Макаренко, Антон Семёнович

12.12.2020

Антон Семёнович Макаренко (1 (13) марта 1888, Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская Империя — 1 апреля 1939, Голицыно, Московская область, РСФСР) — всемирно известный воспитатель, педагог и писатель. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.

Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жёстких стандартизации и идеологического контроля, которые были установлены с середины 1930-х годов. Убедившись, после принятия в 1920 г. заведования колонией для малолетних правонарушителей (под Полтавой), в практической неработоспособности общепринятых воспитательных и педагогических подходов того времени, А. С. Макаренко на основе обычаев и приёмов народной педагогики (в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе), разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека (в том числе из философии произведений М. Горького) и ряда других подходов, предложил и успешно опробовал в Колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя. В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.

Демократические основы (соуправление воспитанников и сотрудников, общее собрание, систематическая ротация командиров отрядов и т. д.), являющиеся неотъемлемой составляющей этой системы, противоречили практике большевистской педагогики, уже в мае 1928 г. Н. К. Крупская на VIII съезде комсомола критикует систему Макаренко, а другие представители «Педагогического олимпа» вскоре прямо называют её «несоветской» (что прямо цитируется в «Педагогической поэме»). В том же году А. С. Макаренко, несмотря на все воспитательные, учебные и хозяйственные успехи, снимают с поста зав. Колонии им. Горького (в которой быстро и жёстко насаждаются обычные советские порядки), а от ареста его спасает только переход в систему НКВД, где его покровитель, нарком НКВД Украины В. А. Балицкий, предложил опальному педагогу возглавить новое воспитательное учреждение — Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Вскоре коллективом Коммуны были достигнуты ещё более впечатляющие успехи, уже в области промышленного производства. И вновь, уже в середине 1930-х, «из производственной необходимости» и в условиях надвигающейся войны, Макаренко отстраняется от заведования коммуной, а созданные заводы передаются для круглосуточной работы военному ведомству. Перейдя в наркомат, Макаренко пытается подготовить распространение своего опыта для других исправительных учреждений Украины, но его подходы слишком расходятся с практикой советской жизни и он по сути вынужден уехать в Москву, чтобы по возможности завершить литературное описание своего педагогического опыта и разработок, начатое по настойчивому совету М. Горького, выступившего первым редактором «Педагогической поэмы» — самого известного в России и за рубежом произведения А. С. Макаренко. Его книги издаются во многих странах.

Ряд исследователей, например, Симон Соловейчик, отмечают, что вокруг воспитательно-педагогического наследия А. С. Макаренко с течением времени страсти обсуждения не только не утихают (как это обычно происходит), а даже разгораются с новой силой, что связывается с тем, что существенные и глубокие противоречия и недостатки советского и постсоветского воспитания и обучения, успешно разрешавшиеся Макаренко, во многом остаются камнем преткновения современной российской школы и имеют большие общественные накладки как в уровне воспитания и обучения, так и умственного, морального и психического здоровья подрастающего поколения.

Биография

Детство

Антон Семёнович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в посёлке при железнодорожной станции у села Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье Семёна Григорьевича Макаренко, рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских, и Татьяны Михайловны Макаренко (в девичестве Дергачёва), дочери солдата из Николаева.

В силу разных причин, прежде всего политической цензуры, в биографических источниках "советского" периода (до 1991) ряд фактов о происхождении А.С. Макаренко умалчивался или даже несколько искажался. Так, в силу того, что младший брат Виталий был офицером Добровольческой армии (марковцем), вынужденный покинуть Россию, эвакуировавшись с частями Русской армии из Крыма в ноябре 1920-го года, то о самом факте его рождения было принято умалчивать в СССР до 1991 г., заодно опускались сведения и о других детях (сёстрах) в семье С.Г. и Т.М. Макаренко. В качестве примера приведём основательную (471 с.) книгу Е.З. Балабановича "Макаренко: человек и писатель" (М., 1963 г.)

