Павел Александрович Гринцер (28 декабря 1928, Москва — 26 февраля 2009, там же) — советский и российский филолог-востоковед, исследователь литературы древней Индии. Доктор филологических наук (1975).
Происходил из видной одесской семьи.
Окончил МГУ по специальности «классическая филология» (1951). Главный научный сотрудник Института мировой литературы (работал в институте с 1957 года), ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (работал в институте с 1992 года).
Увлекался футболом.
Дед — инженер, народоволец и социал-демократ Яков-Иосиф Моисеевич Гринцер (Янкель-Иосиф Мойше-Меерович Гринцер; 1865—?), был заместителем заведующего отделом экономики промышленности в ВСНХ РСФСР, многократно арестовывался как в дореволюционное, так и в советское время; бабушка — София Соломоновна (Хая-Сура Шлиомовна) Гринцер (урождённая Ганелина; 1863, Тирасполь — после 1933, Москва), также была членом «Народной воли». Тётя — врач Вера Яковлевна Гринцер. Двоюродный брат — Моисей Давидович Гринцер (1904—1991), экономист и мемуарист; брат деда — педагог Илья Моисеевич Гринцер (?—1942), дядя деда — ветеринар Сергей Григорьевич Гринцер. Троюродный брат — астрофизик Леонид Самойлович Марочник.
Родители — Александр Яковлевич Гринцер (1898—12.1941) и Мария Сергеевна Гринцер (1901—?) — участвовали в деятельности «Союзного бюро меньшевиков».
Сын — Николай (род. 1966), литературовед, член-корреспондент РАН.
Исследования П. А. Гринцера отличает широкий компаративистский подход. В книгах об индийском эпосе для прояснения его крайне сложной структуры он демонстрирует аналогии его мотивам в эпосе и мифологии самых различных народов (отнюдь не только индоевропейских). Он широко использует т. н. формульную теорию Пэрри — Лорда и обосновывает первоначально устную природу индийского эпоса. По словам учёного, «не только исторические реалии, но и буквально каждый компонент содержания и формы древнеиндийского эпоса в генезисе своем многослойны и многообразны».
В своём исследовании классической индийской теории поэзии (1987) Гринцер даёт её подробнейшую характеристику и сопоставляет её с сочинениями античных авторов, а также учёных XX века. По его словам, «ценно то, что авторы индийских поэтик, не ограничившись — как нередко это бывает в современных исследованиях — констатацией феномена гиперсемантизации, пытались — и с очевидным успехом — теоретически и практически изучить его механизмы».
В написанной совместно с сыном монографии о генезисе литературной теории (2000) сопоставляет пять пар её концептов в Греции и Индии: (1) вдохновение и мастерство, (2) сакральное и поэтическое слово, (3) старая и новая песнь, (4) удовольствие и польза, (5) правда и вымысел.
Член редколлегии 1—4 томов «Истории всемирной литературы».
Лауреат Государственной премии СССР (1990; за работу над энциклопедией «Мифы народов мира»), премии имени С. И. Тюляева (1993) и премии им. С. Ф. Ольденбурга РАН (1994; за серию монографий: «Древнеиндийская проза (обрамленная повесть)», «„Махабхарата“ и „Рамаяна“», «Древнеиндийский эпос. Генезис и типология», «Бхаса», «Основные категории классической индийской поэтики»).