20.07.2018
В ходе возведения частного жилого здания и разработке интерьера, необходимо принимать во внимание все требования, которые...


20.07.2018
Биметаллическими радиаторами называют батареи, созданные из нескольких сплавов: стального и алюминиевого. Сталь применяют с целью...


19.07.2018
Гибка металла, в особенности, листового, считается технологичной процедурой, в ходе которой из прокатного листа можно получить ту...


18.07.2018
Металлические изделия самой разной функциональности для краткости называются метизы. Группа охватывает широчайший ассортимент,...


18.07.2018
Сегодня на рынке выбор покрытий для пола является попросту колоссальным, среди самых востребованных вариантов следует отметить...


17.07.2018
Инверсионная крыша является «кровлей наоборот». Если говорить простыми словами, то основным её отличием, сравнивая со стандартной...



Способы разработки россыпных месторождений многоковшовыми и башенными экскаваторами

15.06.2018
Многоковшовые экскаваторы. На золотых россыпях Сибири в начале XX в. работало 10 многоковшовых экскаваторов. Россыпи имели валуны и необходимо было зачищать скальный плотик, поэтому работа экскаваторов осложнялась. Кроме того, от экскаватора торфа и пески отвозили железнодорожным транспортом. По этим причинам себестоимость добычи была высокой, и применение многоковшовых экскаваторов для разработки пойменных и ключевых россыпей оказалось нецелесообразным.

В настоящее время многоковшовые экскаваторы применяют на африканских алмазных россыпях для вскрыши торфов с отвалом их в выработанное пространство. Более широкое распространение они получили при разработке фосфоритных осадочных месторождений в нашей стране.

Многоковшовые экскаваторы можно успешно применять для разработки мощных древних морских донных россыпей. Эти россыпи сложены мелкозернистыми породами II и III категории крепости, не содержат крупной гальки и валунов, залегают на ложном плотике и маловодны. Для разработки таких россыпей наиболее пригодны поворотные многоковшовые экскаваторы, работающие с отвалообразователем (рис. 79, а). Экскаватор и отвалообразователь установлены на одних рельсовых путях, которые состоят из четырех рельсов на общих шпалах. Поворотным многоковшовым экскаватором можно высокопроизводительно работать верхним и нижним черпанием без перестройки черпающего аппарата. Поэтому с одной рабочей площадки, расположенной на средних горизонтах наносных отложений, можно отрабатывать уступ двойной высоты. Так, крупные поворотные экскаваторы с глубиной черпания 25 м с одной рабочей площадки отрабатывают россыпи глубиной до 45 м. Кроме того, при оборудовании экскаваторов многошарнирной ковшовой рамой с планировочным звеном можно в одном забое производить раздельную выемку прослойков. Благодаря поворотному устройству экскаватора планировочное звено ковшовой рамы при косом расположении относительно забоя допускает установку на разных уровнях. Выемка прослойков в этом случае производится наиболее тщательно, поскольку планировочное звено имеет значительную длину, может быть установлено на любом уровне и с различным наклоном, а его положение точно определяет направление движения ковшей. Это позволяет производить экскаватором выемку отдельных пропластков песков с наименьшим разубоживанием и при малой их мощности (до 5 см). Многоковшовые экскаваторы допускают также отработку забоя сразу на полную мощность уступа наклонными слоями. В этом случае несколько увеличивается наполнение ковшей, а породы разных горизонтов забоя смешиваются и этим усредняется содержание и физические свойства песков, подаваемых на промывную установку. В ряде случаев усреднение содержания и других свойств песков упрощает обогащение.

Торфа из верхнего забоя 1' и из прослойков 1 нижнего забоя (см. рис. 79, а) от экскаватора подают на отвалообразователь 3 и отсыпают в выработанное пространство 4. Пески из пропластков 2 нижнего забоя подают на ленточный конвейер или в железнодорожные вагоны, которые располагают на общих шпалах в пролете экскаватора. Для раздельной выемки прослойков черпаковая рама имеет шарнирные и планировочное звенья 5—7. С одним отвалообразователем работают один или два поворотных экскаватора, которые попеременно производят вскрышу или добычу, в зависимости от необходимости.

В настоящее время два чешских поворотных многочерпаковых экскаватора на рельсовом ходу с ковшами емкостью 800 л установлены для разработки пласта ильменито-цирконовой древней морской донной россыпи мощностью до 20 м. При четырехзвенной цепи скорость черпания составляет 26,8 черпаний в минуту, вес экскаватора 1050 т, подъем рельсовых путей во время работы не должен превышать 0,025. Рабочая площадка располагается на кровле пласта (рис. 79, б). Для усреднения содержания предусматривается выемка песков наклонными слоями на полную мощность. Вскрыша торфов будет осуществляться роторным экскаватором с ковшами емкостью 1600 л с отвалообразователем.

Поворотные многоковшовые экскаваторы изготовляют заводы Чехословакии и ГДР с ковшами емкостью 200, 400, 800 и 1600 л.

Вскрытие месторождения осуществляют одной траншеей, ее проходят к месту наиболее низкими отметками плотика. Обычно применяют веерную систему разработки, этим уменьшают стоимость транспортирования. Передвижку экскаваторного рельсового пути производят через 4—6 м, т. е. на расстояние, несколько меньшее длины планировочного звена черпаковой рамы. Эту передвижку осуществляют особым путепередвигателем, который перемещается по рельсовым путям экскаватора.

Многоковшовые экскаваторы целесообразно применять примерно в тех же условиях, что и роторные, но когда по условиям залегания россыпи выгодно производить выемку пород ниже рабочей площадки с раздельной выемкой в одном забое пропластков, в том числе и тонких, или если необходимо смешивать породы разных пропластков.

В начале XX в. было построено несколько многоковшовых экскаваторов, работающих совместно с передвижными промывными установками (так называемые сухопутные драги). Этот бестранспортный способ разработки в сочетании с многоковшовыми экскаваторами распространения не получил.

Башенные экскаваторы широко применялись за границей в первой четверти XX в. Наиболее распространен был стационарный башенный экскаватор, машинная башня которого устанавливалась на фундаменте и укреплялась растяжками (рис. 80). Реже применяли башенные экскаваторы на рельсовом или гусеничном ходу.

Схема разработки россыпи стационарным экскаватором представлена на рис. 80. Емкость ковша составляла 0,5—1,5 м3, а пролет между башнями 100—200 м. Перемещение ковша осуществлялось двухбарабанной лебедкой, которая имела две скорости. При заполнении ковш передвигали со скоростью 0,7—1,2 м/сек, а в обратном направлении — со скоростью 2—3 м/сек. За 1 ч экскаватор выдавал 20—40 ковшей. Торфа отсыпали в отвал у машинной башни и частично в выработанное пространство, а пески — в бункер шлюза.

Башенные экскаваторы наиболее удобно применять для разработки россыпей с заболоченной поверхностью и повышенной мощностью пласта, а также для разработки старых отвалов.