14.08.2020
Квартира в новостройке – это отличная возможность приобрести собственное жилье, в котором никто еще не жил. При этом следует...


14.08.2020
Дымоход — это важная и одна из основных составляющих каминов, печей и котлов, вне зависимости от их назначения. Если правильно...


14.08.2020
Огромной популярностью среди потребителей пользуются полипропиленовые трубы, благодаря своим высоким техническим характеристикам,...


14.08.2020
Многие пользователи социальной сети инстаграмм видели, что огромное количество подписчиков и лайков может быть даже у аккаунтов,...


14.08.2020
Деревянный дом – уютное, экологичное и красивое жилье. Тепло древесина удерживает хорошо. На тридцать-сорок процентов снижаются...


14.08.2020
Радиаторы нагревают пространство в помещении, и это всегда видимая часть системы, причём, чем более она открыта, тем эффективнее...


Опыт восстановления и усиления нарушенной крепи вентиляционного ствола ш/у «Октябрьское»

26.09.2019

Глубина ствола 748 м, диаметр в свету 6,5 м. До глубины 52 м ствол закреплен железобетонными тюбингами, ниже — монолитным бетоном М200 толщиной 350 мм.

Ствол оборудован двумя одноэтажными клетями на вагонетки УВГ-2,5; используется для вывода исходящей струи шахты в качестве запасного выхода. По стволу проложены два трубопровода водоотлива диаметром 219 мм, трубопровод сжатого воздуха диаметром 219 мм, две дорожки кронштейнов для крепления кабелей.

Нарушение крепи приурочено к интервалам глубин 0,8—2; 245—255,7; 296—312,2 и 313—520,3 м и характеризуется разрушением нарушенного слоя крепи на глубину от 50 до 200 мм, полным нарушением крепи на всю толщину, образованием полостей от вывалов породы из закрепного пространства на глубину до 3 м, наличием разнонаправленных трещин крепи без нарушения слоя бетона. В интервалах указанных глубин установлено также наличие пустот за крепью.

Восстановление и усиление крепи проводилось анкерами, металлической сеткой, бетоном М200 и кольцами жесткости из спецпрофиля СВП-27.

Пустоты в закрепном пространстве ликвидировали путем заполнения их цементным раствором.

Восстановление и усиление крепя производили последовательно, участками сверху вниз с обеих клетей, оборудованных откидными мостиками.

Тампонаж закрепного пространства выполнялся после восстановления и усиления крепи. Освещение — индивидуальными светильниками СГУ-4. Сигнализация — механическая (по одному сигналу на каждую клеть), применялась и радиосвязь «клеть — подъем».

Для аварийного выезда людей из ствола предусмотрена спасательная лестница ЛС-1. Снабжение потребителей сжатым воздухом — от компрессоров ШВКС-5 по существующему трубопроводу сжатого воздуха диаметром 219 мм (рис. 6.1). Трубы сжатого воздуха в местах производства работ оборудовались хомутами и запорными кранами. Контроль рудничной атмосферы осуществлялся приборами СШ-2 и газоопределителями ШИ-10.

Переоснащение ствола и поверхности, а также оборудование клетей мостиками выполнялись по отдельным технологическим картам до начала работ по данному проекту. Данным проектом принимался следующий порядок работ:

I этап — приводится в безопасное состояние участок ствола в интервале отметок 0,0—3 м, восстанавливается и усиливается крепь ствола в этом интервале.

II этап — приводится в безопасное состояние участок ствола в интервале отметок 3—245 м, восстанавливается и усиливается крепь ствола в интервале отметок 245—255,7 м.

III этап — приводится в безопасное состояние участок ствола в интервале отметок 255,7—296 м, восстанавливается и усиливается крепь ствола в интервале отметок 296—312,2 м.

IV этап — приводится в безопасное состояние участок ствола в интервале отметок 312,2—513 м, восстанавливается и усиливается крепь ствола в интервале отметок 513—520,3 м.

V этап — после выполнения вышеперечисленных работ в указанных интервалах отметок восстановленной крепи снизу вверх производится тампонаж закрепного пространства.

Работы выполнялись проходческой бригадой, состоящей из четырех звеньев. Режим работы — четырехсменный, продолжительность смены 6 ч. Рабочая неделя шестидневная, с одним скользящим выходным и одним общим выходным в воскресенье.

Явочный состав звена, определенный расстановкой на рабочих местах без учета машиниста подъема, составляет один рукоятчик-сигналист (на поверхности), один электрослесарь, один горнорабочий (такелажник) и три рабочих забойной группы.

Осмотр ствола и приведение его в безопасное состояние выполнялось последовательно с клети. Клети перемещались заходками по 2 м. Одновременно с перемещением клетей опускались маневровые канаты и тросы механической сигнализации. С клетей производился осмотр состояния крепи ствола, крепление трубопроводов, состояние направляющих канатов, кабельные кронштейны. Обнаруженные неисправности сразу же устранялись. Отслоившиеся и отбитые куски бетона крепи удалялись при помощи поддиров и собирались в специальный ящик, установленный в клети.

Разборка нарушенной крепи выполнялась с помощью отбойных молотков заходками 0,7 м. Бетон от разрушенной крепи собирался в специальный ящик, установленный в клети. Крупные глыбы бетона разбирались до фракции 200x200 мм и собирались в ящик.

Шпуры под анкеры бурили ручными перфораторами ПР-ЗОлс с пневмоподдержек. Диаметр шпуров под анкеры, крепящие металлическую сетку,— 52 мм, под анкеры колец жесткости — 43 мм. Длина анкеров 1,5 м. Шпуры под анкеры располагали в шахматном порядке из расчета 1 шпур на 1 м2 поверхности ствола.

Установка клинового анкера производилась в следующей последовательности. Шпур тщательно очищался от буровой мелочи. В прорезь, выполненную в конце анкера, вставлялся клин и мягкой проволокой крепился за анкер. Анкер с клином подавался в шпур. Постукивая по головке анкера кувалдой, забивали его в шпур до упора. На закрепленные анкеры монтировалась металлическая сетка, которая с помощью шайбы прижималась к породной стенке.

Монтаж сегментов колец жесткости производился поочередно, вначале с правой, затем с левой клети. На поверхности в клеть загружалось три сегмента, клинья, инструменты. Люди садились в клеть и опускались к месту монтажа сегментов. Канатом маневровой лебедки сегмент через люк в крыше клети поднимался вверх и укладывался на мерные крючья, навешенные на предыдущее кольцо.

Через отверстия в сегменте бурили три шпура диаметром 43 мм и сегмент крепили к стенкам ствола с помощью клинового анкера. Аналогичным способом монтировали следующие сегменты кольца жесткости. По мере монтажа сегменты соединяли между собой клиньями.

Монтаж колец жесткости производили в направлении сверху вниз заходками по 0,7 м. По мере монтажа колец выпускали отслоившуюся породу и разбирали отбойным молотком нарушенную крепь, после чего устанавливали металлическую сетку на анкерах.

По окончании монтажа колец жесткости по всей высоте нарушенной крепи, в направлении снизу вверх устанавливали опалубку высотой 0,7 м. Для опалубки использовали доски толщиной 40 мм, длиной 0,7 м. В ствол заготовку опускали в клети и выдавали через люк верхнего этажа клети. Доски опалубки крепили с помощью гвоздей к деревянному брусу, который в свою очередь крепился к кольцу жесткости проволокой диаметром 6—8 мм. Перед укладкой бетона паклей конопатили щели между досками.

Нарушенные участки крепи ствола крепили бетоном М200 на сульфатостойком портландцементе М400. Бетон в автосамосвалах доставляли на промплощадку ствола, где на эстакаде разгружали в два контейнера, установленные на вагонной тележке.

Клеть с контейнерами опускали к месту укладки бетона. Канатом маневровой лебедки контейнер с бетоном поднимали к месту укладки. После затвердения бетона (не ранее чем через 12 ч) снимали деревянную опалубку, удаляли наплывы бетона. Уплотнение бетона производили пневмовибраторами.

Трубы цементации монтировали в направлении сверху вниз с откидных мостиков правой клети в следующей последовательности.

Клеть верхним этажом устанавливали на уровне нулевой площадки. Скобу стропа грузоподъемностью 5 т крепили к вертикальной стойке рамы под откидные мостики. С помощью металлического хомута и планки на каждую монтируемую трубу закрепляли хомут для спуска труб в ствол. Открывались люки верхнего и нижнего этажей клети. Трубу канатом вспомогательной лебедки ЛППГ, установленной в копре, поднимали вверх, опускали в проем верхнего и нижнего этажей клети и с помощью хомута для спуска труб в ствол подсоединяли к серьге стропа. На один строп навешивали две трубы. Клеть опускали к месту монтажа труб цементации. Канатом маневровой лебедки монтируемую трубу поднимали вверх, перепускали между откидным мостиком и стенкой ствола и закрепляли в проектном положении.

Для установки тампонажных труб в крепи ствола бурили шпуры диаметром 52 мм ручными перфораторами ПР-30лс. После бурения шпуры очищали от породной мелочи. Тампонажную трубу устанавливали в пробуренный шпур. Перед установкой трубки шпур заполняли цементным раствором. Длина тампонажной трубки должна быть равной толщине крепи.

Для тампонажа использовался цементный раствор состава 1:0,6. Приготовление его производилось на поверхности. Раствор подавался в ствол по трубопроводу диаметром 63 мм. Давление нагнетаемого раствора не должно превышать 0,2 МПа. Для снятия давления на конце последней трубы цементационного става крепили прерыватель потока раствора (рис. 6.2), к которому подсоединяли высоконапорный прорезиненный шланг. Нижний конец шланга с помощью гайки подсоединяли к тампонажной трубке. При нагнетании цементного раствора необходимо следить за состоянием бетонной крепи. В случае прорыва раствора через крепь работы прекращались и делалась выдержка для затвердения цементного раствора. Нагнетание контролировалось через соседнюю трубку. При появлении раствора из контрольной трубки нагнетание прекращалось.

Технологическая схема перекрепления вентиляционного ствола ш/у «Октябрьское» показана на рис. 6.3.

Качество работ зависит от правильной установки колец жесткости. Кольца жесткости монтировали в горизонтальной плоскости и прижимали вплотную к стенкам ствола. По высоте кольца устанавливали с точностью ±10 мм. За 7—10 дней до укладки бетонной смеси в строительную лабораторию треста доставляли материалы (цемент, песок, щебень, химические добавки) для подбора бетона с учетом марки, соответствующей проекту, и сроков снятия опалубки.

На каждые 50 м3 уложенного бетона необходимо отбирать пробы бетона с изготовлением 6 образцов. Формочки для забивки образцов должны быть чистыми, без искривлений. Каждую форму заполняли бетоном на 1/3 высоты и штыковали 25 раз, затем на 2/3 и оставшуюся часть с избытком. Избыток срезали. На каждом участке нарушенной крепи производили отбор воды в количестве 1 л.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна