Работа драг во время морозов и подготовка к зимнему отстою

16.06.2018
Средние и крупные драги имеют паровое отопление, что позволяет производить добычу песков при отрицательных температурах ранней весной, осенью или зимой. Морозы осложняют работу драг, дополнительно требуются кочегар, рабочие для подноски топлива и в отдельные дни рабочие для очистки от льда отвалообразователя, черпаковой рамы, всасывающих колодцев, надводного борта понтона, кормовых колод, черпаков и других частей драги. Удобней всего удалять лед струей горячей воды, направляемой из насадки. Поэтому стоимость содержания драги с черпаками емкостью 210—380 л на Урале зимой за сутки на 20% дороже по сравнению с летом.

Простои драги зимой увеличиваются, наполнение черпаков и извлечение металла снижается. Производительность драги во время морозов снижается в зависимости от температуры, мощности механизмов и условий разработки. Так, при морозах до 15° С производительность снижается на 10—15% по сравнению с летним периодом и более резко при морозах более 25° С. Для драг с черпаками емкостью 250 л, исходя из мощности двигателей, можно планировать работу при морозах до 30° С, а для 380 л — до 38° С. В благоприятных условиях затопленной поверхности россыпи драги с черпаками емкостью 380 л работали и при непродолжительных морозах 42—45° С с производительностью 25% по сравнению с летним периодом. После зимнего ремонта на талых россыпях драги пускают в феврале — апреле при морозах не более 10—15° С. В табл. 40 приведена месячная производительность различных драг.

Необходимо подготовить драгу к зимней работе, ее отепляют, а для работы выделяют наиболее затопленные площади с таким расчетом, чтобы надводный борт был наименьшим и направление хода драги облегчало уборку шуги и льда из разреза. Во время ледостава в реке необходимо, чтобы драга работала вне ее русла и в разрез не попадала шуга из реки.

На вечномерзлых россыпях с наступлением морозов резко снижается уровень воды в разрезе вследствие снижения уровня подземных вод. Выемка пород и отвалообразование при этом осложняются. На таких россыпях поздней осенью необходимо производить дополнительное водоснабжение дражного разреза, перекачивая воду из ближайших старых разрезов. Необходимость в подаче дополнительной воды на дражных разработках р. Омчак возникает с 10—15 октября.

Во время зимней работы драг следует уделять особое внимание отеплению мест промывки песков и доводки шлихов, чтобы на палубе и шлюзах поддерживалась положительная температура, а для сполоска подавать горячую воду. При отсутствии должного контроля за извлечением при повторной отработке этих площадей летом часто намывали значительное количество металла. Во время зимней работы механизмы драги изнашиваются быстрее, и затраты на ремонт увеличиваются. По этим причинам себестоимость добычи песков зимой возрастает в 1,5—4 раза. Поэтому работа драг зимой может быть экономически целесообразна при высоком содержании металла, когда себестоимость металла, полученного с этих площадей, не превышает установленной предельной стоимости. Естественно, что при зимней работе необходимо выделять время для проведения зимнего ремонта, с тем чтобы летом драга развивала наибольшую производительность.

Остановка драги на зимний отстой и ремонт должна быть произведена в месте, удобном для доставки на нее запасных частей и проведения ремонта. Выбранное место отстоя должно облегчить пуск драги весной. Для этого в месте отстоя глубина в разрезе под днищем понтона на талых россыпях должна быть не менее 2—3 м. Драга должна быть защищена от ледохода, надводный борт должен быть небольшой высоты, а близлежащие площади можно было легко предохранить от промерзания. Во избежание примерзания кормы понтона к нижним эфельным отвалам необходимо следить, чтобы толщина льда под днищем была возможно меньшей (закрывать люки, двери).

На вечномерзлых россыпях уровень воды в разрезе во время зимнего отстоя понижается на 1—5 м. Чтобы предотвратить посадку понтона на отвалы, начали применять отстой драги на ледяной подушке. Для этого в месте отстоя драги проходят неглубокий разрез, с тем, чтобы под днищем понтона оставалась глубина 0,8—1,1 м. Сразу же после остановки быстро промораживали воду под днищем, нагнетая вентилятором холодный воздух.

Весной, чтобы драга могла беспрепятственно всплыть с ледяной подушки, нагревают днища понтона, для образования под ним слоя воды глубиной 3 см. Лед вокруг понтона на 1 м окалывают. Понтон на 25 см заполняют теплой водой, подогретой паром до 12° С. Для нагревания можно также использовать трубы парового отопления. На прогревание понтона в зависимости от применяемого способа затрачивают 1—3 суток.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: