Загрузка и выгрузка кирпича в гофманских печах. Стахановские методы загрузки и выгрузки

24.05.2018
В настоящее время загрузка и выгрузка печи производится вручную. Однако, уже на ряде заводов эти процессы механизируются. Ручная загрузка сырца в печь производится в большинстве либо тачками, либо карусельными вагонетками. Выгрузка — тачками и площадочными вагонетками.

Процесс садки сырца относится к весьма трудоемким, именно на этот участок стахановцы сразу же и обратили в первую очередь свое внимание. Садка сырца в верхних рядах обычно производилась при помощи скамейки. Теперь везде введена садка без скамейки; сырец принимают непосредственно из рук подвозчиков. Это мероприятие увеличило производительность садчиков вдвое.

Вагонетки с сухим сырцом часто подают в печь на поворотный круг, установленный на большом железном листе. Лист дает возможность ставить вагонетку вплотную к садчику, благодаря чему отпадает необходимость передачи сырца или же уменьшается расстояние передачи, что облегчает садку.

В 1946 г. бригадир — садчица Кучинского кирпичного завода (Моск. область) т. Архипова М. H., имея норму в 16 800 шт. сырца в смену на 4 человека, садила систематически 20—24 тыс. шт. Этих успехов т. Архипова добилась прежде всего хорошей подготовкой своего рабочего места и оборудования к работе. Бригада состояла из двух садчиц и двух заюлыциц (подавальщиц вагонеток).

Бригада, приступая к работе, осматривает, приводит в порядок и смазывает все транспортное оборудование: вагонетки, поворотные круги, затем старательно подгоняет по месту переносные пути. Под печи члены бригады очищают от мусора и выравнивают. Рабочее место обеспечивают достаточным светом переносными лампами. Ввозить вагонетку в камеру помогают заюльшицы, т. к. вагонетки вменяющие 250 шт. кирпича, обладают значительным весом — около 1,5 т. Садку ведут сперва обе пары. Нижние ряды садит вся бригада 4 человека, верхние, с 9 елки садят только двое т. е. садчицы, заюльшицы лишь подают кирпич с вагонеток. У внутренних стен зазор между ножками делают уже и сами ножки ниже, чем у наружных. Огонь у наружных стен печи по этой причине не отстает. Для ножек применяют наиболее сухой сырец, хорошей формы, без трещин. Елку на пятом и девятом рядах перевязывают. От этого садка делается устойчивее. На под камеры укладывают деревянную рейку. Под рейку кладут ножки. Для установки шахт точно под трубочками через каждые три средние трубочки вставляют рейки и кладут по ним шахты. Бумажные ширмы аккуратно промазывают глиной. Сырец повышенной влажности садят не ниже 9 ряда елок и ближе к полевой (наружной) стене. Сырец с влажностью выше 10 % отбраковывают и направляют снова в сушку. Сырец с большими трещинами в садку не принимают, т. к. в обжиге он может развалиться и садка разрушится.

Значительных достижений добились и стахановцы-выгрузчики (иногда их называют каталями).

Эти результаты были достигнуты, во-первых, хорошей подготовкой рабочего места. Выгрузчики, участники бригады, до начала работы смазывали ход тачек, укладывали катальные доски так, чтобы иметь широкий выезд из печи. Для этого клали два гона (доски). Для укладки подбирались широкие толстые доски и стальные гоны. При укладке они подсыпались печными шлаками, чтобы лежали плотно на земле. Обожженный кирпич старались заблаговременно хорошо остудить в печи, чтобы создать нормальные условия работы. Также заблаговременно подготовлялась площадка для выгрузки кирпича — ее очищали, удаляя щебень и камни.

На выгрузке работают два каталя — один снимает верхние ряды, другой самостоятельно — нижние. Труд разделен. Разгрузку тачек и укладку в клетки производят две укладчицы. Каталь не ожидает тачки, а возвращается в печь с тачкой, опорожненной ранее. Тачку соответственно приспособили к работе. Для итого ее изготовляют с большим отвалом спинки. Центр тяжести переносится на колесо и уменьшается нагрузка на руки. Колеса тачки ставят на шарикоподшипники.

Орденоносец стахановец-выставщик Бескудниковского кирпичного завода (Моск. обл.) т. Блынский Г. С., соблюдая указанные условия, ритмично работая и полностью используя рабочее время, достигает выставки 10000 кирпича в смену и выполняет норму на 230—300%. Т. Блынский делает сам сортировку кирпича в печи и сам выгружает его на площадке. Подавальщиков (сдатчиков) всего один человек на 4—6 выставщиков. Т. Блынский отдыхает во время уборки печи от мусора.

Т. Блынский выполняет норму на 300 % при высоком качестве работы. Партия кирпича, выставленная т. Блынским всегда выгодно отличается от других тщательностью кладки и высокой сортностью.

Выгрузка кирпича из печи на площадку может производиться площадочными вагонетками. Устройство их, обслуживание и ремонт описаны в разделе: «Внутризаводской транспорт».

Механизированная загрузка печи транспортерами — конвейерами испытывалась и внедрена на ряде кирпичных заводов (Моск. обл., Киев). На Бескудниковском заводе (Моск. обл.) еще до Великой Отечественной войны сырец подавался к ходку печи карусельной вагонеткой. Две работницы перекладывали сырец на конвейер, который транспортировал его в рабочий канал печи. Второй конвейер работал в печи, подавая кирпич-сырец к месту садки. Перекладка сырца с одного конвейера на другой производилась работницей вручную. Применение конвейера облегчало работу настолько, что выполнять ее могли даже подростки. Облегчение работы дало возможность значительно увеличить производительность труда.

Также при помощи передвижных конвейеров небольшой длины (4—6 м) может производиться и разгрузка печи. Обожженный кирпич кладут на передвижной конвейер, установленный у места разгрузки вдоль печи. Этим конвейером кирпич передают к ходку, в который вставлен второй передвижной конвейер. Для передачи от ходка на площадку устанавливают третий конвейер. С конвейера на конвейер кирпич передают вручную или механическим перегружателем.