Технологические схемы транспортирования угля

04.01.2017

Схемы гидротранспортирования угля состоят из трех основных узлов: узла пульпоприготовления, который находится у поставщика топлива, пульпоперекачивающих насосных станций и узла приемки гидросмеси у потребителя.
Существуют следующие схемы гидротранспортирования угля от поставщика к потребителю.
Схема 1. Уголь из разреза в вагонах по железной дороге доставляется к потребителю, где после помола уголь направляется к котельным установкам тепловой электростанции.
Схема 2. Уголь, выданный из разреза, смешивается с водой, затем гидросмесь насосами перекачивается к потребителю, где уголь обезвоживается, сушится, измельчается до необходимой крупности и используется в топках котлов.
Схема 3. В отличие от предыдущей схемы у поставщика уголь подвергается тонкому помолу, затем подготавливается гидросмесь, которая транспортируется на тепловую электростанцию, где она сгущается и насосами транспортируется к форсункам котлов для непосредственного сжигания без предварительного обезвоживания и сушки.
Схема 4. В отличие от схемы 3 гидросмесь из разреза направляется в устройства для мокрого помола угля, затем в устройства для подготовки смеси и после гидротранспортирования у потребителя сжигается в форсунках.
Схема 5. Гидросмесь, полученная на разрезе, не подвергается дополнительной обработке, направляется гидротранспортом на станцию, где уголь обезвоживается, сушится, подвергается помолу и используется в сухом виде.
Схема 6. В отличие от схемы 4 на станции предусматриваются мокрый помол угля, сгущение водоугольной смеси и подача ее в форсунки для непосредственного сжигания.
Схема 7. В отличие от схемы 6 на станции уголь обезвоживается, сушится и поступает к котлам тепловой электростанции.
Практически может быть использована любая из 2—7 рассматриваемых схем, все зависит от того, в каком виде будет сжигаться уголь.
Гидротранспортирование в рассматриваемых технологических схемах может осуществляться различно — с промежуточными емкостями или без них. При наличии промежуточных емкостей между насосными станциями в трубопроводе имеется разрыв. Вся гидросмесь поступает в резервуары (зумпф) и оттуда насосами транспортируется до следующей насосной станции (см. рис. 7.50).
Схема перекачки из насоса в насос (без промежуточного зумпфа) получила наибольшее распространение, так как она требует наименьших капитальных затрат на строительство установок. Однако А.В. Полежаев на основании исследований рекомендует осуществлять работу гидротранспортной системы с разрывом потока, используя промежуточные склады-зумпфы после каждого звена, состоящего из двух последовательно включенных грунтовых насосов. Это вызвано тем, что подача пульпы «из насоса в насос» — система неустойчивая, ненадежная. Рекомендуемая схема целесообразна там, где обеспечено постоянство подачи и консистенции гидросмеси.
При подаче топлива на станцию пульпоподающие станции должны иметь 100 %-ный резерв. Резервный насос держат в собранном виде на стенде рабочего места. При этом стоимость увеличения размеров здания землесосной станции значительно меньше, чем убытки, получаемые в результате перебоев в работе пульпонасосных станций (по данным А.Г. Джваршеишвили).
Таким образом, вышерассмотренные технологические комплексы состоят из разреза, гидротранспортных установок и установок для топливоиспользования. В этих комплексах гидротранспорт объединяет разрез с тепловой электростанцией в единый технологический процесс и позволяет снизить при этом потери угля при перевозках и улучшить экономические показатели работы не только разреза, но и электростанции.