Технико-экономические показатели и условия применения транспортного способа разработки

15.06.2018
При разработке россыпей экскаваторно-транспортным способом работы производят в две или три смены. Две смены обычно применяют при сроке существования разреза до 1 года, когда работы относятся к разряду временных, а также при использовании третьей смены для ремонтных работ. На разрезах с налаженным производством добычу песков производят в три смены, а вскрышу торфов — в две или три.

Производительность экскаваторных разрезов зависит от числа работающих экскаваторов и от емкости ковша и обычно составляет 1—3 тыс. м3 горной массы в сутки. На наиболее крупных оловоносных россыпях суточная добыча по горной массе составляла 10 тыс. м3.

Годовая производительность экскаватора на 1 м3 емкости ковша при сезонной работе составляет 120—180 тыс. м3. Вскрышу торфов обычно производят в теплое время года. Добычные работы ведут преимущественно также в теплое время года, поскольку зимняя добыча и промывка талых песков обходится дороже, чем летом. При большой потребности в полезном ископаемом применяют добычу песков в течение всего года, устраивая отепленные промывные установки с обогревом Песковых бункеров. Добыча в течение всего года экономически выгодна при применении сложных обогатительных установок, когда промывка обходится очень дорого.

Наиболее целесообразно разрабатывать экскаваторно-транспортным способом талые, безводные или маловодные ключевые, увальные, террасовые и верховые россыпи, сложенные из устойчивых пород, и когда возможно без больших затрат поддерживать хорошие дороги. На мерзлых россыпях его начали использовать для зимней вскрыши.

Запасы россыпей должны обеспечить использование основного оборудования в течение 7—15 лет. Одноковшовые экскаваторы небольших и средних размеров и автосамосвалы можно легко перебрасывать. Поэтому при наличии в районе нескольких россыпей, для разработки которых не требуется строительства независимого жилого поселка, мастерских и электростанций, допустимы сроки существования отдельных разрезов в течение 1—2 лет. При этом может оказаться выгодным построить одну промывную установку для промывки песков, поступающих с различных разрезов.

Обычно глубина разрабатываемых россыпей не превышает 10—20 м, однако в случае необходимости экскаваторы могут применяться для разработки месторождений большой глубины. Экскаваторнотранспортным способом можно разрабатывать россыпи с любым уклоном плотика, сложенные из наиболее крепких и валунистых пород, даже с помощью взрывных работ. Содержание металла в последних случаях должно быть более высокое.

Себестоимость вскрыши торфов во многом зависит от расстояния транспортирования и составляет 35—80 коп/м3. Себестоимость добычи и промывки песков при этом способе разработки высокая и без затрат на вскрышные работы составляет 2—4 руб/м3. Большая себестоимость добычных работ объясняется дополнительными расходами на перевозку песков и на уборку хвостов, обычно превышающими затраты на непосредственную выемку песков. Общая себестоимость находится в пределах 3—7 руб/м3.

Большим преимуществом экскаваторно-транспортного способа является простота его организации.