Анализ работ по техническому обслуживанию и ремонту шахтных подъемных комплексов позволил определить основные технологические операции, выполняемые при этом на копре и в шахтном стволе. Эти работы наиболее трудоемки и выполняются преимущественно вручную. Установленный перечень основных технологических операций позволяет полностью учесть их при разработке системы технического обслуживания и ремонта оборудования вертикальных шахтных стволов, наметить пути снижения трудоемкости их выполнения посредством разработки необходимого инструмента и технических средств контроля.
Выявлено, что ежесуточными подготовительными обязательными работами являются: получение наряда; подготовка инструмента, материала, приспособлений; переодевание в спецодежду.
В шахтном стволе выполняют:
проверку состояния предохранительных решеток на приемных площадках, блокировок;
осмотр водоулавливающего кольца по периметру ствола;
проверку состояния качающихся площадок, рычажной системы кулаков, привода кулаков, сигнализации положения кулаков, крепления кулаков к раме;
проверку защиты от переподъема подъемных сосудов;
ремонт гильотинных дверей;
закрывание и открывание ляд скипового подъема;
проверку колодцев уравновешивающих канатов;
оббивку льда в стволе; осмотр лестничного отделения;
очистку козырьков;
проверку зазоров между подъемными сосудами и расстрелами, крепью;
проверку крепления сигнального троса;
подвязывание резиновых шлангов для улавливания воды;
осмотр подъемных канатов;
проверку концевых выключателей;
перекрытие лядами ствола;
устройство предохранительных полков в стволе;
осмотр уравновешивающих канатов;
осмотр отбойных брусьев;
осмотр и ремонт шлюзовых дверей;
проверку сигнализации;
осмотр сопряжения с промежуточными горизонтами;
осмотр противовесов;
осмотр зумпфа;
откачку воды в зумпфе;
очистку зумпфа;
осмотр натяжного устройства тормозных канатов.
В шахтных стволах, оснащенных жесткой армировкой (с рельсовыми проводниками), выполняют:
оборку расстрелов от случайно попавших предметов;
визуальный осмотр всей конструкции жесткой армировки;
подтягивание болтов в узлах крепления проводников к расстрелам;
выявление трещин в проводниках;
выявление стука вибраций в элементах армировки при движении подъемных сосудов;
проверку крепления расстрелов к крепи;
определение надежности крепления проводников к расстрелам;
измерение ширины колеи;
перемещение нити проводников при нарушении параллельности;
выявление трещин в проводниках;
определение коррозийного и механического износа проводников;
замену болтов в узлах крепления;
профильную съемку проводников;
замену скоб Бриара, Сол;
устранение выступов на стыках проводников;
усиление армировки;
измерение зазора между башмаками скольжения и проводниками;
смазывание проводников;
замену звена проводников;
замену нити проводников;
замену расстрелов;
установление контргаек на стыковых схватах;
замену стыкового схвата.
Если установлена, гибкая армировка, то производят:
осмотр проводниковых канатов;
осмотр отбойных канатов;
смазку проводниковых и отбойных канатов (с предварительной очисткой от старой смазки и грязи);
проверку состояния канатов в коушах;
проверку состояния крепления проводниковых и отбойных канатов, натяжных грузов;
выявление посторонних предметов на них;
периодическое натягивание канатов (компенсацию вытягивания);
инструментальный контроль износа проводниковых канатов;
маркшейдерскую проверку элементов гибкой армировки;
замену проводниковых канатов;
замену отбойных канатов;
замену отбойных лыж.
На тормозных канатных устройствах выполняют:
визуальный осмотр тормозных канатов;
осмотр амортизаторов, амортизационных канатов;
проверку сигнализации от выдергивания тормозных канатов;
инструментальный контроль тормозных канатов;
проверку крепления тормозных канатов;
смазывание парашютов;
определение износа элементов парашюта;
замену тормозных канатов.
На копровых шкивах выполняют: визуальный осмотр;
подтягивание ослабевших гаек на стяжных болтах;
простукивание молотком спиц;
проверку нагрева подшипников;
дозаправку подшипников смазкой, проверку смазки;
измерение сечения канавки;
измерение износа элементов копровых шкивов;
ревизию и наладку копровых шкивов;
дефектоскопию осей шкивов;
испытание копровых шкивов;
замену копровых шкивов;
маркшейдерскую проверку копровых шкивов (правильность установки, вертикальности средней плоскости их желобов и горизонтальности осей вращения);
проверку футеровки;
проверку подшкивной площадки;
проверку сигнализации.
На нулевой площадке клетевого ствола осуществляют:
чистку и смазывание посадочных кулаков;
проверку состояния предохранительных решеток и блокировок, рычажной системы кулаков, привода кулаков, сигнализации положения кулаков, крепления кулаков к раме;
проверку исправности смазок узлов трения;
осмотр комплекса обмена вагонеток — компенсатора высоты, гасителей, толкателей, стопоров.
На шахтных одноканатных подъемных комплексах производят:
внешний осмотр клети;
выявление трещин и других дефектов;
уборку на крыше и в этаже;
проверку свободного перемещения корпуса коуша в направляющих уголках балки;
промывку клети струей воды;
затяжку всех болтов и шплинтов (на направляющих башмаках);
проверку зазора между направляющими (башмаками и проводником);
замену башмаков (втулок);
проверку износа вкладышей в направляющих муфтах ловителя;
выравнивание вогнутости;
разборку коуша;
замену пружины парашюта;
проверку состояния дверей (вращение в шарнирах, состояние защелок, засовов);
измерение диаметра отверстий проушин клети и валиков подвесного устройства;
измерение износа деталей парашюта;
замену деталей подвесных устройств и парашюта;
смазывание деталей подвесного устройства;
испытание подвесного устройства и парашюта;
испытание клети;
замену клети;
устройство полка (площадки) на клети для доступа к элементам ствола.
На многоканатных шахтных подъемных комплексах клетевого ствола на подъемном сосуде выполняют:
визуальный осмотр клети;
проверку наличия зазора между контрольным жимком каждого подъемного каната и упорной втулкой коуша КРГ;
визуальный осмотр подвесного устройства для уравновешивающих канатов;
проверку вращения вертлюгов уравновешивающих канатов;
проверку наличия шплинтов на всех валиках подвесных устройств;
уборку на этажах и крыше клети;
проверку открывания стопоров и надежности их фиксации;
осмотр башмаков скольжения и проверку зазоров между направляющими башмаками и проводниками;
осмотр роликовых направляющих и их проверку;
проверку коуша ККБ (КРГ);
смазывание узлов;
подтягивание болтов контрольных жимков головных и уравновешивающих канатов;
проверку деталей коуша ККБ (КРГ);
замену масла в рабочих камерах вертлюгов;
измерение диаметра отверстий проушин и валиков, замена их;
ревизию и наладку клети;
замену клети;
приварку засовов дверей.
При эксплуатации скипов одноканатных подъемных комплексов производят:
замену направляющих башмаков;
осмотр скипа (защитного зонта, элементов подвесного и прицепного устройства, резьбовых соединений);
смазку узлов трения;
уборку на крыше скипа;
осмотр направляющих башмаков;
замену направляющих башмаков;
подтягивание болтов;
чистку скипа от штыба;
проверку защитного зонта;
замену направляющей планки;
дефектоскопию подвесных устройств;
ревизию и наладку скипа;
замену скипа.
При эксплуатации скипов многоканатных подъемных комплексов осуществляют:
замену направляющих роликов;
визуальный осмотр скипа (заклепочных соединений);
проверку вращения вертлюгов уравновешивающих канатов;
уборку на крыше скипа;
осмотр роликовых направляющих и их проверку;
проверку коуша ККБ (КРГ);
замену роликовых направляющих;
обтяжку болтов на отбойном, футеровочных листах;
проверку секторных затворов;
дефектоскопию подвесных устройств;
ревизию и наладку скипа; замену скипа;
смазку направляющих роликов.
На загрузочных устройствах выполняют: визуальный осмотр;
проверку состояния болтового крепления;
смазывание шарнирных соединений;
очистку камеры от посторонних предметов;
замену узлов крепления и других деталей;
испытания;
замену загрузочного устройства;
проверку электрической части загрузочного устройства, выключателей, очистку выключателей, зачистку контактов пусковой аппаратуры;
промывку загрузочного устройства;
подтягивание болтов;
освобождение болтов от ржавчины;
осмотр питателя, редуктора и дозирующего бункера.
На разгрузочных устройствах производят:
проверку состояния разгрузочных кривых, узлов крепления и т. п.;
смазывание узлов трения;
проверку затяжки резьбовых крепежных соединений;
проверку износа приемных течек;
очистку разгрузочных устройств от просыпавшегося угля;
закрепление футеровки;
ремонт приемной течки, очистку приемной течки;
закрепление узлов крепления;
ревизию и наладку оборудования;
испытание разгрузочного устройства;
замену разгрузочного устройства;
зачистку площадки от посторонних предметов;
устранение выскакивания ролика скипов из кривых.
На трубопроводах в шахтном стволе выполняют:
визуальный осмотр трубопроводов;
проверку надежности крепления;
выявление мест течи транспортируемой среды;
проверку наличия хода компенсатора;
подтягивание болтов соединений;
замену прокладок;
замену хомутов и кронштейнов крепления;
устранение течи из трубопроводов (заварку трещин);
инструментальный контроль толщины стенок трубопровода;
замену звена труб;
ремонт теплоизоляции;
замену трубопроводной магистрали;
удаление посторонних предметов;
замену опорных стульев.
На кабельных линиях в шахтном стволе осуществляют:
визуальный осмотр кабельных линий;
проверку надежности крепления (отсутствие проскальзывания);
проверку зазоров между максимально выступающими частями подъемного сосуда и кабелей;
выявление трещин в кабельных муфтах;
проверку отсутствия соприкосновения кабелей с металлоконструкциями;
очистку муфт и кронштейнов для крепления кабелей от грязи и других предметов;
замену неисправных муфт, хомутов;
ремонт заземлений муфт;
испытание кабельных муфт;
замену кабельных линий.
Виды капитального ремонта оборудования шахтного подъемного комплекса показаны на рис. 5.6.
Методами экспертного опроса механиков подъема установлено, что на объем ежесменного и ежесуточного технического обслуживания и текущего ремонта оборудования шахтных стволов влияют глубина и диаметр ствола, шаг жесткой армировки, число нитей проводников, число стыковочных узлов расстрелов, число подъемных отделений и сосудов в стволе, скорость движения подъемных сосудов, число скоб крепления проводников к расстрелам, обводненность ствола, категорийность ствола по газу и пыли, скорость движения воздуха в стволе, срок эксплуатации ствола, число циклов подъема в сутки, число канатов (подъемных, тормозных и др.), число кабелей в стволе, число трубопроводов в стволе, число стыковых схватов между проводниками, число противовесов в стволе, отклонение ствола от вертикали, число узлов податливости в расстрелах, квалификация рабочих, тип технологической оснастки (шаблоны, приборы, инструмент), численность персонала, температура воздуха в стволе, вид подъемной установки (барабанная, многоканатная), вид применяющейся аппаратуры сигнализации и связи, назначение шахтного ствола (скиповой, клетевой и т. д.).
Основные функции предприятий по ТОР оборудования шахтных стволов показаны на рис. 5.7.