Особенности работы бульдозеров и скреперов

15.06.2018
Работа скрепера состоит из повторяющихся замкнутых кольцевых заездов, во время которых производят загрузку ковша породой, доставку ее к месту выгрузки, выгрузку и возвращение скрепера в забой (рис. 10, а). Скорость движения скрепера во время заезда изменяется в зависимости от выполняемой операции и состояния дороги.

Ковш наполняют, заглубляя его в породу на 5—30 см при движении трактора на первой скорости с наибольшей форсировкой двигателя; протяженность пути заполнения 50—10 м. Тягового усилия трактора во время загрузки часто бывает недостаточно, и гусеницы буксуют, поэтому средняя скорость наполнения составляет 70—80% первой скорости. На заполнение ковша уходит 0,5—2 мин. Крепость, вязкость пород, а также способ выемки влияют на коэффициент наполнения ковша, который колеблется от 0,5 до 1.

Скорость движения груженого скрепера зависит от подъемов, наличия ухабов и твердости поверхности дороги. При хорошем состоянии дороги возможно передвижение скрепера на четвертой скорости. Если дорога находится в неудовлетворительном состоянии, скрепер не может двигаться больше чем на второй скорости.

В табл. 7 приводятся скорости движения груженого скрепера с ковшом емкостью 6 м3 в различных дорожных условиях.

На отвале торфа разгружают на ходу под раму поднятого ковша, приподнимая заслонку и опрокидывая днище. Скорость движения скрепера при этом снижается до второй-третьей, а в наиболее тяжелых условиях и до первой. Продолжительность разгрузки ковша в зависимости от вязкости пород и способа разгрузки составляет 0,15—0,5 мин.

Выемку пород бульдозером производят при движении на первой скорости, составляющей 30—35 м/мин для трактора мощностью 100 л. с. Для загрузки нож заглубляют на 3—30 см, отделяя от целика стружку (рис. 10, б). После перемещения бульдозера на 4—15 м перед ножом образуется вал породы наибольшего объема, который он в состоянии транспортировать. Затем нож приподнимают до поверхности земли или оставляют заглубленным на 1 см и перемещают вал к месту разгрузки так, чтобы потери набранной породы были наименьшими. На этом отрезке, в зависимости от подъема пути, бульдозер передвигается на первой или реже на второй скорости. Средняя скорость рабочего хода трактора мощностью 100 л. с. составляет 36—40 м/мин.

У места разгрузки и в начале выемки пород в забое машину останавливают на 0,13—0,2 мин для переключения на обратный ход. Бульдозеры, имеющие высокую скорость заднего хода, возвращают в забой задним ходом без разворота. Скорость заднего хода зависит от прямолинейности и ровности пути. Машину стремятся перемещать на третьей-четвертой скорости заднего хода. Опытные машинисты увеличивают скорость порожнякового хода, разгоняя бульдозер и выключая фрикционы во время спуска. Для успешного спуска на большой скорости требуется, чтобы бульдозерная борозда была не только прямолинейной, но и имела плавные переходы между уклонами. Скорость спуска при этом возрастает на 5—10% по сравнению с расчетной для принятой передачи. Средняя скорость заднего хода для трактора мощностью 100 л. с. достигает 90—100 м/мин.

Если скорость движения машин задним ходом незначительна, а путь движения большой, целесообразно в крайних точках поворачивать бульдозер на 180°, на разворот бульдозера затрачивают 0,4—0,7 мин.