Мистический фильм — кино, в основе сюжета которого лежит взаимодействие героя из реального мира с миром потусторонних сил и явлений.
Само слово мистика имеет греческое происхождение (греч. μυστικός) и переводится как «скрытое, тайное». В античности мистериями называли особые обряды для общения с потусторонним миром духов. В англоязычной традиции принято расширительное понимание mystery film, куда помимо прочего могут относиться и обычные детективы без паранормальных явлений. Поэтому более адекватным аналогом понятия мистический фильм в англоязычной литературе является supernatural films (фильмы о сверхъестественном)
Мистика шире кинематографического жанра и помимо него она присутствует также в литературе. Например, к писателям жанрам мистика относят Николая Гоголя, Эдгара По и Эрнста Гофмана. В японской традиции существовал аналогичный жанр кайдан.
Часто мистика в фильме накладывается на детективный сюжет (Адвокат дьявола, Видок, Сонная лощина) или на попытку героя решить некую головоломку (загадочные или необъяснимые обстоятельства в фильме Девятые врата). В мистических фильмах нагнетается ощущение тревожности за счет музыкального сопровождения. Также к мистике в кинематографе относятся феномены внезапного воскрешения (Ворон), что сближает мистические фильмы с супергеройскими (Женщина-кошка).
Сами потусторонние силы в мистических фильмах проявляются посредством людей, призраков, демонов или проклятых мест.
На людей действие потусторонних сил выражается в состоянии одержимости (Дети кукурузы). Некоторые одержимые могут представлять собой воплощение Антихриста, влиять на людей и владеть пирокинезом (Ватиканские записи). Способность производить одержимость приписывается демонам (Шесть демонов Эмили Роуз).
Помимо одержимости потусторонние силы могут проявляться в виде привидений или призраков (Ghosts), которые будучи невидимыми и бесплотными оказывают опосредованное вредоносное влияние на людей (Тринадцать привидений).
Проклятые места представлены в виде комнаты (1408), дома (Дом призраков, Дом ужасов, Хижина в лесу), кладбища (Кладбище домашних животных) или заброшенного города (Сайлент Хилл).
Для общения с потусторонними силами герой или его помощник могут использовать экстрасенсорные способности (телекинез, шестое чувство).
При отсутствии способностей или знаний проводником в параллельный мир может быть:
Для общения с потусторонним миром в мистических фильмах присутствуют и более сложные магические или религиозные обряды (Ватиканские записи, Обряд), в т.ч. и с использованием магического круга (Ключ от всех дверей, Песнь дьявола). Как правило эти обряды должны воспрепятствовать приходу потусторонних сил в наш мир или изгнать их (экзорцизм), но сатанинские обряды имеют противоположную направленность.
Мистический фильм разделяется на ряд поджанров: мистическая комедия (Эльвира — повелительница тьмы) и мистический триллер (1408).