Розжиг и остановка гофманской печи. Ремонт печи и подготовка цеха обжига к сезону

24.05.2018
На сезонных заводах, по окончании обжига производят необходимый ремонт печей и транспортных устройств, связанных с ними. До ремонта детально осматривают состояние печи, шатра, подкрылков, выставочной площадки и транспортных приспособлений. Все обнаруженные недостатки заносят в ведомость дефектов, после чего составляют смету на предполагаемые работы.

Если завод за зиму обеспечен сырцом для обжига и печь будет работать, первой заботой является обеспечение печи топливом, по крайней мере на два месяца работы. До наступления осенних дождей необходимо завозить запас топлива на печь на полный оборот. Топливо находясь на печи, будет не только защищено от атмосферных осадков, а наоборот еще и подсохнет. По мере расходования этого запаса на печи, его непрерывно пополняют.

Основную массу запаса хранят у печи на топливной площадке. Площадку до завоза топлива выравнивают, утрамбовывают и окапывают водоотводными канавами.

В печи после остановки обычно приходится ремонтировать или заменять часть огнеупорной футеровки. Приходится перекладывать осевшие своды (их часто во время работы до капитального ремонта подпирают кирпичными столбами). При перекладке футеровку из красного кирпича весьма желательно заменить футеровкой огнеупорного, или, по крайней мере, тугоплавкого кирпича, как более долговечной. Огнеупорную футеровку делают на растворе из огнеупорной глины с добавкой вместо песка огнеупорного молотого шамота. Неаккуратная кладка с толстыми швами (толщина шва должна быть не более 3—4 мм) и без перевязки кирпича при кладке стен и свода нередко бывает причиной преждевременного разрушения футеровки, даже огнеупорной (выпадание кирпичей из свода, проседание свода). Подлежат осмотру все ходки печи, трубки и стены. Треснувшие, ослабевшие ходки печи с выпадающими кирпичами в своде намечают к перекладке. Разрушившиеся трубочки также перекладывают или устанавливают при возможности в эти места хорошо обожженные фасонные камни из огнеупорной массы.

В то же время делают осмотр и проверку всей тяговой и жаровой системы. Очелки тщательно очищают и если необходимо ремонтируют или перекладывают (обычно сводики). Все прогоревшие конуса и покривившиеся обычайки (кольца, гнезда) заменяют новыми с проточенными бортами. Конус должен плотно садиться в свое кольцо (гнездо). Проверяют состояние винтовых подъемников и штанг (тяг) к конусам.

Исправная штанга обеспечивает правильную посадку конуса на кольцо (гнездо). Каждое кольцо должно быть плотно заделано в кладку. При необходимости кладку подправляют подсыпают в жолоб кольца молотого шамота различной крупности. Такая подсыпка уплотняет закрывание опущенными конусами. Подсыпка песком бесполезна: песок быстро выдувает прососами воздуха через неплотности. Дымовой боров очищают от мусора и уноса.

Выстилка поверхности гофманской печи также должна быть проведена до наступления сезона в порядок. На просевших местах выстилку разбирают, делают подсыпку и — укладывают вновь.

Если наружная стенка гофманской печи растрескалась и угрожает обвалом, делают ремонт и при необходимости перекладку. Кладку наружных стен делают из строительного кирпича на известковом растворе. Перекладывая своды и наружные стенки, до ремонта встречаются с необходимостью удалять засыпку находящуюся на сводах и между огнеупорной футеровкой и наружными стенками. После ремонта засыпку необходимо делать наново. Необходимо следить за тем, чтобы при кладке между внутренней огнеупорной футеровкой и наружными стенками остался температурный шов, толщиной не менее 25 мм и чтоб в засыпку не попал песок. Засыпка делается шлаком, глиной, глинобетоном и т. п. материалами.

Песок, будучи очень текучим в сухом состоянии при температурных расширениях печи заполняет все больше и больше промежутки между внутренними и наружными стенками, в результате создается распор наружных стенок и их выпучивание наружу, так что приходится поневоле делать перекладку.

Осматривая печь проверяют состояние дымового канала от печи к вентилятору или дымовой трубе. Канал очищают от мусора. Если попадает влага в канал, его изолируют от атмосферных и грунтовых вод. Недостаток сырца — для обжига зимой на сезонном заводе заставляет печь осенью останавливать на весь зимний период.

В печи по окончании обжига заделывают все ходки в две стены по полкирпича (лучше с засыпкой шлаком между ними), закрывают все трубочки и присыпают сверху золой. Опускают все конусы и клапаны жаровых каналов и шибера в дымоходах к вентилятору или дымовой трубе. Таким образом оберегают печь от возможного промерзания фундаментов и вспучивания основания под ними. От такого вспучивания основания печь может разрушиться.

Осмотр и ремонт транспортного оборудования в том числе ленточных транспортеров и лебедки для подъема угля на печь описан в разделе «Внутризаводской транспорт».

Время от времени (не реже раза в месяц) проверяют состояние вентилятора, если печь обслуживается им, а не трубой. В первую очередь проверяют состояние лопаток — не забиты ли они уносами. От прилипания в работе к лопаткам уносов, производительность вентилятора снижается до 50 % от первоначальной. Лопатки очищают, согнутые правят. При капитальном ремонте к тому же ремонтируют кожух. Проверяют балансировку турбины. Если необходимо ее отбалансировывают. Проверяют состояние подшипников и вала вентилятора. При необходимости подшипники заменяют, а вал выверяют на станке и правят. Кожух вентилятора уплотняют и изнутри его и всю турбину покрывают защитной краской для предохранения от разъедания кислыми составными частями дымовых газов.

Для работы в зимних условиях вентилятор должен быть установлен в утепленном помещении. В кожухе вентилятора, в его нижней части пробивают отверстие и закрывают затычкой. Конденсирующиеся пары в кожухе вентилятора в виде воды стекают в нижнюю часть. Время от времени затычку открывают и эту воду спускают. В противном случае работа вентилятора ухудшится. Бывали по этой причине аварии.

До растопки печи заготовляют необходимое количество рабочего инвентаря для взварщиков (засыпщиков); совков, штырей коротких и длинных, крючков к крышкам трубочек.

Особое внимание уделяют ремонту шатра и крыльев печи. Еще с осени должны быть вставлены все стекла в рамах, отремонтирована кровля шатра и крыльев, приведены в порядок и в случае недостачи навешены двери.

По окончании ремонта рабочего канала печи опалубку разбирают, выносят и очищают печь от мусора.

Для улучшения работы печи в пусковой период и получения лучшего качества продукции, после небольшого ремонта полезно печь просушить до загрузки сырцом. К просушке печь должна быть подготовлена. Сначала закладывают кирпичем и замазывают все ходки печи за исключением двух: по одному на середине каждой длинной стороны печи. Посреди каждого закругления печи оставят сплошную кирпичную стенку сверху донизу.

Таким образом печь делят на две части. По обе стороны стенки открывают ближайшие конусы и раскладывают в ходках костры из обрезков строительной древесины. Костры разжигают сначала небольшие, потом их увеличивают. Дым от костров, образуясь у ходков, разбивается на две струи, текущие каждая в свой конус. Струи нагретых дымовых газов, проходя рабочим каналом к конусу, просушивают стены и свод печи. При небольшом ремонте просушка длится 4—5 суток. После большого объема работ или нового строительства печи просушку делают 12—15 суток.

В первую очередь подсыхает свод печи, кладка трубочек и находящаяся в своде, система рассыпного строя, т. е. самая ответственная часть печи.

При недостатке древесного топлива в ходках укладывают колосниковые решетки из чугунных колосников, или, если их нет, рельс, полос и т. д. и тогда подсушку ведут на кусковом топливе: каменном угле, кусковом торфе и т. п.

Перед розжигом гофманской печи стенки на круглых частях печи разбирают и производят выкладку одной сплошной кирпичной стенки поперек всего рабочего канала. Стенка делается толщиной в полтора кирпича. В нижней части ее устраивают три или четыре топки с колосниковыми решетками. Первые 3—4 камеры загружаются самым сухим сырцом. Затем устанавливается бумажный шибер. Около него подымают 1—2 конуса. Начинается сжигание топлива на колосниках подтопков. Дымовые газы из подтопков проходят через сырец, нагревают его, сами охлаждаются и уходят в дымовой боров.

В последние годы повсеместное распространение получил скоростный розжиг гофманских печей. Инициаторами скоростного розжига были стахановцы Бучанских заводов (Украина). Они сократили срок розжига с 4—8 суток до 24 часов. Достигли они этих результатов, применяя исключительно сухой сырец. Сырец укладывается, отступя от стенки на 0,25 м. Садка производится очень тщательно, с минимальным сопротивлением движению газов. Первая стыковая садка установлена не через 5—6 рядов, как обычно, а через три подсадки, чтобы создать второй барьер горящим на полу топливом — движению холодного воздуха (первый у стенки). Далее ширмы устанавливаются, как обычно. Вместо примитивных очелков в стенке делается четыре топки с дверцами шириной в 1 м. Колосники ставят на уровне пода. Зольник, таким образом опущен ниже пода печи. Благодаря этому от очелков можно в конце обжига получить газы очень высокой температуры. Розжиг печи начинается в полутора камерах. Ближайший конус поднимается больше, дальний — меньше. Через шесть часов ближайший конус опускается и работа ведется на втором и третьем конусе (третий меньше поднят, чем второй). Через 12 часов очелки работают с полной нагрузкой. В это время первые два ряда от стенки начинают краснеть, туда засыпают опилки или сухой торф. Так постепенно доводят до «краски» 7—8 рядков, после чего топку очелков прекращают и их замазывают. Печь переходит к обычному методу работы. Несмотря на быстрый подогрев, качество кирпича, во всех случаях ускоренного розжига получается хорошее.

Останавливают печь после окончания садки. За ней осенью или зимой выкладывают поперек всего канала сплошную кирпичную стену вместо шибера. Обжиг ведется до последнего ряда. Затем закрывают фуксы и трубочки и проводят медленное охлаждение.

При обжиге последних рядов садки возможно попадание в дымовой боров газов с высокой температурой (900—1000°). Чтобы не допустить этого, устанавливают защитную стенку в 3—4 камерах впереди последнего ряда. Ходки в эти камеры закрываются. Горячие дымовые газы могут быть охлаждены в пустых камерах до необходимой температуры.

Весной площадку у печи разравнивают и делают легкий уклон от печи для удобства откатки тачек.

Такой уклон облегчит сток воды с площадки. Вокруг площадки выкапывают кювет (водосточную канаву) для отвода дождевых и вешних вод. После выравнивания площадку утрамбовывают.

Площадка должна быть рассчитана на хранение не менее месячного запаса готовой выгруженной продукции, учитывая возможные-сезонные задержки в подаче транспорта под погрузку.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: