В настоящее время практически все континентальные драги являются свайными. Боковое перемещение (поворот вокруг рабочей сваи) называют маневрированием, перемещение драги вперед после отработки очередного забоя — зашагиванием. Маневрирование осуществляется при помощи маневровой системы, состоящей из канатов, закрепленных одним концом на берегу, другим на драге, и маневровых лебедок, установленных на драге. Поворот производится вокруг рабочей сваи, т. е. сваи, опущенной и закрепившейся в дражном отвале. Вторая свая находится при этом в поднятом состоянии. В зависимости от принятого способа выемки в горизонтальной плоскости рабочие сваи могут меняться — рабочей при этом становятся поочередно левая и правая сваи. Ho может сохраняться постоянно одна рабочая свая, другая включается в работу только на период зашагивания драги.
На небольших драгах старых выпусков может сохраняться только канатное маневрирование (без помощи свай).
Когда драга, закончив отработку и зачистку очередного забоя, придет в крайнее положение (точка I на рис. 12.14), она вокруг той же рабочей сваи начинает поворот вправо и продолжает его до тех пор, пока черпаковая рама не пойдет к промежуточной точке 2, которая отмечена вешкой на поверхности. После этого поворот прекращают, меняют рабочую сваю и продолжают поворот в ту же сторону вокруг другой сваи, подводя черпаковую раму к точке 3, которая также должна быть отмечена вешкой. После этого снова меняют сваи, и драга продвигается вперед. Расстояние между точками 2 и 3 (хорду зашагивания lх.з) определяют заранее по заданной величине зашагивания, используя для этого формулу
где Rp — радиус черпания драги на уровне поверхности россыпи, м; а — заданная величина зашагивания, м; lо.с — расстояние между осями свай, м.
В итоге драга продвигается вперед на величину а (заданную величину зашагивания) и может начинать отработку следующего забоя. Время, затрачиваемое на зашагивание, зависит от типа драги и может составлять от 4—10 мин для обычных драг до 30 мин для драг глубокого черпания.
Чтобы драга могла начать разработку новой заходки (начать новый дражный ход), ей необходимо развернуться. Обычно такой разворот состоит из двух последовательных поворотов на 90°: первый — для зарезки новой заходки из отработанной и второй — чтобы начать разработку в обратном направлении. При развороте драги в забое необходимо строго соблюдать зазоры между бортом разреза и кормовыми колодами драги. Это условие соблюдается, когда
где Bв — наименьшая ширина разреза на уровне воды, м; R,в — радиус черпания на уровне воды; К — длина кормовых колод, м; lк — величина наибольшего приближения конца кормовой колоды при поворотах драги, м; w — величина бортового выступа, м; е — наименьший допустимый зазор между концом колоды и выступом борта разреза (е = 2/3 м). Величина Ю определяется в соответствии с конструктивными параметрами драги (расстояние от оси понтона до оси свай).
Величину шага устанавливают исходя из необходимости обеспечения максимальной эффективности черпания по всей длине забоя.
При драгировании существенное значение имеет правильный выбор расстояния между точками закрепления канатов на берегу (между «мертвяками»).