Бортовое содержание россыпных месторождений


На россыпных месторождениях пласт песков обычно не имеет четко выраженных границ, так как торфа, боковые породы и плотик в некоторой степени металлоносны. Поэтому границу россыпи устанавливают при подсчете балансовых и промышленных запасов, исходя из допускаемого наименьшего так называемого бортового содержания. Бортовые содержания для балансовых и промышленных запасов могут отличаться друг от друга. При подсчете балансовых запасов бортовое содержание устанавливают приближенно, так как еще не известны способ разработки месторождения, годовая производительность, оборудование и его производительность, а также технология разработки и промывки.

В это время необходимые затраты на отработку всего месторождения, а следовательно и такие важнейшие показатели, как себестоимость добычи 1 м3 песков и 1 г металла, можно установить только приближенно. Поэтому при подсчете балансовых запасов приходится задаваться наиболее вероятными способами разработки, а себестоимость добычи определять по укрупненным (приближенным) расчетам. Бортовое содержание для промышленных запасов устанавливается более точно, исходя из принятого в проекте способа разработки, годовой производительности, технологии разработки, горного оборудования и на основании этого подсчитанной себестоимости. При этом учитывается не только содержание металла в песках, но и возможность выемки песков с учетом разубоживания и потерь.

Величина бортового содержания предопределяет полноту отработки месторождения и количество извлекаемого металла, а также среднее содержание промышленной части месторождения. Бортовое содержание оказывает существенное влияние на производительность предприятия по металлу. Как следствие этого, бортовое содержание влияет также на себестоимость добычи металла и на величину накоплений, получаемых при разработке месторождения. Поэтому при установлении бортового содержания необходимо учитывать выполнение плана по металлу, наличие запасов, относительное содержание (т. е. богатое или бедное месторождение), существующие нормы накоплений, н также цены на металл и установленные плановые себестоимости.

Следует также учитывать, что величина бортового содержания изменяется с течением времени. Так, при усовершенствовании технологии добычи, снижении себестоимости металла, увеличении цены на металл или когда запасы основных месторождений исчерпываются, бортовое содержание может быть снижено, что обеспечит более полное извлечение металла из месторождения. Наоборот, при открытии крупных и богатых месторождений или при снижении потребности страны в данном металле бортовое содержание может быть повышено. По этим причинам во время разработки месторождений, особенно с большими запасами, целесообразно пересматривать бортовое содержание и устанавливать его для определенных периодов эксплуатации. Величина этого эксплуатационного бортового содержания, а не принятого при подсчете балансовых запасов, и должна определять границы отработки месторождения.

Потребность страны в определенных металлах может изменяться в зависимости от развития техники, внедрения новых изобретений,, основного направления развития отечественного машиностроения. Поэтому к горным предприятиям по добыче металлов из россыпей в разное время могут быть предъявлены различные требования, первоочередность выполнения которых наиболее важна для народного хозяйства. Так, при большой потребности в металле (которую отечественные прииски и внешняя торговля не обеспечивают) в разработку приходится включать и бедные россыпи с повышенной себестоимостью металла. Когда прииски могут добывать металл в избытке, то необходимо выполнять план добычи с наименьшей стоимостью металла. В этом случае цены на металл могут быть снижены, с тем чтобы сосредоточить добычу на наиболее выгодных месторождениях.

Наконец, на бортовое содержание оказывает влияние порядок финансирования приисков за сданный металл, т. е. методика установления цен за металл, из расчета которых прииску переводят средства на эксплуатацию. При наличии единой цены на металл или наибольшей (предельной) себестоимости бортовое содержание устанавливают из этой цены, которая и является исходной величиной для определения наибольшей допускаемой, трудоемкости при добыче металла. По некоторым металлам приискам переводят средства за сданную продукцию по установленной для каждого из них плановой стоимости (с учетом накоплений), и расчетные цены для отдельных приисков различны. В таких случаях бортовое содержание следует устанавливать так, чтобы отработка разных россыпей производилась по одинаковой трудоемкости добычи металла. Чтобы установить бортовое содержание в этих условиях, необходимо учитывать работу соседних приисков.

Впервые вопросы о бортовом содержании освещены в литературе применительно к разработке россыпей. В разное время этот вопрос решался при разработке россыпей различно и в историческом порядке он изложен в работах. В настоящее время для отнесения определенной площади россыпи (линии, блока) к промышленной обычно пользуются: наименьшим промышленным и средним промышленным содержанием. Наименьшее промышленное содержание — это бортовое содержание. При разработке россыпей в основном пользовались терминами «бортовое» и «среднее промышленное содержание». В последнее время в геологической литературе вместо термина среднее промышленное содержание начали применять термин «минимальное промышленное содержание», что внесло путаницу в основные понятия, поскольку минимальное промышленное содержание является не минимальным, а средним содержанием в песках на определенной площади, при котором эти пески включают в балансовые или промышленные запасы, а минимальным промышленным является бортовое содержание. Необходимо обсудить смысл этих терминов, с тем чтобы пользоваться более логичными. Во избежание еще большего осложнения в трактовке этих понятий далее используются термины — бортовое содержание и минимальное промышленное содержание, хотя последний и не является логичным. В данной работе придаются следующие смысловые значения этим основным терминам:

1) бортовое содержание — это наименьшее содержание металла в песках пласта (или массы) по разведочной выработке, при котором относящиеся к ней запасы целесообразно разрабатывать в рассматриваемых условиях и включать в балансовые и промышленные запасы;

2) минимальное промышленное содержание — это наименьшее среднее содержание металла в песках (массе) на площади распространения пласта по разведочной линии или по отдельным крупным блокам или ряду блоков, запасы которых определяют намывочное содержание металла по предприятию и его производительность по металлу на протяжении определенного отрезка времени, для золотых приисков не менее чем на 2—4 недели.

Методика определения бортового содержания разработана еще недостаточно четко. Так, в инструкции рекомендуется его устанавливать в пределах от содержания в хвостах и до минимального промышленного, выбирая вариант, который обеспечивает наибольшую эффективность разработки. При этом не указывается, что следует понимать под этой разработкой. Кроме того, в зависимости от первоочередных задач, стоящих перед предприятием, этот вопрос может быть разрешен различно.

Рассмотрим основные случаи определения бортового содержания: 1) когда потребность страны в металле обеспечивается с избытком, разведанные запасы достаточны для необходимой добычи на несколько десятилетий и ожидается их прирост, установлена единая оптовая цена на металл, на предприятиях требуется получать прибыль для дальнейшего развития промышленности; 2) то же, что и в первом случае, но для отдельных предприятий установлены различные плановые стоимости как выше, так и ниже средней государственной стоимости металла; 3) когда запасы на определенный металл ограничены, а потребность на него повышена и полностью не удовлетворяется, а также когда оптовая цена на металл для предприятий не установлена; 4) то же, что и в первом случае, но при повышенной потребности на металл и предприятиям устанавливается повышенный план добычи металла.

Первый случай. На отдельные полезные ископаемые установлены единые оптовые цены, ограничивающие наивысшую себестоимость металла. Это позволяет обеспечить более равномерную отработку всех месторождений, поскольку единую цену применяют при использовании уравнения (231). Выделим затраты в этом уравнении, не зависящие от бортового содержания, — капиталовложения и общеприисковые расходы. Годовые накладные расходы для предприятия с определенным оборудованием и штатами теоретически не зависят от бортового содержания, так как запасы песков и срок существования зависят от бортового содержания. На предприятиях это положение справедливо только для цеховых расходов, а общеприисковые расходы распределяются на предприятия прииска пропорционально добыче металла. Выразим цеховые расходы в функции от эксплуатационных введением коэффициента е = 1,1—1,2. Введем эти по правки в уравнение (231) и определим бортовое содержание для случая наибольших накоплений за время существования прииска способом нахождения максимума функции:

Условные обозначения те же, что и в уравнении (231), а е — коэффициент цеховых расходов.

Этому значению бортового содержания соответствует максимум функции, т. е. достигнуты наибольшие накопления за время существования прииска. Из уравнения видно, что для соблюдения этого требования необходимо, чтобы бортовое содержание окупало прямые эксплуатационные расходы, связанные непосредственно с добычей песков и их промывкой, а также цеховые расходы. При этом затраты, произведенные на месторождении до начала подготовительных и очистных работ, на площади бортового блока не учитываются.

При определении бортового содержания необходимо проверять правильность установления границ пласта по кровле и плотику. Содержание в слое опробования у кровли пласта на открытых работах следует принимать ниже бортового. Это объясняется тем, что выемка таких пород неизбежна и пески этого слоя имеет смысл подавать на промывку, если ценность металла их окупит дополнительные прямые эксплуатационные расходы сверх тождественных расходов по вскрыше, связанные с подачей на промывку, и прямые эксплуатационные расходы по промывке. Исходя из этого, содержание в слое пласта песков у кровли следует устанавливать по уравнению (249), приняв коэффициент вскрыши bб = 1 и заменив знак перед этим членом с плюса на минус. Допустимо также коэффициент цеховых расходов принимать е = 1.

Содержание в слое опробования у плотика должно быть выше, чем у кровли, поскольку выемка этого слоя не обязательна. Ее имеет смысл производить, если ценность металла окупит прямые эксплуатационные расходы по выемке песков этого слоя (которые обычно имеют повышенную крепость и валунистость), а также окупит перевозку песков и промывку. Затраты на вскрышу не следует относить на эти пески, поскольку вскрыша не связана с их выемкой. По этим же причинам содержание в слое опробования у плотика следует определять по уравнению (249), но при расчете принимать коэффициент вскрыши bб = 0 и еще ввести в уравнение к величине Эд множитель v, выражающий коэффициент трудоемкости выемки песков этого слоя. Коэффициент трудоемкости выемки нижнего слоя песков у плотика следует определять по уравнению (151), приняв для коэффициента наполнения nн' и коэффициента разрыхления р' величины, которые будут иметь место при выемке песков повышенной крепости с некоторым причерпыванием плотика, если эти породы металлоносны. Коэффициент цеховых расходов также допустимо принимать равным e = 1.

После проверки содержания в слое опробования у кровли и плотика проверяется содержание на весь оконтуренный пласт песков.

Капитальные затраты не влияют на величину бортового содержания. Однако для того чтобы предприятие не было убыточным и получало достаточно средств на покрытие эксплуатационных расходов и прибыль в течение года, квартала и месяца, необходимо, как это следует из уравнения (231), чтобы среднее содержание на площадях, отрабатываемых за этот срок, окупало все затраты на разработку и обеспечивало получение наименьшего допускаемого процента накоплений. Исходя из этого, минимальное промышленное содержание см.п определяется по уравнению

где S = эд + эп + bэв + Кп +Нц + Нп + Ку + Пм/А — стоимость добычи и промывки с учетом наименьших накоплений, руб/м3;

Нц, Hп — годовые накладные расходы, цеховые, приисковые, руб.;

Пм — наименьшие допускаемые накопления 2—4%, руб.;

Kп, Kу — годовые погашения капиталовложений действительные и условные, которые не учитываются в производственной себестоимости, руб.;

А — годовая производительность предприятия, м3/год песков.

При сравнении эффективности освоения различных месторождений, например россыпного и рудного, предлагается учитывать условные приведенные капиталовложения Kу, например, связанные с поисками и разведкой, которые не полностью или совсем не учитываются при подсчете производственной себестоимости, а также учитывать время их вложения. Для этого условные капитальные вложения на поиски и разведку следует привести ко времени начала разработки. Б этот срок должны входить время, затраченное на поиски, разведку и передачу месторождения в эксплуатацию, проектирование и строительство. Для россыпных месторождений этот срок обычно в 3—5 раз меньше, чем для рудных, что повышает эффективность первоочередного освоения россыпных месторождений перед рудными.

При определении бортового содержания по уравнению (249) обеспечивается наиболее полное извлечение запасов металла, при котором не потребуются дотации. Однако одновременно должно быть соблюдено и минимальное промышленное содержание.

Среднее содержание по всей или части россыпи всегда выше минимального промышленного, поскольку среднее содержание на площадях отдельных линий равно или даже больше последнего, т. е.
Бортовое содержание россыпных месторождений

где сср — среднее содержание на площадях, отрабатываемых за год,, или всей россыпи, г/м3;

ес — коэффициент превышения среднего содержания по отношению к наименьшему среднему промышленному.

По наблюдениям, для россыпей центрального района Колымы коэффициент превышения среднего содержания ес = 1,3—1,9,. в среднем 1,65. Вследствие этого при определении границы, исходя из минимального промышленного содержания, предприятия будут получать прибыль значительно более высокую по сравнению с наименьшей допускаемой. Естественно, что увеличение прибыли связано с уменьшением извлечения металла из месторождения.

Запасы песков и размеры площадей, на которых должно быть выдержано минимальное промышленное содержание, зависят от времени их отработки. Целесообразно, чтобы это время было меньше промежутка между отправками на металлургический завод продукции и получением предприятием средств за сданный металл. Для золотых приисков это время находится в пределах одной—двух недель.. Этот срок может быть увеличен, если у предприятия имеются оборотные средства на покрытие недостатка в средствах, получаемых от Госбанка за продукцию, во время работы на содержании более низком, чем минимальное промышленное. Этот срок тоже может быть увеличен, если у прииска, получающего средства за сданную продукцию, имеется ряд производственных единиц, добывающих металл, и когда недодача металла на одном может быть перекрыта повышенной добычей на другом.

Когда предприятие отправляет на завод пески или руду, то этот-промежуток определяется временем, через которое отправляются составы с допускаемым содержанием или приходится иметь склад-песков (руды) для подготовки в нем песков с нужным содержанием.

При данном способе подсчета бортового содержания необходимо при построении границы промышленной россыпи учитывать как бортовое, так и минимальное промышленное содержание. На построение-границы эти содержания оказывают различное влияние. Так, на россыпях с наиболее трудоемкой добычей или на бедных россыпях но удается одновременно выдерживать и бортовое, и минимальное промышленное содержание и тогда границу россыпи намечают с более высоким содержанием, чем это вытекает из уравнения (249). В таких условиях решающее влияние на установление границы оказывает минимальное промышленное содержание. На богатых россыпях граница в основном устанавливается по бортовому содержанию.

При построении границ россыпи необходимо учитывать систему разработки и календарный план развития добычных работ. Так, при системах с поперечными заходками (см. рис. 52, а и 185) забой перемещается на площадях с содержанием, близким к бортовому, непродолжительное время, после чего передвигается к наиболее богатой части — струе россыпи. Благодаря этому облегчается соблюдение минимального промышленного содержания при полной отработке бортовых площадей и увеличивается извлечение металла из россыпи. Наоборот, при системах с продольными заходками забой может продолжительное время до 1 года перемещаться по бортовым площадям, в связи с чем при отсутствии достаточных оборотных средств приходится границу россыпи намечать по минимальному промышленному содержанию.

Для дражных и гидравлических разработок в стоимость добычи входит и промывка, поэтому величина эп = 0. На подземных разработках из подготовительных и нарезных выработок в основном добываются пески, но с повышенной себестоимостью, что необходимо учесть при определении величины эв, принимая ее равной превышению этих расходов над очистной выемкой. Коэффициент удельного объема подготовительных работ определяется отношением объема подготовительных и нарезных работ к общему запасу песков шахтного поля за вычетом околоствольных и заградительных целиков.

Изложенный способ определения, бортового содержания металла, исходя из достижения наибольших накоплений за все время разработки, необходимо считать основным (при наличии оптовых цен) в районах, обеспеченных запасами на ближайшие десятилетия.

На предприятиях, где цеховые расходы постоянны и не зависят от бортового содержания, член уравнения е следует принимать равным единице. В районах, где значительный прирост запасов не ожидается, можно подсчет бортового содержания производить, принимая этот член также равным единице. В этом случае цеховые расходы будут покрываться только за счет богатой части россыпи, и превышение минимального промышленного содержания должно покрывать цеховые расходы, приходящиеся на запасы с бортовым содержанием металла. Поэтому разница между бортовым и минимальным промышленным содержанием возрастает. В этом случае извлечение металла из россыпи увеличивается, но несколько сокращаются накопления и ухудшаются прочие показатели. Такое бортовое содержание следует рассматривать как наинизшее, допускаемое для рассматриваемого случая подсчета бортового содержания.

Бортовое содержание, при котором обеспечивается наименьшая себестоимость металла, без учета накоплений определяется способом нахождения минимума функции. Для выполнения этого условия необходимо, чтобы бортовое содержание было во столько раз меньше среднего содержания, во сколько раз прямые эксплуатационные расходы меньше полной себестоимости добычи. Исследования показывают, что способ определения бортового содержания на основе достижения наименьшей себестоимости металла обеспечивает меньшую полноту отработки россыпи по сравнению со способом, при котором достигаются наибольшие накопления за все время существования прииска; при этом также снижаются и общие накопления за все время существования прииска. Однако вследствие повышения среднего содержания увеличивается годовая добыча металла и годовые накопления и снижаются удельные капиталовложения на 1 кг годовой добычи металла.

