Прочие промышленные и перспективные типы россыпных месторождений олова


Помимо описанных выше важнейших промышленных типов россыпных месторождений олова, имеющих свои аналоги в других оловоносных провинциях мира (за исключением РТУ, которые пока описаны только в России), в настоящее время в пределах СНГ не оценены реальные перспективы оловоносных россыпей карстовой формации которые играют важнейшую роль во многих россыпных провинциях мира, прежде всего на Юго-Востоке Азии — в Южном Китае, Вьетнаме, Лаосе). Такое положение объясняется прежде всего резко подчиненной ролью карстующихся пород в основных оловороссыпных провинциях СНГ; определенную роль играют также особенности четвертичного литогенеза. Известные перспективы для выявления этой группы россыпей имеются в пределах древних складчатых структур каледонид и герцинид Алтае-Саянской провинции, а в россыпных проинциях мезозоид прежде всего в ядрах антиклинорных структур, выводящих на поверхность карстующиеся породы палеозойского структурного яруса.

В этой связи целесообразно подчеркнуть, что высокая продуктивность известных россыпей карстовой формации определяется наличием специфических форм-коллекторов смешанного эрозионно-карстового происхождения, концентрирующих значительные объемы высвобожденного полезного компонента, накапливающегося, как правило, в высокоглинистых толщах значительной мощности. Многие черты известных россыпей олова карстовой формации, такие как присутствие продуктов перемыва коры выветривания, повышенная глинистость и меняющаяся сортированность вмещающих осадков, резкие колебания кровли плотика, постседиментационные деформации, приводящие к образованию «косых пластов», повышенная мощность продуктивного горизонта (от 30 до 90 м), занимающего надплотиковое положение и пр., — во многом сходны с таковыми в золотоносных россыпях карстовой формации.

На примере одной из крупнейших аллювиально-карстовых россыпей мира россыпи Тин-Тук в провинции Kao Банг во Вьетнаме, заключавшей более 50 тыс т олова, можно видеть, что наиболее крупные россыпи данного типа формируются при совместном влиянии карстовых и флювиальных процессов. При соотвествующих условиях среди карстовых оловоносных россыпей встречаются и более сложные по природе образования, обладающие также признаками россыпей тектонических уступов — россыпь Пей-Меньша в Китае с мощностью пласта более 100 м.

Долгое время считалось, что особенности четвертичного литогенеза исключают возможность нахождения на территории СНГ сколько-либо значительных по масштабу промышленных месторождений оловоносных кор выветривания. Однако перспективы последних достаточно велики в районах сохранности ископаемой формации пенеплена, о чем свидетельствует упомянутое выше месторождение Сарымбет, около половины запасов которого связано с площадной корой выветривания каолинового типа.

В данном случае оловоносная кора выветривания месторождения Сарымбет, развитая по гидротермальным метасоматитам касситерит-кварцевой формации, имеет мощность до 125 м (в среднем 50 м) и представляет собой глубоко дезинтегрированную породу, обогащение которой возможно по гравитационным схемам. При крупности касситерита 0.02-0.5 мм, до 60% его извлекается в гравитационный концентрат [Там же]. Хорошая сохранность коры выветривания обусловлена тем, что оловорудная минерализация вскрыта в пределах древнего пенеплена, захороненного под чеганскими морскими слоями. Это позволяет прогнозировать аналогичные площади в пределах других оловоносных массивов северного фланга Кокчетавской глыбы, попадавших в сферу распространения палеогеновых бассейнов, — Донецкого, Богодуховского и др. Площади указанных массивов обладают еще невыявленными перспективами в отношении обнаружения оловоносных россыпей формации погребенного пенеплена, аналогичных Восточно-Арктической провинции.

Техногенные россыпи как самостоятельный промышленный тип оловоносных россыпей сформировались В старых горнодобывающих районах за более, чем 50-летний, а в некоторых районах и 70-летний период их разработки. Они во многом близки таковым золотых россыпей, но важнейшими промышленными и перспективно-промышленными типами техногенных россыпей олова являются следующие; (а) гале-эфельные отвалы отработки россыпей; (б) шламовые хвосты ГОКов, отрабатывающих коренные и россыпные месторождения; (в) в меньшей мере — целиковые россыпи.

Возможные и другие разновидности технеогенных россыпей олова, связанны с особенностями отработки первичных россыпей, Например, на участке подземной отработки Пыркакайского россыпного месторождения, после обрушения кровли вновь была произведена разведка техногенной россыпи уже для открытой отработки.

Отвальные техногенные россыпи олова характеризуются довольно равномерным распределением металла, содержания которого зависят от способа и качества отработки месторождения. Известны примеры, когда в результате нарушения технологических процессов или несовершенства добычного оборудования в отвалы уходило металла больше, чем извлекалось. Например, в россыпи руч. Перспективный на Чукотке соотношение извлеченного и сброшенного в отвал касситерита оценивалось как 3:4. На россыпи р. Глубокой, образованной мелким касситеритом с содержаниями в несколько кг/м3) около 50% его уходило в отвал (сообщение В.П. Полеванова). Такое «разбазаривание» сырья, помимо объективных причин, в значительной мере объяснялась низкой стоимостью оловянного концентрата (по сравнению с золотом),

Важнейшим фактором формирования техногенных россыпей олова является дополнительное извлечение касситерита в лежалых гале-эфельных хвостах в условиях специфического физико-химического выветривания областей криогенеза, где расположена основная масса эксплуатируемых оловоносных россыпей России. Особенно эффективно этот процесс протекает в присутствии в рудах сульфидов, а также при выветривании глинистых «закатышей».

Отвальные гале-эфельные россыпи олова могут достигать больших размеров (например, на площадях деятельности Депутатского ГОКа в Якутии, Пыркакайского, Иультинского ГОКов на Чукотке) и представляют собой существенный резерв оловодобычи, однако оценивались они и частично отрабатывались только на полигонах Депутатской, Пыркакайской россыпей, а также в Шерловогорском и Этыкинском узлах в Забайкалье. Иногда «эксплуатация» отвальных россыпей сводилась к простому ручному отбору рудной гальки (Бутугычагские россыпи на Колыме, прииск Гыргычан в Чаунском районе Чукотки), чаще — механизированным путем.

Хвосты переработки оловянных руд, при формировании которых протекают процессы высвобождения и сортировки касситерита, подобные тем, что происходят в естественной водно-аллювиальной среде, также могут рассматриваться как одна из разновидностей техногенных россыпей. Они периодически привлекают внимание горняков. Например, на Xpycтальненском ГОКе лежалые хвосты, накопившиеся за период 1948-55 гг., были разбурены, опробованы. Подсчет запасов только по одному из хвостохранилищ дал более 4 тыс.т олова при содержаниях от 0.154 До 0.221% и мощности пласта от 7.7 до 19.7 м. Техногенные «россыпи» отрабатывались на Дубровском, Дальневосточном и Тернистом месторождениях Дальнего Востока, однако в большинстве случаев они пока невостребованы. Исключение составляет детально изученная Валькумейскад техногенная россыпь, образовавшаяся В Прибрежной зоне шельфа в Чаунской Губе за почти 50-летний период деятельности Валькумейского ГОКа.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!