Основные технологические операции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования шахтных стволов и средства их выполнения


Анализ работ по техническому обслуживанию и ремонту шахтных подъемных комплексов позволил определить основные технологические операции, выполняемые при этом на копре и в шахтном стволе. Эти работы наиболее трудоемки и выполняются преимущественно вручную. Установленный перечень основных технологических операций позволяет полностью учесть их при разработке системы технического обслуживания и ремонта оборудования вертикальных шахтных стволов, наметить пути снижения трудоемкости их выполнения посредством разработки необходимого инструмента и технических средств контроля.

Выявлено, что ежесуточными подготовительными обязательными работами являются: получение наряда; подготовка инструмента, материала, приспособлений; переодевание в спецодежду.

В шахтном стволе выполняют:

проверку состояния предохранительных решеток на приемных площадках, блокировок;

осмотр водоулавливающего кольца по периметру ствола;

проверку состояния качающихся площадок, рычажной системы кулаков, привода кулаков, сигнализации положения кулаков, крепления кулаков к раме;

проверку защиты от переподъема подъемных сосудов;

ремонт гильотинных дверей;

закрывание и открывание ляд скипового подъема;

проверку колодцев уравновешивающих канатов;

оббивку льда в стволе; осмотр лестничного отделения;

очистку козырьков;

проверку зазоров между подъемными сосудами и расстрелами, крепью;

проверку крепления сигнального троса;

подвязывание резиновых шлангов для улавливания воды;

осмотр подъемных канатов;

проверку концевых выключателей;

перекрытие лядами ствола;

устройство предохранительных полков в стволе;

осмотр уравновешивающих канатов;

осмотр отбойных брусьев;

осмотр и ремонт шлюзовых дверей;

проверку сигнализации;

осмотр сопряжения с промежуточными горизонтами;

осмотр противовесов;

осмотр зумпфа;

откачку воды в зумпфе;

очистку зумпфа;

осмотр натяжного устройства тормозных канатов.

В шахтных стволах, оснащенных жесткой армировкой (с рельсовыми проводниками), выполняют:

оборку расстрелов от случайно попавших предметов;

визуальный осмотр всей конструкции жесткой армировки;

подтягивание болтов в узлах крепления проводников к расстрелам;

выявление трещин в проводниках;

выявление стука вибраций в элементах армировки при движении подъемных сосудов;

проверку крепления расстрелов к крепи;

определение надежности крепления проводников к расстрелам;

измерение ширины колеи;

перемещение нити проводников при нарушении параллельности;

выявление трещин в проводниках;

определение коррозийного и механического износа проводников;

замену болтов в узлах крепления;

профильную съемку проводников;

замену скоб Бриара, Сол;

устранение выступов на стыках проводников;

усиление армировки;

измерение зазора между башмаками скольжения и проводниками;

смазывание проводников;

замену звена проводников;

замену нити проводников;

замену расстрелов;

установление контргаек на стыковых схватах;

замену стыкового схвата.

Если установлена, гибкая армировка, то производят:

осмотр проводниковых канатов;

осмотр отбойных канатов;

смазку проводниковых и отбойных канатов (с предварительной очисткой от старой смазки и грязи);

проверку состояния канатов в коушах;

проверку состояния крепления проводниковых и отбойных канатов, натяжных грузов;

выявление посторонних предметов на них;

периодическое натягивание канатов (компенсацию вытягивания);

инструментальный контроль износа проводниковых канатов;

маркшейдерскую проверку элементов гибкой армировки;

замену проводниковых канатов;

замену отбойных канатов;

замену отбойных лыж.

На тормозных канатных устройствах выполняют:

визуальный осмотр тормозных канатов;

осмотр амортизаторов, амортизационных канатов;

проверку сигнализации от выдергивания тормозных канатов;

инструментальный контроль тормозных канатов;

проверку крепления тормозных канатов;

смазывание парашютов;

определение износа элементов парашюта;

замену тормозных канатов.

На копровых шкивах выполняют: визуальный осмотр;

подтягивание ослабевших гаек на стяжных болтах;

простукивание молотком спиц;

проверку нагрева подшипников;

дозаправку подшипников смазкой, проверку смазки;

измерение сечения канавки;

измерение износа элементов копровых шкивов;

ревизию и наладку копровых шкивов;

дефектоскопию осей шкивов;

испытание копровых шкивов;

замену копровых шкивов;

маркшейдерскую проверку копровых шкивов (правильность установки, вертикальности средней плоскости их желобов и горизонтальности осей вращения);

проверку футеровки;

проверку подшкивной площадки;

проверку сигнализации.

На нулевой площадке клетевого ствола осуществляют:

чистку и смазывание посадочных кулаков;

проверку состояния предохранительных решеток и блокировок, рычажной системы кулаков, привода кулаков, сигнализации положения кулаков, крепления кулаков к раме;

проверку исправности смазок узлов трения;

осмотр комплекса обмена вагонеток — компенсатора высоты, гасителей, толкателей, стопоров.

На шахтных одноканатных подъемных комплексах производят:

внешний осмотр клети;

выявление трещин и других дефектов;

уборку на крыше и в этаже;

проверку свободного перемещения корпуса коуша в направляющих уголках балки;

промывку клети струей воды;

затяжку всех болтов и шплинтов (на направляющих башмаках);

проверку зазора между направляющими (башмаками и проводником);

замену башмаков (втулок);

проверку износа вкладышей в направляющих муфтах ловителя;

выравнивание вогнутости;

разборку коуша;

замену пружины парашюта;

проверку состояния дверей (вращение в шарнирах, состояние защелок, засовов);

измерение диаметра отверстий проушин клети и валиков подвесного устройства;

измерение износа деталей парашюта;

замену деталей подвесных устройств и парашюта;

смазывание деталей подвесного устройства;

испытание подвесного устройства и парашюта;

испытание клети;

замену клети;

устройство полка (площадки) на клети для доступа к элементам ствола.

На многоканатных шахтных подъемных комплексах клетевого ствола на подъемном сосуде выполняют:

визуальный осмотр клети;

проверку наличия зазора между контрольным жимком каждого подъемного каната и упорной втулкой коуша КРГ;

визуальный осмотр подвесного устройства для уравновешивающих канатов;

проверку вращения вертлюгов уравновешивающих канатов;

проверку наличия шплинтов на всех валиках подвесных устройств;

уборку на этажах и крыше клети;

проверку открывания стопоров и надежности их фиксации;

осмотр башмаков скольжения и проверку зазоров между направляющими башмаками и проводниками;

осмотр роликовых направляющих и их проверку;

проверку коуша ККБ (КРГ);

смазывание узлов;

подтягивание болтов контрольных жимков головных и уравновешивающих канатов;

проверку деталей коуша ККБ (КРГ);

замену масла в рабочих камерах вертлюгов;

измерение диаметра отверстий проушин и валиков, замена их;

ревизию и наладку клети;

замену клети;

приварку засовов дверей.

При эксплуатации скипов одноканатных подъемных комплексов производят:

замену направляющих башмаков;

осмотр скипа (защитного зонта, элементов подвесного и прицепного устройства, резьбовых соединений);

смазку узлов трения;

уборку на крыше скипа;

осмотр направляющих башмаков;

замену направляющих башмаков;

подтягивание болтов;

чистку скипа от штыба;

проверку защитного зонта;

замену направляющей планки;

дефектоскопию подвесных устройств;

ревизию и наладку скипа;

замену скипа.

При эксплуатации скипов многоканатных подъемных комплексов осуществляют:

замену направляющих роликов;

визуальный осмотр скипа (заклепочных соединений);

проверку вращения вертлюгов уравновешивающих канатов;

уборку на крыше скипа;

осмотр роликовых направляющих и их проверку;

проверку коуша ККБ (КРГ);

замену роликовых направляющих;

обтяжку болтов на отбойном, футеровочных листах;

проверку секторных затворов;

дефектоскопию подвесных устройств;

ревизию и наладку скипа; замену скипа;

смазку направляющих роликов.

На загрузочных устройствах выполняют: визуальный осмотр;

проверку состояния болтового крепления;

смазывание шарнирных соединений;

очистку камеры от посторонних предметов;

замену узлов крепления и других деталей;

испытания;

замену загрузочного устройства;

проверку электрической части загрузочного устройства, выключателей, очистку выключателей, зачистку контактов пусковой аппаратуры;

промывку загрузочного устройства;

подтягивание болтов;

освобождение болтов от ржавчины;

осмотр питателя, редуктора и дозирующего бункера.

На разгрузочных устройствах производят:

проверку состояния разгрузочных кривых, узлов крепления и т. п.;

смазывание узлов трения;

проверку затяжки резьбовых крепежных соединений;

проверку износа приемных течек;

очистку разгрузочных устройств от просыпавшегося угля;

закрепление футеровки;

ремонт приемной течки, очистку приемной течки;

закрепление узлов крепления;

ревизию и наладку оборудования;

испытание разгрузочного устройства;

замену разгрузочного устройства;

зачистку площадки от посторонних предметов;

устранение выскакивания ролика скипов из кривых.

На трубопроводах в шахтном стволе выполняют:

визуальный осмотр трубопроводов;

проверку надежности крепления;

выявление мест течи транспортируемой среды;

проверку наличия хода компенсатора;

подтягивание болтов соединений;

замену прокладок;

замену хомутов и кронштейнов крепления;

устранение течи из трубопроводов (заварку трещин);

инструментальный контроль толщины стенок трубопровода;

замену звена труб;

ремонт теплоизоляции;

замену трубопроводной магистрали;

удаление посторонних предметов;

замену опорных стульев.

На кабельных линиях в шахтном стволе осуществляют:

визуальный осмотр кабельных линий;

проверку надежности крепления (отсутствие проскальзывания);

проверку зазоров между максимально выступающими частями подъемного сосуда и кабелей;

выявление трещин в кабельных муфтах;

проверку отсутствия соприкосновения кабелей с металлоконструкциями;

очистку муфт и кронштейнов для крепления кабелей от грязи и других предметов;

замену неисправных муфт, хомутов;

ремонт заземлений муфт;

испытание кабельных муфт;

замену кабельных линий.

Виды капитального ремонта оборудования шахтного подъемного комплекса показаны на рис. 5.6.

Методами экспертного опроса механиков подъема установлено, что на объем ежесменного и ежесуточного технического обслуживания и текущего ремонта оборудования шахтных стволов влияют глубина и диаметр ствола, шаг жесткой армировки, число нитей проводников, число стыковочных узлов расстрелов, число подъемных отделений и сосудов в стволе, скорость движения подъемных сосудов, число скоб крепления проводников к расстрелам, обводненность ствола, категорийность ствола по газу и пыли, скорость движения воздуха в стволе, срок эксплуатации ствола, число циклов подъема в сутки, число канатов (подъемных, тормозных и др.), число кабелей в стволе, число трубопроводов в стволе, число стыковых схватов между проводниками, число противовесов в стволе, отклонение ствола от вертикали, число узлов податливости в расстрелах, квалификация рабочих, тип технологической оснастки (шаблоны, приборы, инструмент), численность персонала, температура воздуха в стволе, вид подъемной установки (барабанная, многоканатная), вид применяющейся аппаратуры сигнализации и связи, назначение шахтного ствола (скиповой, клетевой и т. д.).

Основные функции предприятий по ТОР оборудования шахтных стволов показаны на рис. 5.7.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!