Подготовка кирпичного и черепичного производства к зиме. Подготовка сезонного завода к работе в летний период

24.05.2018
Подготовку на сезонном заводе к следующему лету начинают осенью, сразу по окончании работ.

Весь исправный инвентарь карьера собирают и сдают на хранение на склад. Неисправный инвентарь направляют в ремонт. Транспортные приспособления карьера очищают, осматривают и смазывают. Исправное оборудование направляют в один из сушильных сараев, а неисправное в ремонт. Все мелкое механическое, электротехническое оборудование и арматуру с машин (моторы, пусковые приспособления, кабели и т. п.) снимают и сдают по ведомости на хранение в кладовую.

Крупное оборудование: экскаваторы, двигатели, насосы, лебедки и т. п. очищают и проверяют. Неисправные части и мелкие детали, требующие ремонта, направляют в механические мастерские. Крупное оборудование устанавливают на зиму в закрытых помещениях.

Двери и окна экскаватора зашивают тесом, а ответственные детали укрывают от дождя и снега.

Тросы канатных дорог и подъемников снимают, очищают от грязи, покрывают маслом, свертывают в бухты и передают на хранение. До наступления осенних дождей приводят в порядок нагорные канавы, во избежание затопления карьера осенью, а затем весной талыми водами.

До начала сезона карьер должен быть подготовлен к бесперебойному снабжению цеха формовки глиной. Должны быть отремонтированы старые и подготовлены новые пути для откатки глины из карьера к агрегатам. Пути укладывают и ремонтируют весной сразу же после оттаивания грунта. В карьерах ручной разработки весной прокладывают временные пути с тупиками к местам разработки. Если добычу производят экскаватором, прокладывают временный передвижной путь параллельно экскаваторным путям. Если в карьере отсутствует кольцевание путей, в подготовительные работы следует включить устройство кольца или устройство разъездов во избежание задержек с подачей глины в цех формовки.

Характер и порядок ремонтов машин и транспортного оборудования карьера описаны в соответствующих разделах. Там же указаны нормы обеспечения оборудования запасными частями.

Ремонт экскаватора производят специально выделенной бригадой до наступления морозов.

В цехе формовки по окончании сезона производят ремонт окон и дверей. Здание и эстакаду очищают от грязи и мусора. Чистят, промывают керосином и смазывают исправные детали и трос. Неисправные поступают на ремонт в механические мастерские. Мелкие, снимающиеся исправные детали, инструмент и инвентарь, сдают на хранение в кладовую.

Передаточные ремни снимают, очищают от грязи, свертывают и сдают на хранение в склады.

Бездействующие водопроводы отключают от коммуникаций и воду спускают. Действующие водопроводы отепляют. Здание обеспечивают затворами и сдают под охрану.

Подготовляя цех формовки к сезону, проверяют состояние и подготовку силовых установок, приводящих в движение машины цеха.

Двигатели внутреннего сгорания, паровые котлы, паровые машины и локомобили обычно ремонтируют специальные государственные организации на основе заключенных с ними договоров. По указанию этих организаций и с их помощью производят заготовку комплекта запасных частей на весь сезон работы.

Проверку состояния и ремонт трансформаторной подстанции в части высокой стороны производят обычно органы Министерства Электростанций.

По низкой стороне делают проверку состояния всей распределительной аппаратуры, кабелей, проводов, пусковой аппаратуры, вводов в помещения, подводов к моторам и защитных приспособлений. Особо проверяют состояние моторов: обмоток ротора и статора, подшипников и валов, щеток и колец. После проверки делают необходимый ремонт.

К сезону необходимо полностью подготовить водоснабжение завода. Расход воды на питание глиномешалки относительно невелик (до 2—3 м3 в час на один агрегат мокрой формовки).

Тем не менее цех формовки нуждается в бесперебойном снабжении водой. Если завод имеет собственное водоснабжение от скважины, реки или водоема, — осматривают и ремонтируют оборудование насосной станции, линии, подводящей воду, баков. Если завод получает воду от чужой сети водоснабжения, делают ремонт линии и задвижек.

Большой и ответственной задачей является хорошая подготовка к сезону агрегатов формовки.

Ранее говорилось о том, что правильная организация обслуживания оборудования и налаженная система планово-предупредительных ремонтов приведет к тому, что на сезонных заводах осенью в конце работы оборудование будет в таком же состоянии, как и в начале. В этом случае отпадает необходимость в укоренившихся на заводах кампаниях по подготовке к сезону.

Поскольку такие кампании до сих пор являлись традицией, нажитой долгими годами и поскольку подготовка к сезону еще на наших кирпично-черепичных заводах является живучей и существенной частью производственной деятельности, этому вопросу еще уделяется внимание.

По окончании сезона делают проверку состояния всех машин кирпично-черепичного завода, все замеченные неисправности отмечают в списке необходимых работ по ремонту оборудования (дефектная ведомость или дефектный акт). В ведомости указывают перечень необходимых ремонтных работ, рассчитывают количество необходимой рабсилы с разбивкой по специальностям, а также наименование и количество необходимых для ремонтов материалов. Дефектные ведомости утверждает главный инженер завода. По ним составляют сметы, в которых рассчитывают стоимость рабсилы и материалов. К стоимости ремонтов добавляют относящиеся к этим работам накладные расходы и получают общую стоимость всех работ в целом.

После определения объема и стоимости работ составляют график выполнения ремонтов (начала и конца работ), учитывая имеющуюся рабсилу и материалы с расчетом полной подготовки оборудования с сезону. В графике указывают количество рабочих по квалификации, выделяемых на ремонт каждой машины. По окончании ремонта выполненные работы принимают, оформляя их актами, как это описано ранее.

Во время подготовки к сезону в цехе формовки делается проверка и ремонт всех трансмиссий. Проверяют и крепят все подшипники, проверяют состояние валов, шеек их и вкладышей подшипников. Производится необходимый ремонт или замена. Проверяют установку шкивов на трансмиссиях. При необходимости крепят. Осматривают ремни. Проверяют сшивки. Ремонтируют их. Делают замену износившихся ремней.

За 2—3 недели до пуска завода производят повторную проверку подготовленности агрегата к сезону, путем пробного пуска сначала вхолостую, а затем под нагрузкой. Замеченные недоделки заносят в книгу ремонтов и немедленно устраняют.

Устранив недоделки, производят окончательную приемку оборудования общезаводской комиссией с участием представителя вышестоящей организации (треста, областного управления или Главного управления министерства).

После окончательной проверки готовности предприятия к сезону, завод может быть пущен в эксплуатацию.

Подготовка транспортного оборудования к сезону состоит в его капитальном ремонте как уже описано. Сырцовые полочные вагонетки должны быть обеспечены достаточным количеством рамок. Полочные вагонетки для сырца переделывают так, чтоб полки откидывались на шарнирах, а не сбрасывались.

Вместе с тем осматривают и ремонтируют пути от прессов к сушильным сараям. Поворотные круги прочищают, промывают керосином, смазывают. Проверяют состояние стыков рельс и приводят их в порядок, во избежание схода вагонеток и удара об них вагонеток колесами при движении с сырцом. Сырец от удара деформируется, а иногда падает, превращаясь в брак.

В сушильном хозяйстве с естественными сушилами по окончании сезона делают осмотр состояния путей, площадок между сараями, территории самих сараев, состояния сараев и о всех замеченных недостатках составляют дефектную ведомость. По дефектной ведомости составляют смету на необходимые ремонты по сушильному хозяйству. Заводоуправление ведомость и смету утверждает, и они являются указанием размера работ, подлежащих выполнению.

По окончании сезона весь инвентарь сушильных сараев собирают, просматривают и сосчитывают. Негодный сдают в ремонт. Годный инвентарь складывают в сараях до следующего сезона или при возможности (рогожи и т. п.) сдают в кладовые.

На зиму заранее составляют бригаду для периодической очистки крыш сараев от снега во избежание обвалов кровли. Начиная с осени и весной, вместе с выполнением земляных и ремонтных работ, производят заготовку на сезон недостающих боковых щитов, матов, брезентов, толя, рогож, полок и рамок.

С осени заготовляют на сезон переносные шатры для защиты сырца на открытых полянках во время подсушки. Шатры для облегчения делают из фанеры.

Вместе с тем проверяют количество всего наличного оборудования сараев и заготовляют рамки для келлеровских сараев, шашки и тес для сушки сырца в станицах на полную выработку сырца в наступающем сезоне с добавкой дополнительно 10 % на рассчитанное количество (исходя из потребности иметь запас на износ и ремонт этого оборудования).

К началу сезона разрабатывают календарный план — график работы сушил, в котором указывают точно время загрузки, сушки и выгрузка сарая. При расчете графика исходят из плана по формовке на сезон и емкости всех сушильных сараев. Зная эти величины, рассчитываем столько оборотов (делением первого числа на второе) при данном плане должны сделать сараи.

Зная длительность сезона (120—150 календарных дней) и плановое числи оборотов расчитывают плановое время для одного оборота сарая (делением первого числа на второе).

Время на один оборот включает время на загрузку и выгрузку (по 1—2 суток).

Получив число оборотов сараев за сезон и время одного оборота в сутках, составляют план — график чередования загрузки, сушки и выгрузки сараев по №№ (все сараи должны быть пронумерованы).

Подготовка цеха обжига к зиме, а затем к сезону описана в разделе «Растопка и остановка гофманской печи».

До наступления зимы на заводе делают необходимый ремонт жилых и бытовых помещений (крыш, перекрытий, полов, окон, дверей и отопительных приспособлений).