Бортовое содержание может быть установлено исходя из окупаемости всех расходов по разработке. В таком случае бортовое содержание подсчитывается по уравнению (250) и определять минимальное промышленное содержание не нужно. При подсчетах бортового содержания по этому способу можно накопления принимать в уравнении равными нулю, но в таком случае необходимо подсчитывать минимальное промышленное содержание, ценность которого должна создать необходимые накопления. Проверочные расчеты показывают, что бортовое содержание, подсчитанное по уравнению (250), меньше бортового содержания, определенного исходя из наименьшей себестоимости добываемого металла. Поэтому бортовое содержание, окупающее все расходы по разработке (за исключением накоплений), обеспечивает более полное извлечение металла из россыпи. По этим причинам бортовое содержание, окупающее все расходы по добыче, следует рассматривать как наивысшее предельное бортовое содержание, которое возможно допускать при наличии в районе значительных запасов богатых россыпей, обеспечивающих планируемую добычу металла на несколько десятилетий, при уверенности в приросте новых запасов и когда оставленные в бортах площади с бедным содержанием не будут испорчены первоначально проводимыми горными работами. Для больших россыпей, расположенных в новых районах, необходимо производить подсчеты бортового содержания и определять запасы по обоим способам, т. е. по уравнениям (249) и (250), так как они обеспечивают различные годовые производительности предприятий по металлу, разное извлечение металла из россыпи и неодинаковую себестоимость добычи. Окончательный выбор бортового содержания следует производить, учитывая ожидаемые показатели по предприятию при обоих способах подсчета и для определенных годовых производительностей. Годовая производительность оказывает значительное влияние на величину бортового и минимального промышленного содержания, и с увеличением производительности обычно значения их снижаются.

Второй случай. По ряду металлов для разных комбинатов устанавливают различные плановые стоимости металла, по которым производится расчет с предприятием. Стоимость устанавливают в зависимости от того, богатое месторождение или бедное, условий разработки и себестоимости добычи с учетом получения определенного процента накоплений. Внутри комбинатов устанавливаются плановые стоимости металла для различных приисков в зависимости от трудоемкости добычи металла, но в целом по всем предприятиям комбината стоимость металла не превышает установленной для него плановой стоимости. Например, для выполнения плана добычи металла должно работать три прииска с одинаковой годовой добычей и стоимостью единицы металла 1, 3, 5 руб. при средней плановой стоимости по всем показателям 3 руб. При различной плановой стоимости металла на разных приисках важно обеспечить равномерную отработку россыпей до определенного предела, несмотря на различную для них трудоемкость добычи металла. Исходной величиной здесь может явиться достижение на всех приисках единой себестоимости добычи металла с бортовых площадей. При соблюдении этого положения наиболее легко осваиваемое месторождение будет отработано в большей степени, а наиболее трудно осваиваемое в меньшей. Исходной величиной при определении предела отработки россыпи и бортового содержания является плановая стоимость более трудно осваиваемого месторождения, которое необходимо разрабатывать для выполнения установленного плана добычи металла по прииску или комбинату. В этом случае бортовое содержание определяется по уравнению (250) для предельно допускаемой стоимости или стоимости добычи металла на наиболее трудно осваиваемом прииске (замыкающем предприятии), т. е. исходя из 5 руб. для рассмотренного примера, но без учета накоплений. Минимальное промышленное содержание определяют по уравнению (250), но при подсчете принимается установленная уже для каждого прииска плановая стоимость металла, т. е. от 1 до 5 руб. Это необходимо для того, чтобы прииск получил средства за сданный металл в размере, необходимом для производства, что является обязательным.

Для выполнения плана прииска по металлу и для соблюдения плановой стоимости приходится подбирать ряд россыпей, которые должны быть включены в разработку. При выборе -россыпей решающее значение имеет среднее содержание по месторождению, которое всегда больше минимального промышленного. Поэтому минимальное промышленное содержание не в полной мере определяет ожидаемую на россыпи стоимость металла. Для того чтобы можно было подойти к ожидаемой стоимости металла, необходимо одновременно учитывать и коэффициент превышения среднего содержания ес. Это можно выполнить, если для расчетов минимального промышленного содержания принимать цену металла выше установленной плановой стоимости на некоторую часть величины коэффициента превышения содержания; однако при этом необходимо обеспечить получение прииском нужных средств на эксплуатацию, даже когда на нескольких россыпях будут отрабатывать площади с содержанием, равным новому, пониженному значению минимального промышленного содержания. Поэтому возможность увеличения цены зависит от числа производственных единиц на прииске, одновременно добывающих металл. Если вся добыча прииска поступает с одной производственной единицы, то увеличение цены невозможно, поскольку не будет обеспечено получение нужных средств (или потребуются дополнительные оборотные средства). В другом случае при добыче металла на большем числе производственных единиц увеличение расчетной цены по отношению к плановой возможно, но на величину, меньшую значения коэффициента превышения среднего содержания. Эта расчетная цена может быть увеличена по сравнению с плановой не более чем на величину, определяемую уравнением

где ец — коэффициент увеличения расчетной цены по сравнению с плановой стоимостью;

n — число одновременно разрабатываемых россыпей, с которых поступает металл на прииск.

При таком способе расчета минимального промышленного содержания будет увеличено извлечение металла из месторождения при •соблюдении установленной плановой себестоимости металла по всем предприятиям.

На отдельные металлы наравне с плановой стоимостью установлены предельно допускаемые стоимости добычи (наивысшие), которые являются исходными при определении рентабельности предприятия. Предприятия с себестоимостью добычи, большей предельно допускаемой стоимости, если не представляется возможности снизить ее путем усовершенствования разработки, закрываются. В таких условиях исходной величиной для установления предела отработки каждого месторождения, а следовательно и бортового содержания, является предельно допускаемая стоимость металла. В этих условиях бортовое содержание определяется по уравнению (250), но без учета накоплений и по этому содержанию устанавливают границу россыпи, а затем и среднее содержание по площадям разведочных линий и по всему месторождению в целом. По полученному среднему содержанию выявляют ожидаемую стоимость металла и возможность выполнения установленных прибылей.

Третий случай. По редким металлам разведанные запасы часто ограничены, потребность в этом металле повышена и полностью не покрывается, а оптовые цены на металл еще не установлены. В этих случаях бортовое содержание устанавливают вышестоящие организации, исходя из запасов (богатое месторождение или бедное), ожидаемого прироста запасов и предусмотренного роста годовой добычи металла в стране. Так же устанавливают минимальное промышленное содержание, которое предприятия должны выдержать при разработке отдельных площадей россыпи. Бортовое и минимальное промышленное содержание устанавливается по способам разработки с учетом годовой производительности предприятий и района расположения россыпи.

Четвертый случай. При повышенной потребности в металле решающее значение имеет перевыполнение плана и предприятию может быть установлен повышенный план добычи. В таком случае при установлении бортового содержания следует учитывать годовой план добычи металла, что обусловливает необходимость выдержать определенное среднегодовое содержание при определенной годовой производительности горного оборудования по пескам. Для этого бортовое содержание выявляют подбором блоков, которые в сумме должны обеспечивать необходимое среднегодовое содержание. При этом одновременно принимают меры к увеличению годовой производительности предприятия по пескам. Во время подбора блоков необходимо стремиться к наиболее полной отработке блоков, отнесенных к промышленным по условиям первого способа подсчета бортового содержания. Данный способ обеспечивает меньшее извлечение металла из россыпи, и его необходимо рассматривать как временный, при котором могут быть созданы условия, благоприятствующие выполнению повышенного годового плана добычи металла. Отступление от ранее принятого бортового содержания следует согласовывать с вышестоящими организациями.

Часто второй способ определения бортового содержания сочетается с четвертым.

Как отмечалось, в первом случае возможно определение бортового содержания двумя способами: 1) исходя из достижений годовой производительности по металлу на среднем уровне получения наибольшей прибыли за все время разработки и наибольшего извлечения металла до предела, при котором не потребуется дотации во время отработки наиболее бедных бортовых площадей — в этом случае бортовое содержание должно окупать только прямые расходы; 2) исходя из достижения повышенной годовой производительности по металлу, больших годовых накоплений и меньших удельных капиталовложений на единицу годовой добычи металла, но меньшего извлечения металла из россыпи; в этом случае бортовое содержание должно окупать все затраты по разработке. Эти два способа ограничивают наиболее целесообразные пределы допустимого изменения бортового содержания в зависимости от условий разработки. Сочетание этих способов с четвертым позволит учесть при определении бортового содержания и потребность в металле, которую должен добыть участок, прииск или комбинат по общегосударственному плану.

Как видно, бортовое содержание можно установить исходя из различных положений, поэтому бортовое и минимальное промышленное содержание для крупных месторождений или россыпей района подсчитывают во время эксплуатации по нескольким вариантам, его необходимо согласовывать с вышестоящими организациями и периодически пересматривать.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!