Картеш (судно)

12.12.2020

«Картеш» — это научно-исследовательское судно (НИС), приспособленное для арктических научных исследований. В настоящий момент (2016 г) — первое частное научно-исследовательское судно.

История

Судно «Картеш» изначально построено как рыболовный сейнер на Астраханской верфи в 1973 году по проекту 388М, но в том же году, с помощью полярника Ивана Папанина, передано ленинградскому Зоологическому институту (ЗИН РАН) для проведения научных исследований в Белом и Баренцевом морях.

В 1986 году судно перешло во владение биологической станции Академии наук СССР. В связи с финансовыми проблемами в начале 1990-х годов биостанция «Мыс Картеш» прекратила проведение научных исследований на корабле. «Свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра в связи с непригодностью судна к дальнейшей эксплуатации и ремонту» датируется 30-м июня 1995 года. Судно было списано и поставлено на прикол для дальнейшей разделки на металлолом.

В 1999 году списанное судно выкупил Подводный клуб МГУ на средства дайверов — сотрудников МГУ им. Ломоносова и других энтузиастов подводного плавания для дайвинг-сафари на Русском Севере и подводных экспедиций по всему миру.

В период с 2009 по 2014 год судно стояло у причала в Мурманске на простое.

В 2014 году судно «Картеш» перешло новому владельцу. Был проведен большой капитальный ремонт и адаптация судна под научно-исследовательские задачи. Судно приспособлено для выполнения инженерно-геофизических, инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий, экологического мониторинга, подводно-осмотровых работ с помощью ТНПА и легководолазных методов, прибрежных береговых работ широкого профиля.

Научная работа

  • Проведение комплексных научных исследований арктической зоны в тесном сотрудничестве с Центром морских исследований МГУ и другими специализированными организациями научного профиля.
  • Оценка уязвимости арктических побережий к антропогенному воздействию.
  • Определение природных условий, влияющих на эффективность ликвидации потенциальных разливов нефти в прибрежной зоне Западной Арктики.
  • Мониторинг состояния морских и прибрежных экосистем и ландшафтов арктических морей.
  • Изучение биоразнообразия Западной Арктики.
  • Исследования нефтеокисляющей активности морских микроорганизмов.
  • Историко-географический анализ поморских лоций.
  • Тестирование новых методов дистанционного исследования акваторий.
  • Проведение комплексных научных исследований морских млекопитающих (атлантические морж и другие) в арктической зоне.

Технические характеристики

Класс РМРС: КМ*L4 R1, действителен до 21.10.2019. Постройка: Астрахань, 1973, проект 388М; модернизация: 1988, 2008, 2014, 2015. Размерения: валовая вместимость 189 т, высота борта 3,68 м.

Надстройка и жилые помещения:

  • 6 двухместных кают с санузлами для командированных; 2 двухместные, 2 четырёхместные и 1 одноместная каюты для экипажа, санкаюта, лаборатория, малая кают-компания, большая кают-компания, душевая, сушилка, камбуз, провизионные и технические кладовые, сетной трюм. Лабораторные помещения: сухая лаборатория — 18 м2, мокрая лаборатория — 10 м2.

Силовая установка:

  • Генераторы 2х60 КВт + 1х30 КВт; судовая сеть 220/380В/50Гц.

Вместимость танков:

  • Топливо — 22 м3, масло — 2 м3, пресная вода — 12 м3, опреснитель 4 м3 в сутки, сточные воды — 6 м3, льяльные воды — 3 м3, отработанное масло — 1 м3.

Радионавигационное оборудование:

  • ГМССБ: А1+А2+А3
  • SRG-1150D — ПВ/КВ-радиоустановка ГМССБ,
  • STR-580D — УКВ-радиоустановка ГМССБ,
  • SAILOR 6222 — УКВ-радиоустановка ГМССБ,
  • IC-GM1500E /2к./ — УКВ носимая радиостанция ГМССБ,
  • SEP-406 /2к./ — аварийный радиобуй,
  • ДЮЙМ-С — радиолокационный ответчик,
  • SART II — радиолокационный ответчик,
  • KODEN MD-3731M — радиолокационная станция,
  • JMA-3336 — радиолокационная станция,
  • Транзас T105 — АИС,
  • SAILOR 6110 /2к./ — ГМССБ спутниковая станция Инмарсат-С,
  • ARGOS MAR-GE — спутниковый радиомаяк системы АРГОС.,
  • Спутниковый компас JRC JLR-21,
  • Магнитный компас,
  • Echopilot 3D Forward looking sonar — эхолот трехмерный,
  • GPS-ГЛОНАСС,
  • СКДВП,
  • Спутниковый телефон Iridium,
  • Спутниковая станция VSAT (Интернет, телефония),
  • MaxiMet GMX500 — метеостанция,
  • Электронная картография с возможностью наблюдения за точным положением судна из лаборатории,
  • Ледовый прожектор с дистанционным управлением.

Спасательные средства:

  • В полном соответствии с требованиями РМРС. Спасательные плоты 3х10 чел. по левому борту + 3х10 чел. по правому борту, спасательные жилеты — 27 шт, гидротермокостюмы — 27 шт, страховочные жилеты — 8 шт.

Палубное снаряжение:

  • Стрелы носовые грузоподъемностью 2000 кг — 2 шт, стрела кормовая 300 кг — 1 шт. Лодки моторные: «Зодиак», хайпалон-неопрен, 5.3 м, 6-8 чел, 50 л. с. — 1 шт; «Посейдон», ПВХ, 5.2 м, 6-8 чел, 50 л. с. — 2 шт.

Оборудование обеспечения научных работ:

  • А-рама гидравлическая, с гидростанцией.
  • Лебедка кормовая ТЛ-14, 300 кг, трос 80 м. Вылет 1,5 м для использования оборудования.
  • Штанга для приборов 6 м.
  • Штанга выносная на петлях для легких приборов — 1 комплект.
  • Лебедка носовая, 900 кг, трос 500 м. Работает в паре с гидравлической рамой.
  • Дополнительное научное оборудование:

    • Комплект океанографического оборудования для измерения скоростей течений, параметров волнения, температуры, электропроводности и давления воды;
    • Комплект оборудования для отбора гидробиологических проб, а также проб воды и донных отложений;
    • Комплект телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА) для выполнения подводных осмотровых работ;
    • Комплект легководолазного снаряжения;
    • Комплект оборудования отбора и анализа проб атмосферного воздуха;
    • Комплект лабораторного оборудования для выполнения наборных гидробиологических и гидрохимических исследований.


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий:
    Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна