20.07.2018
В ходе возведения частного жилого здания и разработке интерьера, необходимо принимать во внимание все требования, которые...


20.07.2018
Биметаллическими радиаторами называют батареи, созданные из нескольких сплавов: стального и алюминиевого. Сталь применяют с целью...


19.07.2018
Гибка металла, в особенности, листового, считается технологичной процедурой, в ходе которой из прокатного листа можно получить ту...


18.07.2018
Металлические изделия самой разной функциональности для краткости называются метизы. Группа охватывает широчайший ассортимент,...


18.07.2018
Сегодня на рынке выбор покрытий для пола является попросту колоссальным, среди самых востребованных вариантов следует отметить...


17.07.2018
Инверсионная крыша является «кровлей наоборот». Если говорить простыми словами, то основным её отличием, сравнивая со стандартной...



Зимняя разработка карьеров

24.05.2018
В связи с внедрением круглогодовой работы на кирпичных заводах особо важное значение приобретает зимняя разработка карьеров.

Существует два основных способа зимних работ: ручная разработка с постоянным перекрытием, отепляющим место работ, и экскаваторная с покрытием забоя отепляющим покровом.

Перекрытие делается настилом бревнами в один или два ряда.

Верхний ряд настилается досками. Перекрытие сверху засыпается опилками, торфом и прочими отепляющими стредствами. Перекрытие укладывают после съема очисти на всю площадь, подлежащую выработке в зимний период.

С осени от места летней разработки к площадке, перекрытой настилом, выкапывают выемку. Глубина выемки должна соответствовать глубине разработки под перекрытием. Выемку покрывают также перекрытием и она делается как бы тамбуром перед входом в место разработки. Как всякий тамбур, такая выемка помогает поддерживать в утепленном карьере, даже в сильные морозы, температуру для нормальной разработки ручным способом. Выемка делается шириной в два узкоколейных пути с соблюдением междупутья необходимых размеров (см. раздел «Внутризаводской транспрорт»). В выемке и в утепленном карьере соблюдается необходимый откос стенок во избежание завала (60—45°).

Торец выемки, обращенный к цеху формовки, обшивают досками в две стенки по стойкам с засыпкой между ними утепляющего материала (опилки, шлак и т. п.). В торце делают две двери для пропуска вагонеток. Торец карьера, так же как и торец выемки, обшивают досками с отеплением и также оставляют две двери для въезда пустых и выезда груженых вагонеток. В перекрытом карьере устанавливают несколько отопительных печей для поддержания необходимой температуры во время морозов. Для защиты кровли карьера от перегруза снегом устанавливают наружу по сторонам карьера снегозащиту из обычных щитов, укрепленных на кольях.

Такой способ разработки, вследствие своей дороговизны (требует много леса) находит применение в областях с суровой зимой и большими снегопадами, т. е. там где другие способы зимней разработки невозможны. Утепленный карьер должен находиться поблизости формовочного цеха, во избежание промерзания верхнего слоя глины на вагонетках во время их движения в цех.

В условиях средней полосы России, с более мягкой зимой, доступен простой и дешевый способ: разработка открытого карьера экскаватором. Зимой при температуре до —5°, используя экскаватор, удается работать без утепления забоя, т. к. до этой температуры он не промерзает.

При температурах ниже 5° наиболее дешевую глину получают при работе в три смены — круглые сутки. В этом случае цепь с ковшами все время находится в движении, оголенные места забоя не успеваеют замерзать, не застывают механизмы и смазка, глина на ковши не намерзает.

Опыт показал, что зимние работы вести тем более удобно, чем больше толщина слоя полезной породы. Кроме того, зимние работы вести лучше экскаватором с наибольшей длиной рамы. Это понятно: при большей длине рамы количество передвижек экскаватора будет гораздо меньше и выработать глины он может больше.

Во избежание необходимости отепления забоя следом за движущимся экскаватором, применяют еще метод работы короткими забоями. По длине хода экскаватора на рельсах забой доводят до 2 м. Здесь экскаватор передвигается туда и обратно, пока не выберет всю глубину забоя.

Чем тоньше разрабатываемый слой, тем труднее вести работы зимой. Малая толщина слоя вынуждает заготовлять с лета глину в запас на зиму, в штабелях вблизи цеха формовки. Штабели приходится утеплять. Разработку штабелей и загрузку вагонеток ведут вручную или экскаватором, соблюдая те же меры предосторожности, что и при работе в карьере.

Зимняя работа никаких технических трудностей в разработке карьера не вызывает. Главным образом встречаются трудности организационного порядка из-за неудобства обслуживания механизмов. В связи с этим экскаватор приспособляют так, чтобы создать условия для возможно более удобной работы. Можно, например, переставить мотор экскаватора на крышу кабины, а внутри ее поставить печь.

Обычно наблюдающееся примерзание глины к ковшам, лотку и стенкам бункера экскаватора устраняют обшивкой черпанной рамы, всей будки и бункера фанерой, подбитой войлоком. Передача на большое расстояние к цеху формовки в сильные морозы опасна промерзанием верхнего слоя глины на вагонетках. Приходится отеплять и вагонетки, прикрывая их сверху матами из соломы, либо войлочными или рогожными тюфяками. Промерзшие куски глины, попадая в машины могут быть причиной аварии. Даже прошедший машину кусок глины, раздробленный на мелкие части, служит причиной брака — на кирпиче-сырце образуются трещины.

Каждый перерыв в работе весьма неудобен, вследствие примерзания налипшей глины к деталям экскаватора: черпакам, цепи, лотку, стенкам бункера. Поэтому экскаваторы во время перерывов на час и более (неработающая смена, поломка механизма, перерыв на праздничный день и т. п.) сразу по окончании работы очищают от глины во избежание замерзания ее на металлических частях.

Во время работы экскаватора зимой необходимо учитывать изменения свойств стали при понижении температуры. На морозе металл делается хрупким, легко разбивающимся. Толчки экскаватора на стыках рельс зимой, в большие морозы, могут быть причиной поломок. Отсюда вывод — пути с осени должны быть как следует отремонтированы, уклоны для экскаватора смягчены, пути проверены уровнем и шаблоном. Замерзшие металлические передаточные и движущиеся части экскаватора легко ломаются от перегрузок.

Самый важный вопрос — это отепление карьера. Нужно с осени отеплять по верху всю ту часть, которая подлежит разработке, и забой, где идет выработка экскаватором. Отепление делается после снятия очисти по верху забоя фрезерным торфом, опилками, соломой. Материал должен быть сухим, чтобы нe давать возможности быстро рассеиваться теплоте. Только при этом условии тепло-изолятор оправдает свое назначение. При достаточно сухом фрезерном торфе и сухих опилках московские заводы довели толщину отепляющего слоя до 40 см. Откос забоя отепляют соломенными матами.

Отепление ложится солидными накладными расходами на стоимость глины. Это требует самого бережливого отношения к материалам.

Примененные уже однажды торф или опилки, при подготовке зимой площадки под забой, смерзшимися сбивают в форме плит и используют в дальнейшем. Таким образом, этот отепляющий материал может бытьприменен несколько раз. С целью удешевления отепления употребляют растительный слой — «очисть», доводя слой опилок до минимума. Отепление одного кубометра глины в московских условиях обходилось около 2,5 руб. Наблюдения за промерзанием грунта на протяжении зимы показали, что оно протекает неравномерно. В первые два месяца (ноябрь—декабрь) грунт промерзает в глубину медленно. С января скорость в глубину промерзания увеличивается, достигая наибольших величин в конце февраля. Исходя из скорости промерзания, инженер Наумов М.М. предложил подбирать толщину утепляющего слоя в зависимости от намечаемого времени разработки. Участки карьера, подлежащие разработке в начале зимы, должны утепляться тонким слоем до 15 см. Участки подлежащие выработке в середине зимы, следует крыть слоем толщиной 30 см и в конце зимы соответственно — 50 см. Расход утепляющего материала снижается почти наполовину. Рекомендуется с середины февраля использовать и снег, дополнительно покрывая им слой отепляющего материала.

Производство работ зимой требует создания аварийного запаса. Стоимость м3 глины при зимних разработках, в условиях плохой организации работ на заводе, возрастает в два-три раза по сравнению со стоимостью летом.

Ликвидация сезонности позволяет полностью использовать производственные мощности. Непрерывная работа дает возможность иметь постоянные квалифицированные кадры. Все это увеличивает выработку завода, снижает себестоимость кирпича. Вздорожание продукции от расходов на сырье (отепление и т. п.) покрывается снижением расходов по другим статьям (цеховые, общезаводские расходы и т. п.). Среди производственников распространено мнение, что наиболее рациональным способом зимней работы является заготовка летом запаса глины в зимнем глинохранилище. Зимой завод должен снабжаться из механизированного глинохранилища. Механизированная подача глины в завод может значительно сократить затраты рабочего времени на зимнюю добычу глины. Сооружение зимнего хранилища требует значительных капитальных затрат. Широкое внедрение этого способа зависит от результатов длительной практической проверки его в различных условиях.

При отеплении забоя возможна естественно и ручная разработка карьера. Отеплитель удаляют с откоса забоя и вручную разрабатывают глину. На время перерыва в работе обнаженные места для предохранения от промерзания укрывают соломенными матами.