята равной 4,5 м, тротуаров — 1,5 м. Унифицированные элементы и блоки также могут быть использованы для компоновки пролетных строений под габариты Г-8, Г-10 и другие с изменением ширины консольных блоков ортотропной плиты. Металлоконструкции комплекса запроектированы под нагрузки AН и НК-80 и выполняются из сталей 15ХСНД и 10ХСНД.
Рабочий проект комплекса состоит из двух серий (разделов).
1. Элементы и блоки балочных пролетных строений с ездой поверху со сплошностенчатыми главными балками двутаврового сечения пролетами 42...105 м по следующим схемам (табл. 4.1):
42 м; 63 м (разрезные балки);
42 + n х 63 + 42 м (неразрезные балки при n = 1...6);
n х 63 м (то же, при n = 2...5);
63 + n х 84 + 63 м (то же, при n = 1...3);
63,0 + n х 105 + 63 м (то же, при n = 1...3).
Компоновки поперечного сечения пролетных строений из двутавровых главных балок представлены на рис. 4.23.
Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии

Блоки главных балок двутаврового сечения имеют 35 типоразмеров и могут изготавливаться длиной 10,5 и 21 м. Все заводские соединения — сварные, монтажные — комбинированные. Наибольшая масса блока длиной 21 м — 6,3 т. Блоки ортотропной плиты имеют 10 типоразмеров. Заводские соединения, монтажные покрывающего листа сварные, остальных элементов — на ВПБ. Наибольшая масса блока ортотропной плиты длиной 10,5 м 4,5 т. Продольные связи — сварные таврового сечения, поперечные — в виде сварных рам из прокатных уголков.
II. Элементы и блоки балочных неразрезных пролетных строений с ездой поверху с коробчатыми главными балками пролетами 63...147 м по следующим схемам (табл. 4.2):
63 + n х 105 + 63 м при n = 1...3;
84 + n х 126 + 84 м при n = 1...3;
63 + 105 + n х 147 + 105 + 63 м при n = 1...3.
Компоновки поперечного сечения пролетных строений с коробчатыми главными балками представлены на рис. 4.24.
Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии

Блоки главных балок коробчатого сечения имеют 32 типоразмера и могут изготавливаться длиной 10,5 и 21 м. Заводские соединения, в основном, сварные, монтажные — комбинированные (болтосварные). Наибольшая масса блока длиной 10,5 м — 30,5 т; блока длиной 21,0 м — 43,4 т. Блоки ортотропной плиты имеют W типоразмеров. Заводские соединения сварные, монтажные соединения покрывающего листа сварные, остальных элементов — на высокопрочных болтах. Наибольшая масса блока длиной 10,5 м — 6,1 т. Конструкция связей аналогична использованной в серии I.
Применение коробчатых блоков главных балок, изготавливаемых на заводе, позволяет на монтаже снизить: удельную длину прирезываемых кромок листов на 10...20 %, длину сварных швов, выполняемых автоматом на 15...25 %, ручной сваркой на 70...80 %, трудозатраты сборки металлоконструкций — в 2,5...3 раза.
Гибкая технология предполагает следующие альтернативные способы монтажа пролетных строений: продольная надвижка, навесной (полунавесной) монтаж, попролетный монтаж при помощи плавучих опор.
Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии

Унифицированные элементы комплекса служат основным ориситиром для конструирования конкретных пролетных строений. После возведения первого моста через реку Сухона в Тотьме (1986 г.) по гибкой технологии по схеме 63 + 2 х 105 + 63 м в России построены уже десятки мостов подобной конструкции.
Комплекс по проекту 585РП предназначен для обычных условий. Особенностью пролетных строений для северных ус-ионий является полное исключение монтажной сварки, а также некоторых заводских сварных соединений. С этой целью все монтажные стыки выполняют на ВПБ, а заводские прикрепления связей к фасонкам — на заклепках либо на высокопрочных болтах. Ленгипротрансмостом по проекту 378-КМ разработаны пролетные строения под габариты Г-8, Г-10 и Г-11,5 для автодорог IV, III и II категорий (табл. 4.3, рис. 4.25).
В проекте 378-КМ монтажные блоки главных балок двутаврового сечения могут назначаться длиной 10,5 и 21 м, блоки ортотропной плиты изготавливают размером 10,5 х 2,48 м. Наибольшая масса монтажного блока длиной 21 м — 15,6 т. Заводские соединения выполняют на сварке и заклепках, монтажные соединения — на ВПБ. Проезжая часть пролетных строений состоит из железобетонных дорожных плит ПАГ-XIV размером 2х6х0,14 м, укладываемых на слой пескоцемента по битумной обмазочной гидроизоляции на металлическую ортотропную плиту. Базовая технология возведения пролетных строений северного исполнения — полунавесной монтаж.
Пролетные строения, применяемые в гибкой технологии