Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов


Ремонтные работы, производимые на шахтных копрах, как правило, отличаются высокой сложностью и требуют тщательной подготовки. Это связано с необходимостью подъема тяжелых грузов, выполнением работ в стесненных условиях, на большой высоте и ограниченным временем производства ремонта на эксплуатируемых подъемных установках.

Наиболее распространенным видом ремонтных работ на шахтных копрах является замена копровых шкивов. Кроме того, в последние годы, в связи с заменой парашютов РКЭУ на более совершенные МПТ (ПТК), выполняются работы по установке на копрах металлоконструкций для крепления амортизаторов.

Монтаж, а в случае необходимости и демонтаж шкивов на строящихся подъемах не представляет трудностей в связи с наличием стационарных грузоподъемных средств и свободной монтажной площадки.

При замене шкивов эксплуатируемых подъемов основные трудности возникают из-за наличия большого количества коммуникаций вокруг надшахтных зданий, что затрудняет установку монтажных лебедок, доступ к копру и усложняет траекторию подъема шкивов.

Замена копровых шкивов осуществляется при помощи трех лебедок — одной поднимающей Лп и двух оттягивающих шкив ют копра при подъеме-спуске шкива — Л01 и Л02. При тяжелых шкивах подъем и спуск их производится с помощью полиспаста, состоящего из неподвижного Бн и подвижного Бп блоков.

Для перемещения шкива в пределах подшкивной площадки на монорельс грузоподъемного устройства копра навешивают таль.

Схема размещения лебедок показана на рис. 10.4. Грузоподъемность лебедок принимается в соответствии с усилиями в канатах, которые определяются по формулам:

где P — масса шкива, m; n = 0,9 — к. п. д. блока; nб — число блоков (при полиспастной схеме 2); в — угол между вертикалью и оттягивающим канатом: а — угол между вертикалью и подъемным канатом.

Для подачи материалов на копер по месту монтируются вспомогательный блок на копре и лебедка Т-224В у копра.

Желательно, чтобы угол между поднимающим канатом и вертикалью был близок к углу между вертикалью и канатом полиспаста. Оттягивающие лебедки нельзя устанавливать ближе, чем указано на плане и проверено расчетом, так как нагрузка на оттягивающий канат при этом возрастает.

Лебедки устанавливаются на грузовых якорях. На балках под рамой установлены откидные лемеха, упирающиеся в почву и предохраняющие лебедки от сползания. Масса грузовых якорей принимается согласно табл. 10.1.

При расположении всех лебедок (поднимающей и оттягивающих) со стороны укосины, т. е. при односторонней нагрузке на грузоподъемное устройство копра, необходимо его усилить путем установки двух дополнительных растяжек из спаренных уголков 70х70х7 со стороны, обратной укосине (рис. 10.5). Верхний конец растяжки через косынку приваривается к стойке грузоподъемного устройства, нижний конец — через косынку толщиной 8—12 мм — к узлу подшкивной фермы. Для связи уголков между собой, через 800 мм устанавливаются сухари. Блоки Бм и Бп, образующие полиспаст, — однорольные монтажные, грузоподъемность их принимается равной удвоенной нагрузке на поднимающий канат.

Блок Бн подвешивается в углу стыка монорельса с ригелем, блок Бп — к ободу шкива. Подвижной блок имеет планки, установленные между щек и фиксирующие крюк во избежание скручивания каната. Подъемный канат пропускается через блоки, конец его крепится в переднем узле сопряжения ригеля с монорельсом.

Для перемещения шкива над подвижной площадкой от блока Бн до места установки на монорельсы навешиваются талькошки; грузоподъемность их должна быть равной или превышать массу шкива.

Схема установки блоков, тали и оттягивающих канатов показаны на рис. 10.6 и 10.7.

До начала производства работ ремонтная организация составляет проект организации работ. Шахта представляет техническую документацию (генплан, чертежи копра), убирает находящиеся в зоне работ воздушные коммуникации (кабели, трубопроводы), подключает к сети лебедки, обеспечивает освещение копра и обеспечивает ремонтников средствами пожаротушения.

До начала работ шахта выносит на подшкивную площадку жесткие оси (ось ствола на ось подъема) и дает эскиз монтажа новых шкивов. Непосредственно перед началом работ шахта отключает подъемную машину, вывешивает предупредительные плакаты и убирает со шкивов подъемные канаты.

Демонтаж и монтаж шкивов производится в следующей последовательности.

1. На блок Бн навешивается поднимающий канат лебедки Лп.

2. Снимаются болты крепления подшипников шкива; при подшипниках скольжения последние крепятся к ступице или спицам шкива.

3. Подгоняется таль-кошка, шкив приподнимается и подтягивается к блоку Бн.

4. Строповка поднятого талью шкива к поднимающему канату лебедки Лен и оттягивающих канатов производится одновременно со строповкой тали.

5. Поднимающим канатом приподнимается шкив, одновременно опуская крюк тали, передают нагрузку от массы шкива на поднимающий канат; производится расстроповка крюка тали.

6. Натягивая одновременно оттягивающими лебедками Л01 и Л02 и опуская поднимающей лебедкой Лп, выводим ось шкива с подшипниками из подшкивных ферм.

7. Натягивая канат оттягивающей лебедки Л01 и опуская канат поднимающей лебедки Лп, опускаем шкив. При этом необходимо стремиться к минимальной оттяжке шкива от вертикали, стараясь опустить шкив мимо укосины (левее или правее ее — ближе к копру).

8. При необходимости заменяются плиты под подшипниками шкива с прорезанием отверстий в полках уголков подшкивной фермы.

9. Производится расстроповка снятого шкива от блока Бп или поднимающего каната лебедки Лп и оттягивающих канатов лебедок Л01 и Л02.

10. Производится строповка нового шкива к блоку Бп или поднимающему канату лебедки Лп и оттягивающих канаты лебедок Л01 и Л02.

11. Подъем шкива лебедкой Лп с оттягиванием лебедкой Л01 до уровня подшкивных ферм.

12. Одновременным оттягиванием шкива лебедками Л01 и Л02 выправляем шкив и всеми тремя лебедками заводим его под блок Бн.

13. Производится строповка шкива к крюку таль-кошки, подъем талью до полного приема нагрузки от массы шкива.

14. Шкив подтягивается к месту установки с использованием ручной рычажной лебедки грузоподъемностью 1,5 т.

15. Производится опускание шкива на место, монтаж его по привязкам старого шкива с внесением поправок на изменение основных размеров нового и старого шкивов.

16. Устанавливаются болты крепления подшипников шкива к подшкивным фермам. В случае прорезания новых отверстий в полках уголков устанавливаются шайбы диаметром 8—12 мм,

Второй шкив заменяется аналогично первому.

После выверки шкивов производятся маркшейдерская проверка и их окончательное закрепление, полная затяжка гаек, установка контргаек, обварка плит и шайб под полками уголков подшкивных ферм, затяжка клиньев. После контрольной маркшейдерской проверки шахта навешивает на шкивы подъемные канаты, испытывает шкивы вхолостую и под нагрузкой, после чего они принимаются шахтой по акту в эксплуатацию.

Специализированное шахтоспецмонтажное управление ПО «Карагандауголь» за год заменяет более 30 шкивов, продолжительность замены при аварийном положении составляет 2 календарных дня, при плановой, замене шкивов эти работы занимают не более 24 ч. При этом используются воскресные дни, когда шахта не работает.

Работы по замене копровых шкивов сопряжены с подъемом тяжелых грузов на большую высоту, в ряде случаев ведутся на вентиляционных стволах с исходящей струей. В связи с этим необходимо принять следующие меры по обеспечению безопасности.

1. Сварочные работы на копре вести по наряду-допуску.

2. До начала работ, осмотреть, проверить и смазать грузоподъемные средства (лебедки, тали, блоки, полиспасты, канаты, стропы), проверить наличие документации и соответствие сроков испытаний всех грузоподъемных средств; при отсутствии записей или несоответствии сроков нормативным — испытать (с составлением акта).

3. Осмотреть и при необходимости испытать сварочные трансформаторы и керосинорезы, оформить испытания актом; проверить наличие сертификата на керосин.

4. Проверить исправность дренчерной установки, установить пожарный рукав и испытать его.

5. Закрыть противопожарные ляды ствола и покрыть их слоем песка или инертной пыли толщиной 30—80 мм.

6. Тщательно очистить от канатной смазки свариваемые и прилегающие к ним конструкции и крышу надшахтного здания, установить ограждения из негорючих материалов или засыпать песком; поднять на подшкивную площадку не менее четырех огнетушителей и двух ведер с песком.

7. Обеспечить установку прожекторов и проверить достаточность освещения рабочих мест в ночное время.

8. Проверить исправность средств связи (телефонов), при необходимости заменить батареи.

9. Проверить надежность закрепления лебедок и установки якорей, соответствие массы грузов проектной; места установки лебедок согласовать с шахтой во избежание повреждения подземных коммуникаций, лебедки надежно заземлить приваркой металлических проводников к раме и общешахтному контуру «земля».

10. Строповку грузов, навеску талей и блоков производить лицам, имеющим удостоверение стропальщика.

11. Управление лебедками производить только лицам, имеющим удостоверение лебедчика.

12. Сварку производить лицам, перечисленным в наряде на ведение сварочных работ и имеющим удостоверение сварщика.

13. При строповке на острые кромки ставить деревянные подкладки, закрепленные мягкой проволокой.

14. Стропы на крюках блоков и талей крепить мягкой проволокой.

15. Перед подъемом шкива приподнять его на 90—100 мм и проверить состояние строповки; при обнаружении дефектов шкив опустить, устранить неисправности и провести повторное испытание.

16. Зону производства работ оградить или обтянуть канатом с красными флажками.

17. При работе на высоте закрепляться исправным и испытанным монтажным поясом за устойчивые металлоконструкции копра.

18. Работы по спуску и подъему шкива производить под наблюдением лиц технического надзора шахты и ремонтной организации.

19. Категорически запрещается сбрасывать любые предметы с копра, оставлять инструмент и материалы на площадке во избежание их случайного сброса.

Перечень инструментов, приспособлений и оборудования, необходимых для выполнения работ, приведен ниже.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!