11.10.2019
Обустроить чердачное помещение с комфортом несложно, сложнее обеспечить там достаточно света. Если вы хотите обзавестись окном на...


11.10.2019
Blockchain признана одной из прорывных информационных технологий нашего времени. Более 8 лет истории этой сети неразрывно связаны...


11.10.2019
Для любого предприятия, которое использует в работе различные машины, важной составляющей бесперебойной деятельности считается...


10.10.2019
Современный рынок недвижимости в Москве переполнен предложениями. Тут можно свободно купить квартиры различной площади в центре...


10.10.2019
Профлист – универсальный износостойкий материал. Кровельный профнастил используется при создании крыши, стеновой при возведении...


10.10.2019
Теперь совместить отдых с долгосрочной инвестицией стало проще. Воспользовавшись услугами специалистов, можно приобрести не...


Рекомендации по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования стволов

26.09.2019

Все работы по техническому обслуживанию оборудования стволов должны выполняться бригадой в составе не менее двух человек во главе с бригадиром, который является ответственным лицом за качественное, своевременное выполнение наряда и соблюдение правил безопасности. Задание на ремонтные работы бригада получает в виде письменного наряда-рапорта или путем подробной записи в нарядной книге с указанием места проведения работ, объема, времени. Причем не менее чем за сутки до начала выполнения ремонтных работ проводится специальная подготовка, в которую входят определение состава бригады, изучение технологии производства с разбором пооперационно графика выполнения работ, проверка исправности технологической оснастки, приспособлений, инструмента, проведение инструкции исполнителей, подготовка запасных частей.

При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту ствола рабочие должны быть соответствующим образом одеты и иметь спецодежду, каску с ремешком, светильник, предохранительный пояс, перевязочный пакет и инструментальную сумку. Предохранительный пояс должен быть исправным и обязательно иметь гарантийный срок службы. Водозащитный зонт и каска рабочего прикрепляются на голове таким образом, чтобы исключить их сползание в любом случае, а корпус батареи светильника для его предохранения закрепляется под курткой.

Перед началом ремонтных работ в стволе все доступы к нему ограждаются, изотопные приборы выключаются, источники излучения переводятся в нерабочее состояние. В этот период осматриваются подшкивная площадка копра и его армировка с целью удаления посторонних предметов, горючих и легковоспламеняющихся материалов. На последние обращают особое внимание при планировании сварочных работ.

Во время технического обслуживания и ремонта ствола предметы, находящиеся на расстрелах, крепи, кабельных муфтах, узлах крепления оборудования, как правило, снимаются в нисходящем порядке и помещаются в подъемный сосуд при полной его остановке. В таком же порядке производятся очистка и отбивка льда в стволе. Следует учесть, что ни в коем случае нельзя оставлять плохо отбитых кусков льда или отбивать их большими глыбами. Если же произошло обледенение крыши подъемного сосуда или смотровой площадки скипа, то нельзя выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту, пока подъемные сосуды не будут освобождены ото льда.

Весь обслуживающий персонал ствола (стволовые, рукоятчики, машинисты подъемных машин и др.) при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту должны находиться на рабочих местах и следить за ходом их выполнения, выполнять указания бригадира или специально назначенного и проинструктированного лица, не удаляться с рабочего места без разрешения последних. В процессе выполнения этих работ все действия рабочих тщательно согласовываются, указания о проведении работ и перемещении сосуда или многоэтажного устройства исходят от бригадира или специально назначенного и проинструктированного лица, находящегося непосредственно на месте проведения работ.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту ствола разрешается проводить с крыши клети или смотровой площадки скипа, а также многоэтажного устройства для замены проводников, которые должны иметь постоянные жесткие ограждения и гибкие — в местах посадки, а также постоянные или съемные защитные зонты конусной формы.

В том случае, когда конструкцией клети или скипа такие ограждения не предусмотрены, рабочие, находящиеся на крыше подъемного сосуда, должны быть прикреплены цепью предохранительного пояса к элементам подвесного устройства в соответствии с описанными ниже приемами.

Осмотр оборудования ствола и его крепи обычно производится при скорости движения подъемных сосудов не более 0,3 м/с. Скорость же подъемных сосудов с обслуживающим персоналом на крыше или на смотровой площадке скипа в случаях, когда не выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту, обычно не превышает 1 м/с.

Во время маневров подъемных сосудов рабочие размещаются спиной к головному канату и держатся руками за его конструкцию, в случае проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту ствола с крыши клети или смотровой площадки скипа рабочие прикрепляются специальными устройствами или предохранительными поясами к подъемному канату, центральному стержню или несущим конструкциям прицепного устройства и находятся под прикрытием защитных зонтов подъемных сосудов. В этом случае во избежание несчастных случаев прикрепляться к элементам жесткой армировки категорически запрещается. Если работа осуществляется за пределами подъемного сосуда, то необходимо прикрепиться к нему через предохранительные устройства. Категорически запрещается выполнять работу, связанную с перемещением по металлоконструкциям ствола, предварительно не закрепившись. Любые работы в стволе не следует выполнять, опираясь одной ногой на подъемный сосуд. Пользоваться электроинструментом можно только исправным, заземленным, с большой осторожностью и обязательно в диэлектрических перчатках.

Работая в стволе, следует постоянно обращать внимание на состояние оборудования в крепи, прислушиваясь к различным шумам. При появлении шума обслуживающий персонал должен прекратить работу и приблизиться к подъемному канату под прикрытие защитного зонта, а рукоятчики и стволовые должны незамедлительно подать сигнал «Стоп» и выяснить причину шума. При получении сигнала о возникновении аварии на шахте ремонтному персоналу необходимо прекратить все работы в стволе и принять все меры для быстрейшего функционирования подъемной установки.

«Инструкцией по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт» запрещается использовать время, отводимое на эти работы, для выполнения работ по добыче угля, выдаче породы и т. д. Во время технического обслуживания и ремонта оборудования ствола выполнять любую другую работу в стволе не разрешается, и проведение работ в стволе желательно планировать на период работы механической мастерской шахты. При техническом обслуживании оборудования ствола и его ремонте в целях безопасности не рекомендуется совмещать выполнение операций в стволе, зумпфе, на копре, приемных площадках и в смежных отделениях ствола. По мотивам той же безопасности работы по техническому обслуживанию и ремонту можно выполнять совместно при условии, что места работ не будут различаться более чем на 5 м по высоте между подъемными сосудами, с которых проводятся работы. Окончание работ и выезд бригад, работающих на разных подъемных сосудах и в разных местах ствола, должны бытъ обязательно взаимоувязаны.

Безопасность труда при замене элементов армировки ствола. Замена элементов армировки ствола осуществляется обычно с подъемных сосудов или специально изготовленных для этих целей многоэтажных устройств. Допускается проводить эту работу и при наличии в подъемных сосудах деталей крепления армировки и других заготовок при условии, что масса всех деталей не должна вызвать смешения центра сосуда, а общая масса не должна превышать статическую нагрузку на канат, установленную паспортом подъемной машины или лебедки. Скорость перемещения подъемного сосуда при проведении работ по замене элементов жесткой армировки не должна превышать 0,1 м/с.

Многоэтажные устройства для замены проводников должны быть оборудованы откидными или выдвижными площадками (полками), разработанными конкретно для данных условий. Площадки (полки), кроме крепления к устройству для замены проводников, должны быть дополнительно подстрахованы тросом (цепью).

Материалы, оборудование и люди к месту проведения ремонтных работ доставляются специальными подъемными сосудами или бадьями на подвесных устройствах, имеющих десятикратный запас прочности. При этом число одновременно поднимаемых и опускаемых рабочих в этих сосудах устанавливается проектом производства работ, но не более пяти человек на 1 м2 пола сосуда. Опускание грузов по стволу под подъемными сосудами должно осуществляться с соблюдением зазора больше 300 мм между грузами и максимально выступающими частями крепи или армировки. Если же опускается звено проводников, то на их нижних концах должны закрепляться отбойники для предотвращения посадки на расстрелы.

Монтируемые в стволе проводники до надежного их закрепления на место установки временными скобами или хомутами должны быть подвешены к канату вспомогательного подъема. Демонтаж деталей армировки ствола производится после надежной подвески их к подъемному сосуду или канату вспомогательного подъема. Перед навеской каната гибкой армировки он наматывается на барабан лебедки, имеющий рабочий и предохранительный тормоза. Во время навески не допускается его скручивание, образование петель или повреждение; на конце каната во время спуска в ствол подвешивается отбойный груз, равный шестикратной массе 1 м каната. После монтажа армировки ствола, навески тормозных или проводниковых канатов, а также их регулировки руководитель работ в стволе должен осуществить пробный проезд по стволу со скоростью 0,3 м/с. Затем производится несколько перегонов подъемных сосудов с постепенным увеличением скорости до рабочей.

Для предотвращения травматизма рабочих при замене элементов жесткой армировки ВНИИГМ им. М.М. Федорова разработаны эффективные многоэтажные устройства.

Техника безопасности при техническом обслуживании и замене кабельных линий ствола. Кабельные линии ствола, находящиеся под напряжением, осматриваются визуально. Обнаруженные неисправности кабеля и узлов его крепления устраняются с большой осторожностью и с наименьшими потерями рабочего времени по специально разработанным мероприятиям. Все работы по замене кабельных линий ствола проводятся по наряду после двустороннего отключения кабеля, разрядки от емкостных токов, наложения временного заземления и навешивания плакатов «He включать — работают люди» у аппаратов включения. К работе по демонтажу кабелей следует приступить после сообщения руководителя работ об их отключении. В это время в стволе не выполняются какие-либо другие работы. Если необходимо заменить один из кабелей, закрепленных на одном и том же узле крепления, то отключают все кабели. Эта работа должна осуществляться по специально разработанным мероприятиям. Демонтируемый кабель поднимается после выведения его из кронштейнов постоянного крепления и сопровождается по стволу.

Монтаж кабеля в стволе может быть осуществлен одним из двух способов.

Первый способ заключается в том, что кабель со своей катушки предварительно перематывается на барабан, который устанавливается и крепится в подъемном сосуде. Кабельный барабан оборудуется тормозным устройством, не допускающим проворачивания барабана под действием веса опускающейся нити кабеля. Тормоз лебедки должен быть устроен с противоположной стороны от сбегающей струны кабеля. Навеска кабеля этим способом должна осуществляться сверху вниз при обязательном контроле схода кабеля с барабана и со скоростью движения клети, не превышающей 0,5 м/с.

При другом способе навески в стволе кабель предварительно наматывается на барабан грузовой лебедки, установленной и закрепленной у устья ствола. Канат в этом случае должен быть открытой конструкции, и кабель прикрепляется с помощью специальных жимков, соответствующих диаметру каната кабеля. На конце каната закрепляется конусообразный груз, равный шестикратной массе 1 м каната. Спуск кабеля в этом случае обычно осуществляется со скоростью, не превышающей 0,2 м/с.

На подъемном сосуде во время спуска кабеля должно находиться не менее трех человек; один постоянно находится у средств сигнализации, а двое других рабочих крючьями из стального прутка диаметром 8—9 мм сопровождают кабель. Смонтированный кабель не должен иметь петель и напусков, в противном случае их следует прижать к крепи ствола дополнительными скобками.

Подается напряжение по распоряжению руководителя работ после приведения электрооборудования в исправное состояние и получения от бригадира соответствующего подтверждения об окончании работ в стволе.

Техника безопасности при замене трубопровода. Ремонтные работы на трубопроводах допускаются при отсутствии в них давления.

Если замена става трубопроводов производится с помощью сварки, то работы в стволе следует осуществлять в строгом соответствии с «Инструкцией по ведению огневых работ в подземных и надшахтных зданиях» и «Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства». Опускать трубы по стволу надо с большой осторожностью, под наблюдением рабочих, находящихся в подъемном сосуде. На нижний фланец плети труб устанавливают направляющий конус, способствующий их беспрепятственному опусканию. Все прицепные устройства, применяемые при спуске трубопроводов, должны обеспечить быстрый монтаж и демонтаж труб при исключении самопроизвольного их расцепления.

Все пускатели, рубильники и электроаппараты, связанные с производством работ по замене канатов, трубопроводов, следует заземлить согласно требованию правил безопасности.

Техника безопасности при замене копровых шкивов. Работы по замене копровых шкивов сопряжены с подъемом тяжелых грузов на большую высоту. В ряде случаев ведутся работы на вентиляционных стволах с исходящей струей. В связи с этим необходимо строгое выполнение следующих мер по обеспечению безопасности:

1. Получить наряд-допуск на ведение огневых работ на копре.

2. До начала работ осмотреть, проверить и смазать грузоподъемные средства (лебедки, тали, блоки, полиспасты, канаты, стропы), проверить наличие документации и соответствие сроков испытаний всех грузоподъемных средств; при отсутствии записей или несоответствии сроков нормативным — испытать с записью в журнале или с составлением акта испытаний.

3. Осмотреть и, при необходимости, испытать сварочные трансформаторы и керосинорезы, оформить испытания записью в журнале или актом; проверить наличие сертификата на керосин.

4. Проверить исправность дренчерной установки, устаноновить пожарный рукав и испытать.

5. Закрыть противопожарные ляды ствола и покрыть их слоем песка или инертной пыли толщиной 30—80 мм.

6. Тщательно очистить от канатной смазки свариваемые и прилегающие к ним конструкции и крышу надшахтного здания, установить ограждения от негорючих материалов или засыпать песком (осуществляет шахта), установить на подшкивной площадке не менее четырех огнетушителей и двух ведер с песком (осуществляет шахта).

7. Обеспечить установку прожекторов и проверить достаточность освещения рабочих мест в ночное время (осуществляет шахта).

8. Проверить исправность средств связи (телефонов), при необходимости заменить батареи.

9. Проверить надежность закрепления лебедок и установки якорей, соответствие веса грузов проектному; места установки лебедок согласовать с шахтой во избежание повреждения подземных коммуникаций; лебедки надежно заземлить приваркой металлических проводников к раме и общешахтному контуру «земля».

10. Строповку грузов, навеску талей и блоков производить лицам, имеющим удостоверение стропальщика.

11. Управление лебедками производить только лицам, имеющим удостоверение лебедчика.

12. Сварку производить лицам, перечисленным в наряде на ведение огневых работ и имеющим удостоверение сварщика на право ведения огневых работ.

13. При строповке на острые кромки ставить деревянные подкладки, закрепленные мягкой проволокой.

14. Стропы на крюках блоков и талей крепить мягкой проволокой во избежание их соскакивания.

15. Перед поднятием шкива приподнять его на 90—100 мм и проверить состояние корпуса, при обнаружении дефектов шкив опустить, устранить неисправности и провести повторное испытание.

16. Зону производства работ оградить или обтянуть канатом с красными флажками во избежание доступа посторонних лиц.

17. Лицам, работающим на высоте, закрепляться исправным и испытанным монтажным поясом за устойчивые металлоконструкции копра.

18. Работы по спуску и подъему копрового шкива производить под наблюдением технического надзора шахты и ремонтной организации.

19. Категорически запрещается сбрасывать любые предметы с копра надшахтного здания, оставлять инструмент и материалы на площадке во избежание их случайного сброса.

Техника безопасности при замене канатов. Замена канатов выполняется в строгом соответствии с разработанным и утвержденным проектом производства работ.

Все рабочие и ИТР, принимающие участие в замене канатов, а также машинисты подъема должны быть ознакомлены с проектом производства работ и мероприятиями по технике безопасности. Они должны иметь удостоверение по соответствующей специальности. Все рабочие, привлеченные к работе по замене канатов, перед началом работ должны пройти инструктаж по правилам ведения работ, правилам пользования связью, технике безопасности и ознакомиться с проектом производства работ под роспись. Перед началом работ с рабочими проводится проработка процесса.

Замена канатов производится под руководством представителя технического надзора.

При замене канатов любые другие работы над стволом, вблизи ствола и в стволе запрещаются. Также запрещается одновременное ведение работ на разных уровнях.

Прицепные устройства, канаты, стропы и лебедки должны иметь паспорта, акты испытаний и соответствовать требованиям Госгортехнадзора России. Все грузоподъемные механизмы и вспомогательное оборудование следует предварительно осмотреть, проверить и при необходимости смазать: необходимо проверить наличие документации и соответствие сроков испытаний всех грузоподъемных средств; при отсутствии записей или несоответствии сроков нормативным испытать согласно правилам технического надзора, результаты испытаний необходимо оформить актами.

Во время замены канатов категорически запрещается допускать посторонних лиц к стволу, в машинное помещение и копер, ходок для чистки зумпфа и др. В местах прохода людей вывешиваются запрещающие таблички с надписью «Стой, проход запрещен».

Необходимо проверить надежность закрепления лебедок, якорей, соответствие веса грузов проектному; лебедки надежно заземлить приваркой металлических проводников к раме и общешахтному контуру «Земля».

Участки канатов в местах установки зажимов должны через каждые 4—5 ч осматриваться и в случае необходимости должны затягиваться болты зажимов.

У всех рабочих должны быть: исправная спецодежда, инструмент и предохранительные пояса.

Места закрепления барабанов при работе в стволе и у ствола должны быть записаны в книге нарядов и указываться надзором по месту работы.

Все рабочие места должны быть освещены стационарным освещением, а рабочие должны иметь индивидуальные светильники.

Перед началом работ необходимо тщательно осмотреть жесткую армировку копра и зумпфовой части ствола, а также подъемные сосуды и ствол.

В случае если канат опускается в скипе (клети), то рабочие, сопровождающие скип (клеть), при спуске каната должны быть закреплены к прицепному устройству или головным канатам карабинами предохранительных поясов. В этом случае связь осуществляется при помощи радиостанции.

На производство работ по сварке и резке металла должны быть оформлены соответствующие документы.

До начала работ ответственный за их проведение обязан проверить надежность установки полков, подшкивных площадок и узлов крепления канатов.

Аппаратура связи и сигнализации должна проверяться и опробоваться до начала работ по замене канатов. Без проведения инструктажа перед началом каждой смены приступать к работам запрещается. Расстрелы в зумпфе необходимо очистить от посторонних предметов. Учитывая, что в составе бригады периодически происходят изменения и квалификация рабочих различна, целесообразно в инструкции указывать номер рабочих, выполняющих отдельные операции. Во время замены канатов не допускается скручивание нового каната, образование петель и повреждений наружного слоя проволок.

При ситуациях, не предусмотренных проектом, работы останавливаются до решения возникающих вопросов лицом, ответственным за их выполнение. При замене канатов в шахтном стволе должна быть установлена надежная прямая двусторонняя связь с помощью телефонных аппаратов ТАК или громкоговорящая связь типа АУС между пультами управления подъемных машин, всеми вспомогательными лебедками и отметками надшахтного копра, ствола и подъемного сосуда, на которых проводятся работы. На подъемном сосуде должна быть установлена надежная двусторонняя связь не менее двух видов.

Техника безопасности при монтаже, эксплуатации и испытании парашютов. Во избежание травматизма при монтаже и эксплуатации парашюта необходимо соблюдать требования правил безопасности, связанные с выполнением работ на подъемных установках. Механизм парашюта размещен между рамами, а приводная пружина заключается в кожух. Острые кромки деталей скруглены, а кожухи имеют обтекаемую форму. Поэтому снятие предусмотренных конструкций парашюта, кожухов и замена их другими устройствами запрещаются.

Приказом по шахте должны быть назначены лица, ответственные за состояние и осмотр прицепных устройств и парашютной установки.

Лица, обслуживающие подъем, должны точно знать устройство парашютов, назначение отдельных узлов и деталей парашютной установки, участвовать в монтаже шахтных парашютов на шахте, знать и точно выполнять требования «Краткой инструкции по уходу и эксплуатации» ПТК-ИЭ (Донгипроуглемаш).

При испытаниях парашютов и искусственном отсоединении клети от подъемного каната следует пользоваться рассоедини-тельным крюком. Рассоединительный крюк разработан Донгипроуглемашем.

Использование так называемых разрывных звеньев (с разрезкой их автогеном) запрещается.

Монтаж и демонтаж пружины привода ловителя должны выполняться с помощью специального приспособления.

При осмотре и наладке ловителя (тормозных канатов и пр.) занятые на этих работах люди должны быть обязательно прикреплены предохранительными поясами к подъемному канату. Над площадками клети, на подвесном устройстве должны быть установлены предохранительные зонты.

Осмотр парашютных устройств должен производиться в обязательном порядке и в строго установленное время. Перед началом осмотра машинист подъемной машины, стволовые и рукоятчики должны быть поставлены об этом в известность.

Между лицами, производящими осмотр армировки, и лицами, производящими осмотр тормозных канатов, должна быть согласованность.

Безопасное ведение технического обслуживания и ремонта (замены) подъемных сосудов. Перед ведением работ на подъемных сосудах осматривают армировку копра и очищают ее от посторонних предметов и штыба, нулевая площадка должна быть очищена от постороннего оборудования и предметов. Проверку копра производят под защитным зонтом при движении подъемного сосуда со скоростью 0,3 м/с. Работы ведут при закрытых лядах ствола, перекрыв его опорными балками.

Перед закрытием ляд проверяют исправность шарнирных навесов. При этом работы в зумпфе, загрузочных и разгрузочных камерах ствола при техническом обслуживании и ремонте подъемных сосудов запрещены.

Замену подъемных сосудов производят в дневное время или при хорошем искусственном освещении. Подачу сигнала при замене подъемного сосуда производят с места, обеспечивающего безопасность.

При сжатии приводной пружины парашюта при помощи домкрата следят за отсутствием его перекоса. Пребывание людей на клети, в клети или под клетью во время испытания парашютных устройств запрещено.

Во время движения деталей подвесного устройства и ловителя парашюта при их проверке соблюдают особую осторожность.

Необходимо установить прожекторы и проверить освещенность рабочих мест в ночное время. Во время маневров подъемными сосудами выше перекрытия пребывание людей на последнем строго запрещено. При сборке различных шарнирных соединений в подъемном отделении для определения соосности соединяемых деталей рекомендуется пользоваться только специальными оправками или монтировками. Устанавливают и снимают направляющие башмаки, направляющие ролики, вкладыши направляющих муфт и спинки ловителя двое рабочих. Монтаж и демонтаж направляющих башмаков и роликов производят поочередно (вначале нижних, а затем верхних).

В надшахтном здании запрещено присутствие людей, не занятых на снятии и навеске подъемных сосудов. Работы на высоте (в станке копра, на подъемном сосуде) выполняет рабочий только после прикрепления предохранительным поясом к подъемному канату. Запрещается пользоваться временными подмостями, стремянками, лестницами. Работы по отсоединению и присоединению подвесных устройств и другие виды работ, выполняемые в станке копра, производят со специальных стационарных или временно установленных полков. При выводе и вводе подъемных сосудов в станок копра исполнители располагаются на расстоянии более 3 м от них. Для направления движения подъемного сосуда при выводе и вводе в станок копра используют монтажные пеньковые канаты, предварительно прикрепленные к подвесному устройству подъемного сосуда.

При панцировке и отпанцировке этих канатов применяют монтажную лестницу. Длина лестницы должна быть не менее чем на 1 м больше высоты того места, где ведется работа. Угол установки лестницы должен быть больше 60°. Лестница обязательно оснащается приспособлением от самопроизвольного сдвига.

Снимают гайки с болтов на подъемных сосудах во избежание их падения в ствол по возможности торцовыми ключами. Все подъемные механизмы и приспособления рекомендуется периодически испытывать в соответствии с требованиями, изложенными в межотраслевых нормативных документах.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна