Эксплуатационное обслуживание подъемных канатов. Устройства для смазки

26.09.2019

В процессе эксплуатации шахтного подъема для очистки и смазки головных канатов, работающих в сухих стволах, наиболее широко применяются механические устройства. Часто применяют очистку посредством нагретого воздуха или пара, через неподвижные форсунки обдувающего поверхность каната под давлением. Нашли применение устройства, содержащие резервуар с маслопроводами, и выполненные с внутренними полостями смазочные ролики, закрепленные на копре в верхней точке подъема. Для достижения автоматической принудительной подачи смазки в таких устройствах опоры смазочных роликов устанавливаются подвижно в плоскости колебаний подъемного каната и снабжаются амортизаторами.

В Московском геологоразведочном институте им. С. Орджоникидзе разработано устройство для нанесения равномерного слоя смазки на поверхность подъемного каната, состоящее (рис. 12.8) из корпуса 6, накладок 9, фигурного кольца 12, направляющей обоймы 2, пальцев 1, регулировочных винтов 5, кольцевого паза 13, фиксаторов 8, отверстий 7 для болтов, ребер 11 фигурного кольца, гаек 4 и шпилек 10. Для удобства монтажа корпус, фигурное кольцо, направляющая обойма выполняются разъемными. Составные половины устройства устанавливаются на очищенный участок каната и стягиваются болтами по отверстиям 3 и 7. В зависимости от шага свивки направляющая обойма 2 передвигается на нужную величину при помощи регулировочных винтов 5. Фигурное кольцо 12 устанавливается на равномерный зазор с помощью фиксаторов 8 и кольцевого паза 13, т. е. фигурное кольцо смещается в противоположную сторону от пальцев 14, прижатых к одной стороне прядей каната. После настройки устройство опускается в конус или камеру со смазочным материалом, где, вращаясь при движении каната, позволяет последнему выносить равномерный слой масла.
Эксплуатационное обслуживание подъемных канатов. Устройства для смазки

Для механизации процесса удаления смазки с подъемных канатов на шахте «Северная» ПО «Воркутауголь» применяется устройство, представляющее собой цилиндрический сосуд длиной 6 м, изготовленный из труб диаметром 168 мм и оснащенный приспособлениями для пропуска каната и удаления смазки.

На шахте им. Ленина ПО «Артемуголь» вместо ручного мытья вновь навешенного на подъемную машину каната применяется устройство для очистки от смазки. Оно состоит из парового цилиндра длиной 1 м и диаметром 150 мм, а также из воздушного цилиндра длиной 250 мм. Паровые цилиндры разрезаются по длине на две равные части. С боков к ним привариваются планки с отверстиями под болты № 12, с помощью которых две половины цилиндра соединяются между собой. С торцов внутри привариваются разрезные фланцы диаметром 60 мм с отверстиями, в которые вставляются четыре болта с резиновыми прокладками по диаметру очищаемого каната и закрепляются разрезными фланцами-гайками. Оба этих цилиндра монтируются на подъемном канате и закрепляются. После подачи пара и сжатого воздуха приводится в движение канат. Чистка каната производится в паровом цилиндре, а удаление с него влаги — в воздушном.

На шахте им. Батова ПО «Макеевуголь» применяется устройство для смазки мокрых подъемных канатов. Оно состоит из двух полукруглых железных желобов длиной 1500 мм и диаметром 150 мм, имеющих в нижней части конусообразную форму, которые соединяются между собой болтами. На желобе крепится нагревательная камера, в которой установлены нагревательные элементы типа ТЭН, соединенные между собой параллельно и подсоединенные к пускателю. Желоб имеет лейку для заливки смазки. Между желобами укладывается резиновая прокладка, а канат внутри желобов уплотняется пеньковой набивкой. Устройство закрепляется на металлоконструкции копра. Подъемный канат пропускается через, желоба и смазывается смазкой, которая постоянно подогревается нагревательными элементами.

На шахте «Казахстанская» ПО «Карагандауголь» для очистки подъемного каната от старой смазки применяется приспособление, с помощью которого очистка осуществляется в течение 30 мин без затрат ручного труда. Приспособление состоит из двух полуколец с внутренним диаметром 50 мм. К полукольцам радиально приварены трубки диаметром 200 мм, в которые вставлены «ерши» из стальных канатов диаметром 18 мм. «Ерши» крепят в трубках с помощью болтов. Это приспособление крепится на расстрелах, канат проходит через него и очищается. Годовой экономический эффект составил 14 473 руб.

Применяются устройства, содержащие цилиндрический корпус с крышками по торцам, выполненными с отверстиями для пропуска обрабатываемого каната, и размещенную внутри корпуса щетку. На сланцеперерабатывающем комбинате Кохтла-Ярве им. В.И. Ленина ПО «Эстонсланец» повышена надежность и упрощена конструкция устройства такого типа (благодаря тому, что щетку выполняют в виде цилиндрической пружины, на внутренней поверхности которой закреплена щетина. Концы пружины прикреплены к крышкам, снабженным рукоятками их поворота для уменьшения диаметрального размера при скручивании пружины.

Устройство используется следующим образом. Очищаемый канат проходит внутри устройства через отверстия крышки, при этом уменьшается диаметральный размер щетки. Щетина приближается к канату и очищает его от частиц. После окончания очистки возвращаются рукоятки в исходное положение.

На шахте им. Ленина ПО «Кизелуголь» применяется установка для удаления смазки с головных канатов многоканатного подъема, состоящая из устройств: приемного, реконсервации и подающего. При этом процесс удаления смазки механизирован, облегчается труд рабочих, уменьшается расход пара.

Для смазки хвостовых канатов в вертикальных стволах на шахте им. Засядько ПО «Донецкуголь» применяется приспособление, представляющее собой сосуд 1 (рис. 12.9), изготовленный из старой вагонетки, с болтом 4 для слива масла. Сосуд подвешивается в зумпфе ствола под направляющими брусьями 2. В заполненный смазкой сосуд опускается хвостовой канат 3, который при протягивании покрывается смазкой.

Применение приспособления позволило облегчить смазку подвесных канатов в стволах.

Недостатком механических приспособлений является необходимость в больших затратах времени, малая эффективность обезвоживания и очистки канатов от старой смазки, которая остается как в межпрядевых зазорах, так и между проволоками прядей.

Для обезвоживания и очистки головных канатов шахтных подъемных установок представляют интерес устройства, разработанные институтом геотехнической механики АН Украины. Снятие воды с каната достигается обжимными роликами, расположенными в одной вертикальной плоскости. Рекомендуемый диаметр пружинных роликов составляет 100—300 мм. Прижимными роликами, как показали исследования, снимается 15—40 % воды. Устройством с направленными струями сжатого воздуха достигается снятие с каната до 85 % воды. В конструкции сопла подачи сжатого воздуха располагаются также в одной вертикальной плоскости под углом 70—90° на расстоянии не более 10—25 мм. Сопла имеют щелевидную форму. Рациональное давление сжатого воздуха для снятия шахтной воды с каната, движущегося со скоростью 10—15 м/с, должно быть не менее 3 МПа.

При комбинированном применении указанных двух принципов очистки воздухом удаляется до 85 % посторонних примесей.

В Кузбасском политехническом институте проведены исследования по использованию ультразвуковых и кавитационных процессов в масляной среде для очистки и смазки шахтных канатов с целью предотвращения коррозионных процессов и увеличения долговечности. Ультразвуковая очистка и пропитка каната должны проводиться при интенсивности ультразвука не менее 2,5—3 Вт/см2 на расстоянии от излучения 5—10 мм с магнитострикционными преобразователями ПМС6-22 с круглыми диафрагмами.

Устройство содержит разъемный резервуар 7, уплотнение 3, каркас 2, магнитострикционные преобразователи 5 и 6 (рис. 12.10). Уплотнение 3 содержит неподвижный корпус 18 с верхней и нижней крышками 8, 16. В них запрессованы уплотнительные манжеты 10 ,и 17, втулка 15 с закрепленными на ней в верхней и нижней части сальниками 12, состоящими из разрезных пластин 13 и кольца 11, между которыми зажимаются уплотнительные разъемные кольца 14. Втулка 15 вращается во внутренней обойме подшипника 9. Разрезные пластины 13, изготовленные из капрона, и уплотнительные кольца выполнены так, что своими выступами входят во впадины между свитыми по винтовой линии прядями каната 7. При поступательном движении этого каната вверх или вниз втулка 15 с закрепленными на ней сальниками 19 вращается относительно оси каната, обеспечивая надежное уплотнение поверхности каната верхним и нижним сальником.

Устройство используют следующим образом. Уплотнение 3 надевается на нижний конец подъемного каната 7 при его замене и закрепляется над коушем. На нулевой площадке ствола на перекрытии 4 устанавливается каркас 2, к которому закрепляется уплотнение 3. Закрепляется затем резервуар 1 с магнитострикционными преобразователями 6, в который на период, очистки каната заливается масло. От генератора высокой частоты подается напряжение на магнитострикционные преобразователи 6, под действием которых в масле возникают ультразвуковой и кавитационный процессы; поверхность каната очищается от старой смазки, а из его прядей и сердечника удаляется влага путем перевода ее в эмульгированное состояние.

По техническим условиям эксплуатации многоканатных подъемных машин головные канаты должны быть освобождены от антикоррозионной смазки с тем, чтобы не уменьшать их тяговых способностей.

Для упрощения и ускорения процесса обезжиривания канатов управление «Шахтомонтаж» комбината «Печоршахтострой» предложило технологию ведения работ, позволяющую совместить два процесса: обезжиривание и спуск канатов в ствол. Пропарочная камера позволяет обезжиривать одновременно все головные канаты, навешиваемые на подъемную машину.

Навеска каната осуществляется при помощи агрегатов жимкования 7 (рис. 12.11) и полиспастной системы 6. В ствол одновременно опускаются все четыре головных каната 5 и рама противовеса 8. Агрегаты жимкования располагаются на отметке ±0,0. Головные канаты, огибая их, поднимаются до отметки +63 или +70 м, где соответственно находятся подъемные установки 2 и 1, огибают канатоведущие шкивы 3 подъемных установок и опускаются в ствол с рамой противовеса на конце. Пропарочная камера 4 устанавливается на ветви канатов 5, идущих на подъемную машину с агрегатом жимкования так, чтобы канаты перемещались по камере или снизу вверх. Канаты сматывают с барабанов 9.

Для удобства монтажа и демонтажа камера имеет разъем по длине. Подвод пара в камеру осуществляется с двух сторон в трех точках по ее высоте от паротрассы надшахтного здания. Отвод конденсата и расплавленной смазки осуществляется внизу камеры через три выходных штуцера в общий коллектор и далее в канализационную сеть промышленных стоков. Перемещение канатов через камеру осуществляется под действием веса рамы противовеса и собственного веса канатов. Скорость движения канатов достигает 0,3 м/с. Пройдя камеру, канаты хорошо очищаются от смазки и не требуется дополнительная протирка... их ветошью. Во время пропарки за ее качеством и нормальной работой камеры следит слесарь-монтажник.

Для цикличного смазывания канатов подъемных установок в шахтоуправлении «Бургустинское» ПО «Гуковуголь» имеется также приспособление. Оно состоит из шестеренчатого насоса 5 (рис. 12.12) типа НШ-32, емкости 3 для смазки, гибкого вала 6 и шланга 1 для подачи смазки. Вращение шестеренчатого насоса осуществляется гибким валом от вала шкива копра, для чего к торцу последнего приваривается полувал диаметром 19 мм и длиной 200 мм, на который надевается отрезок резинового шланга. Другой конец шланга закрепляется на валу насоса.

При движении подъемного каната 2 при подъеме груза насос подает смазку по шлангу на канат, а при спуске груза он работает вхолостую. Количество подаваемой на канат смазки регулируется калибровкой отверстия емкости в месте подсоединения всасывающего шланга 4. Приспособление устанавливается на подшкивной площадке копра.

На шахте им. Октябрьской революции ПО «Ростовуголь» внедрена установка для смазки подъемного каната, состоящая из ванны 1 (рис. 12.13), заполняемой маслом, на станках которой в подшипниках 9 установлен центрирующий вал 10 со шкивом 2. На шкиве крепятся пять кронштейнов 3 с маслозаборниками 4. Перемещаясь, канат 5 вращает шкив с маслозаборниками 4, которые заполняются маслом в ванне и сливают его в маслосборник 6, закрепленный на кронштейне 8 над канатом. Через три отверстия, которые регулируются винтами 7, масло поступает на канат и смазывает его.

На шахте «Новомосковская» ПО «Новомосковскуголь» установлен насос НШ-32 на подшкивной площадке шахтного копра. С подшипника 4 (рис. 12.14) копрового шкива 3 снимается фланец и к оси шкива крепится вал 9, длиной 250 мм со шпоночной канавкой. При помощи полумуфт 5 этот вал соединяется с валом 8 насоса 7 типа ВШ-32. При вращении копрового шкива вращается насос, ведущий канатную смазку, из емкости 6 на канат 1 через форсунку 2. Таким образом, подъемный канат смазывается механически во время работы подъемной установки.

Смазка канатов подъемных лебедок производится, как правило, вручную. В специальной емкости размещается солидол с маслом и затем ветошью смазка последовательно накладывается на каждую навивку каната по всей длине барабана лебедки.

На шахте «Нагорная» ПО «Гидроуголь» внедрено приспособление, которое позволяет смазывать канат непосредственно во время работы лебедки. Приспособление состоит из маслобака 1 (рис. 12.15), вентиля 2, нагнетательного шланга 5, трубы 6 для разбрызгивания масла, кронштейна 5 и емкости 4 для сбора масла. Масло разбрызгивается на канат лебедки благодаря давлению, создаваемому своим весом в маслоразбрызгивающей трубе. Стекающее масло с барабана лебедки собирается в емкости для повторного использования.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна