Повышение срока службы направляющих гибких проводников


В настоящее время гибкие проводники находят все большее применение. Это связано с тем, что они отличаются простыми требованиями к эксплуатации и в меньшей степени испытывают влияние искривления ствола по сравнению с жесткими проводниками. Однако они имеют и ряд недостатков. Они подвержены коррозии. Канаты подвергают оцинкованию на заводах. Канатные проводники изнашиваются вкладышами направляющих муфт и проводников. Направляющие устройства разделяются на рабочие, предохранительные и вспомогательные. В качестве рабочих направляющих устройств широко применяют разрезные цилиндрические втулки скольжения со сменными вкладышами. Вертикальные оси вкладышей при их установке должны совпадать с проектным положением осей канатных проводников (допускаемое отклонение ±3 мм). Вкладыши должны состоять из двух половин. Внутренний диаметр вставляемых вкладышей должен быть на 10 мм больше диаметра канатного проводника. Износ вкладышей не должен превышать 10 мм по диаметру.

В качестве вспомогательных направляющих устройств применяют башмаки скольжения различных конструкций непрерывные корытообразные направляющие или ролики с жесткой подвеской.

Первоначальные зазоры между контактными поверхностями вспомогательных направляющих и рабочими поверхностями металлических проводников на одну сторону и лобовом и боковом направлениях должны находиться в пределах 7 мм, а при деревянных— 10 мм. Увеличение указанных зазоров за счет износа допускается соответственно до 13 и 18 мм.

В соответствии с исследованиями за характеристику износа вкладыша втулки принимается линейная интенсивность износа IA = h/S, где h — высота изношенного слоя; S — путь трения.

Износ обусловлен физико-механическими свойствами вкладышей и проводников и влиянием окружающей среды. На износ существенно влияют скорость скольжения, характер движения, величина удельного давления, температура трущихся тел, наличие смазки и др. Продолжительность службы проводников в значительной степени зависит также от материала вкладышей и направляющих муфт. Широко применяют бронзовые, деревянные и чугунные вкладыши. Муфты делают закрытой конструкции, разъемными и со сменными разъемными вкладышами. Вкладыши направляющих муфт из антифрикционного чугуна в процессе работы быстро изнашиваются, что приводит к преждевременному истиранию канатов. Срок службы вкладышей из антифрикционного чугуна, как правило, не превышает трех дней. Согласно исследованиям, проведенным в МакНИИ, вкладыши, изготовленные из антифрикционного чугуна, целесообразно использовать в зимнее время при температуре в верхней части ствола ниже -15 °С; He рекомендуется делать вкладыши из пластиката, текстолита, латуни, фторопласта и прессованной древесины, так как без смазки они весьма интенсивно изнашиваются.

Повысить срок службы направляющих муфт можно с помощью вкладышей из более износостойкого материала. На практике чугунные вкладыши заменяются капроновыми, резиновыми из конвейерной ленты, резиной (в виде набивки) Свердловского завода резинотехнических изделий (рис. 11.1). Срок службы такой набивки 7—8 дней. Замена набивки производится одним человеком за 5—10 мин. Дальнейшего уменьшения интенсивности износа и увеличения срока службы направляющих канатных проводников и вкладышей можно добиться путем применения удачно подобранной смазки. Смазка наносится на проводник как вручную, так и при помощи специальных приспособлений, смонтированных на подъемном сосуде или вне его. Для нанесения смазки на канатные проводники можно пользоваться устройством, которое предназначено для смазки шахтных проводников и тормозных канатов. После несложной переделки, которая заключается в установке на концах нижнего раздаточного маслопровода зажимов, аналогичных тем, которые установлены на тормозных канатах, указанное устройство можно применить для смазки проводниковых канатов.

Достоинство данного устройства — несложность конструкции и надежность в работе. Недостатком его является то, что проводниковые канаты по всей глубине ствола будут смазываться неравномерно: в верхней части лучше, чем в нижней. Отрицательной стороной является также невозможность применения консистентной водостойкой смазки, обладающей, особенно в условиях водообильных стволов, большей адгезией к стальным канатам, чем жидкая смазка.

Указанных недостатков лишено устройство для смазки канатных проводников и парашютных канатов, которое имеет следующую конструкцию. На подъемном сосуде 7 (рис. 11.2) в удобном для обслуживания месте жестко закреплены смазочная камера 5, через которую пропущен смазываемый канат 6, и резервуар 3, соединенный с камерой при помощи маслопровода 4. На сосуде располагается также баллон со сжатым воздухом 5, сообщаемый с резервуаром трубопроводом 1. Смазочная камера состоит из корпуса 9 и разрезных втулок с фланцеобразными выступами 8, выполняющих роль уплотнителей. Корпус выполнен в виде двух полых шарнирно связанных полуцилиндров, один из которых жестко прикреплен к основанию 13 на подъемном сосуде, а другой полуцилиндр соединен с первым замком (на чертеже замок не показан). Уплотнители представляют собой две пары разрезных втулок с фланцеобразными выступами, которые при помощи пружин 12 охватывают смазываемый канат, в результате чего равномерно наносится и снимается избыточный смазочный материал с каната. Наружный диаметр разрезных втулок меньше внутреннего диаметра корпуса. К внутренней поверхности последнего прикреплен ряд плоских полуколец 11, выполняющих роль направляющих, в которых имеют возможность перемещаться своими фланцеобразными, выступами разрезные втулки в направлении, перпендикулярном, к продольной оси смазочной камеры. Между двумя парами разрезных втулок образована кольцевая внутренняя полость для. приема смазочного материала из резервуара. Корпус снабжен отверстием 10, через которое камера сообщена с резервуаром маслопроводом.

Работа устройства осуществляется следующим образом. Подлежащий смазке проводниковый или тормозной канат заводят в смазочную камеру и при движении сосуда по стволу смазочный материал из резервуара, соединенного с баллоном, трубопроводом, под воздействием сжатого воздуха по маслопроводу поступает через отверстие в корпусе смазочной камеры в кольцевую полость. При этом смазка покрывает всю рабочую поверхность участка каната. Разрезные втулки с фланцеобразными выступами при помощи пружин охватывают канат по периметру и препятствуют чрезмерному выходу смазки за пределы смазочной камеры. Для беспрепятственного прохода разрезных втулок по изношенным в разной степени участкам каната и в случае возможных отклонений подъемного сосуда при движении его по стволу, они могут перемещаться в направлении, перпендикулярном к продольной оси смазочной камеры, по направляющим, образованным рядом плоских полуколец, прикрепленных к внутренней поверхности корпуса.

Достоинство предложенного приспособления состоит в равномерном покрытии канатного проводника слоем смазки по всей глубине ствола, а также в возможности применения для этой, цели консистентных водостойких сортов смазки.

В горной промышленности Великобритании нашло применение направляющее устройство, у которого смазка подводится непосредственно к рабочей поверхности вкладыша. В этом случае направляющее устройство представляет собой рамку, состоящую из двух частей, которые при помощи болтов через планки крепятся к подъемному сосуду. Внутри рамки находится вкладыш из износостойких материалов. Вкладыш удерживается в рамке при помощи верхних и нижних выступов. В средней части вкладыша имеется дугообразное утолщение, благодаря которому он может отклоняться относительно продольной оси рамки. В нижней и верхней частях вкладыша и рамки имеются кольцевые выемки, которые образуют соответственно верхний и нижний карманы, предназначенные для аккумулирования смазки. Из верхнего и нижнего карманов смазка по зазорам поступает на закругленную часть рабочей поверхности вкладыша, из которой смазка поступает в зазор между вкладышем и проводниковым канатом. Трубка служит для подвода смазки из закрытой емкости, установленной на подъемном сосуде, к аккумулирующему карману. Смазка может подаваться насосом или поступать под действием собственного веса. В этом случае емкость с маслом устанавливается выше направляющей.

При движении подъемного сосуда вниз вкладыш смещается относительно рамки вверх и перекрывает зазор в верхней части рамки. При этом смазка из нижнего кармана через зазоры поступает на рабочую поверхность вкладыша, а с нее на проводниковый канат. При движении подъемного сосуда вверх вкладыш перекрывает зазор в нижней части рамки. Смазка из верхнего кармана через зазоры поступает на рабочую поверхность вкладыша, а с нее на проводниковый канат.

Преимущество рассмотренного устройства состоит в экономичном расходовании смазочного материала, возможности отклонения продольной оси вкладыша от продольной оси рамки при неравномерной загрузке подъемного сосуда. Недостаток — невозможность применения консистентных сортов смазки.

Регулярное смазывание проводников не только предохраняет канат от коррозии, но и предотвращает его интенсивный механический износ, что позволяет повысить срок службы канатов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!