Экскаваторно-бульдозерной способ вскрыши мерзлых россыпей

15.06.2018
За последние годы на мерзлых россыпях вскрышные работы часто производят, используя экскаваторы-драглайны совместно с бульдозерами. Различают следующие основные разновидности этого способа: раздельная вскрыша бульдозерами и экскаваторами при установке их на различных горизонтах — уступах; бульдозерноэкскаваторный способ вскрыши, когда выемка торфов производится бульдозером, а экскаватор переваливает торфа из разреза в отвалы на поверхности вдоль бортов; экскаваторно-бульдозерный способ, когда выемка торфов производится экскаваторами, а бульдозер переваливает торфа в отвалы за границу россыпи.

При совместной работе бульдозеров и экскаваторов в определенных условиях можно более производительно использовать эти машины, выполняя каждой из них такие процессы вскрышных работ, к которым она более приспособлена. Так, на выемке мерзлых торфов с послойной оттайкой наиболее производительно работают бульдозеры, а на перевалке и размещении торфов в отвалы — экскаваторы. В течение теплого времени года мощность талого слоя торфов возрастает, а следовательно выемка торфов экскаватором становится более производительной, и может оказаться целесообразным поменять машины местами.

Бульдозерно-экскаваторный способ вскрыши с выемкой торфов бульдозером и перевалкой экскаватором (рис. 61) применяют в теплое время года, когда выемку мерзлых торфов можно производить с естественной оттайкой. Вскрытие горизонта осуществляют без выработок. При этом способе вскрыши различают две основные системы: с бортовым рвом (рис. 61, а); с бортовым окучиванием (рис. 61, б).

При системе вскрыши с бортовым рвом (канавой, аккумулирующей траншеей) экскаватором вдоль границы россыпи с положения I проходят широкую канаву (ров) на глубину талого слоя с размещением торфов на борт разреза. Ров проходят боковым забоем возможно большей ширины насколько это позволяет радиус и высота разгрузки экскаватора, но не менее 4—5 м в основании. Отвал торфов отсыпают с плоской вершиной, допускающей перемещение по нему экскаватора. Poв проходят летом или осенью, в два или три слоя по мере оттайки торфов; этим осушают торфа и к вскрыше приступают весной на следующий год.

Бульдозером подают торфа в ров поперечными заездами; перемещая их по горизонтальной поверхности или под уклон. Все это способствует высокопроизводительной работе бульдозеров. Экскаватор, располагаясь на отвале, забирает разрыхленные торфа из рва и размещает их в конечном отвале на борту разреза с небольшим углом поворота. Частота передвижки также сокращается, поэтому производительность экскаватора возрастает. Наибольшая ширина россыпи, на которой возможно провести вскрышу торфов этой системой, определяется предельным объемом торфов, размещаемых в конечном отвале при однократной их перевалке.

Объем перевалки при этой системе вскрыши составляет 70—90%. Себестоимость вскрыши невысокая даже при больших объемах перевалки, поскольку производительность вскрышных машин большая.

При системе вскрыши с бортовым окучиванием (рис. 61, б) бульдозером подгребают торфа (окучивают) непосредственно к борту разреза, размещая их во временном отвале. Торфа во временный отвал необходимо перемещать на подъем 5—15 град, отчего несколько снижается производительность бульдозера. Экскаватор, вначале перемещают по поверхности, занимая положение I, а после отсыпки отвала 1 предельной высоты приступают к укладке торфов в плоский отвал 2. Далее экскаватор переводят на плоский отвал в положение II, что позволяет увеличить высоту и емкость конечного отвала.

Объем перевалки при этой системе больше, чем в предыдущей, и достигает 95—100%. При системе вскрыши с окучиванием к вскрышным работам можно приступить без проведения подготовительных выработок; применяют эту систему при малольдистых торфах. На илисто-льдистых россыпях, если поверхность не осушена, экскаватор может перемещаться только по матам. Секцию мата изготовляют из трех бревен длиной на 2—3 м больше ширины хода экскаватора, скрепляют бревна металлическими планками и болтами.

Способ вскрыши с выемкой торфов экскаватором и перевалкой бульдозером приведен на рис. 62. Экскаваторные заходки проходят от середины россыпи, и торфа от первых трех заходок отсыпают на поверхность во временные отвалы. В дальнейшем бульдозером перемещают эти отвалы за границу россыпи, для этого устраивают пологий спуск (съезд), по которому и перемещают торфа в конечный отвал. После перевалки временного отвала экскаватор переводят на отработку бортовой заходки 3, причем торфа сразу размещают в конечные отвалы за границей россыпи.

Экскаваторно-бульдозерный способ вскрыши имеет небольшое распространение. В основном им пользуются тогда, когда вскрыша торфов производится зимой с рыхлением торфов взрывом.

Другие новости по теме: