Особенности сталежелезобетонных пролетных строений с решетчатыми фермами

15.06.2016

В связи с тем, что в последнее время за рубежом активно применяют сквозные балочные системы в мостах различного назначения, рассмотрим, как делают стальные пролетные строения с решетчатыми фермами.
Интерес к их применению взамен сплошностенчатых вызван тем, что здесь стенка представляет собой набор дискретных элементов, работающих на осевые силы, что дает экономию стали. Эффективное включение плиты проезжей части в работу сжатых поясов создает дополнительную экономию. Кроме того, железобетонная плита может полностью заменить собой пояса фермы. Такая система более жесткая, чем цельнометаллическая ферма, а значит, можно уменьшить расстояния между осями верхнего и нижнего поясов.
Сталежелезобетонные решетчатые системы в балочных пролетных строениях применяют, преимущественно, при езде поверху, так как здесь намного проще включить плиту в работу пояса, чем при езде понизу.
Особенности сталежелезобетонных пролетных строений с решетчатыми фермами

В качестве примера можно привести мост через долину реки Фульда под два пути скоростной железнодорожной линии Ганновер—Вюрцбург в Германии (рис. 5.22, а). На мосту применены разрезные пролетные строения длиной 57,6 и 72 м с целью упрощения их возможной замены. Железобетонная плита проезда включена в совместную работу с верхними поясами ферм при помощи гибких стержневых упоров, приваренных к вертикальным и горизонтальным листам верхних поясов (Н-образного сечения), а также к узловым фасонкам (рис. 5.22, б). Узел ездового пояса главной фермы изображен на рис. 5.22, в. Стальную часть пролетных строений возводили способом продольной надвижки, объединив разрезные фермы в неразрезную систему. Неразрезность сохранялась и при последующем бетонировании монолитной плиты проезжей части; только после набоpa бетоном прочности снимали соединительные элементы.
Особенности сталежелезобетонных пролетных строений с решетчатыми фермами

Применяют также и неразрезные пролетные строения железнодорожных мостов с ездой поверху. Они имеют простую треугольную решетку ферм с параллельными поясами либо с криволинейным нижним поясом. Такой принцип использован, к примеру, в трехпролетном неразрезном строении моста через реку Майн в Нантенбахе на двухпутной скоростной линии Ганновер—Вюрцбург (Германия) по схеме 83,2 + 208 + 83,2 м (рис. 5.23). Помимо устройства в верхнем поясе железобетонной плиты, включенной с ним в совместную работу, в приопорных зонах ферм устроены сталежелезобетонные плиты, усиливающие нижние сжатые пояса главных ферм.
Монтаж пролетного строения производили в следующем порядке. Боковые пролеты собирали на временных опорах, после чего навесным способом монтировали консоли длиной 34 м центрального пролета. После бетонирования нижних плит смонтировали при помощи плавучих опор центральную часть среднего пролета длиной 140 м и массой 1600 т. На завершающем этапе забетонировали монолитную верхнюю плиту и направлении от середины к краям моста.
В автодорожных мостах средних пролетов получили распространение балочные неразрезные решетчатые пролетные строения с ездой поверху специального вида.
Особенности сталежелезобетонных пролетных строений с решетчатыми фермами

Проезжую часть (и одновременно верхний пояс фермы) устраивают в виде железобетонной плиты, предварительно напряженной вдоль оси моста, а иногда и поперек моста (рис. 5.24).
Решетчатые наклонные стенки балок выполняют в виде треугольных ферм постоянной высоты. Нижние пояса ферм могут быть стальными, железобетонными или сталежелезобетонными. Конструкции имеют регулярную по длине пролета структуру, поэтому могут формироваться из пространственных модулей. Пример такого модуля показан на рис. 5.25.
Особенности сталежелезобетонных пролетных строений с решетчатыми фермами