Заметим, что Виталий Семёнович Макаренко (1895—1983), офицер (поручик) Царской армии, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, несколько раз сыграл важную роль в жизни брата Антона. В том числе - принял деятельное участие в комиссовании призванного в 1916 г. на воинскую службу А.С. Макаренко по состоянию здоровья (близорукости) и возвращению его к педагогической деятельности. Видный макаренковед Г. Хиллиг отмечает, что А.С. Макаренко крайне тяжело переносил условия упомянутого призыва и это вмешательство Виталия м.б. даже спасло жизнь Антона. Именно Виталий Макаренко, позже посильно помогая брату в педагогической деятельности, предложил ввести элементы игры и военизацию в занятия с учащимися, что позже показало свою уместность и полезность. После эмиграции остаток жизни Виталий Семёнович провёл во Франции, где его в 1970 году разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили оставить о старшем брате воспоминания.. Из этих воспоминаний макаренковеды узнали и уточнили многие подробности детства Антона и всей семьи Макаренко, в частности, о факте рождения трёх сестёр Антона и Виталия.

Историк С. В. Максименко в своих докладах утверждает {{подст:АИ}}, что в книге В. С. Макаренко присутствуют неточности, связанные с книгой профессора Гётца Хиллига, написанной во времена «Перестройки». По С.В. Максименко "Достоверно известно о неучтённых родственниках А. С. Макаренко, которые были признаны умершими у него на родине или сосланы в Сибирь, а сейчас проживают в Чувашии и Московской области. Родная сестра А. С. Макаренко и, позже, в конце 90-х годов — её дети и внуки переселились в Москву, создав в честь него благотворительную организацию".

Национальная принадлежность

Макаренко в 1920-х годах

В связи с местом рождения и основной педагогической деятельности, а также украиноязычной фамилией в литературе советского периода А.С. Макаренко по умолчанию считался украинцем. Отчасти этому способствовало и то, что сам Антон Семёнович с какого-то времени (чтобы не быть уволенным в период усиленной украинизации) в анкетах начал писать в графе национальность "украинец".

В тоже время брат А. С. Макаренко — Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет:

Биограф А. С. Макаренко профессор Гётц Хиллиг посвятил вопросу национального происхождения и национального самосознания А. С. Макаренко отдельное исследование, итоги которого представлены в докладе «К вопросу национального самосознания А. С. Макаренко», где в целом подтверждаются как утверждение брата, так и русское самосознание Антона Семёновича.

Хиллиг отмечает, что все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений. А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски, о чём упоминает также Л. В. Конисевич в книге «Нас воспитал Макаренко» в главе о приезде польской делегации.

В то же время указывается, что по тактическим соображениям (в целях уменьшить для некоторых чиновников число поводов для разгона колонии им. М. Горького) он с определённого года перестаёт указывать в графе национальность слово «русский» (как это ещё было в Крюкове), а начинает писать «украинец».

Сохранились и письма самого А. С. Макаренко с упоминанием по данному вопросу. Так, в письме А. М. Горькому из Харькова от 5 октября 1932 г. Антон Семёнович пишет: «Дорогой Алексей Максимович. […] И ещё одно — мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю».

Национальность Макаренко не была тайной и для его современников. Так, в прощальном слове от Союза советских писателей БССР прямо сказано:

Учёба и первые опыты учительства

В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области). В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905). Начал работать там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская. В 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью. Приведённая как-то самим Макаренко (в одной из анкет) тема его диплома — «Кризис современной педагогики» впоследствии была подвергнута сомнению рядом исследователей-макаренковедов (в частности, Г. Хиллигом).

В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения (и при своевременном вмешательстве брата Виталия) демобилизован.

В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских, состоял в любительской театральной труппе театра «Корсо». В 1919 году переехал в Полтаву.

Руководитель колонии

По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, первоначально именовавшуюся "колонией для дефективных".

Через непродолжительное время А.С. Макаренко по собственному почину начинает в деловой переписке именовать Колонию именем М. Горького (на то время эмигранта, проживавшего за границей). В 1921 году колонии было утверждено имя М. Горького.

В 1926 году Колония имени Горького была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; М. Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

Летом 1928 г. М. Горький впервые лично посетил и пробыл несколько дней в Колонии своего имени. Антон Семёнович сопровождал Горького во время визита в Куряж.

Датой окончания своей работы в колонии Макаренко в Послужном списке при поступлении на службу в центральный аппарат НКВД УССР называет 3 сентября 1928 года.

Коммуна им. Дзержинского

С 15 октября 1927 (одновременно являясь руководителем Колонии им. Горького) и до 1 июля 1935 коммуной и её педчастью руководил А. С. Макаренко (Послужной список из личного дела А.С.Макаренко. Архив МВД Украины). В 1930 в коммуне открыт рабочий факультет Харьковского машиностроительного института, в 1932 — завод электроинструментов, затем завод плёночных фотоаппаратов. С 1933 коммуна первой в СССР среди детских заведений перешла на полное самообеспечение. С 1934 года здесь работала средняя школа.


Посетивший коммуну в 1933 году экс-премьер Франции Эдуард Эррио и другие французские гости осматривали детскую трудовую коммуну им. Дзержинского. "Французские общественные деятели подробно ознакомились с административной структурой коммуны, с производством, бытом коммунаров — быв. беспризорных и малолетних правонарушителей. Гости были поражены чистотой и порядком, отличающими коммуну, обилием цветов и свежего воздуха. Эррио подробно беседовал с помощником начальника коммуны по учебной части т. Макаренко и интересовался, каким образом руководству коммуны удается воспитывать одновременно в одним стенах и беспризорных, и подростков, имеющих профессионально-уголовные навыки. Тов. Макаренко подробно разъяснил французским гостям, что советская педагогика не признает врожденной преступности и что основными методами воздействия на ребят являются дисциплина коллектива и коллективный труд. После осмотра общежития и фабрики духовой оркестр коммуны исполнил импровизированный концерт, который вызвал у гостей глубочайшее внимание и восторженные отклики".Известия. 1933. 29 августа.

В связи с осознанием в соответствующих ведомствах важности выпускаемой заводами Коммуны продукции для оборонной промышленности страны и желанием (а отчасти и необходимостью в условиях надвигающейся войны) заметно увеличить выпуск этой продукции, на заводах появляется больше взрослых рабочих, за А.С. Макаренко оставляют должность заместителя по педагогической части, с которой он переводится в Киев.

7 января 1939 г., Харьковская трудовая коммуна была преобразована в промышленный комплекс и переименована в Харьковский комбинат НКВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

Член Союза советских писателей (с 1934 года).

Киевский период (отдел трудовых колоний)

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Он был аттестован, носил форму НКВД и за ним было закреплено табельное оружие. Разработал концепцию перевода всех учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной опеке и перевоспитании на Украине, на опробованную им ранее в Колонии им. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского методику воспитания. Пытался продвигать эту концепцию к осуществлению, но не получил необходимую поддержку.

Более того, среди сотрудников отдела ТК начались аресты. Был, в частности, арестован его непосредственный начальник Лев Соломонович Ахматов (Ахманицкий), показавший на допросе на Макаренко, как своего сообщника в троцкистской деятельности. Только вмешательство благоволившего Макаренко народного комиссара В.А. Балицкого, лично приказавшего вычеркнуть фамилию Макаренко из протокола, спасло Антона Семёновича от ареста. С этого времени, А.С. Макаренко и до того тяготившийся чиновничьей деятельностью, не оставлявшей времени для писательства и только изредка дававшей возможность вернуться к воспитанию (так, он чуть больше месяца руководил (по совместительству) педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом), стал думать о переезде в Россию. Посредником в этом вопросе стал А. М. Горький и его секретарь Крючков.В марте 1937 года состоялся его переезд из Киева в Москву, где он купил квартиру в писательском доме в Лаврушинском переулке.

Отметим, что 8 мая того же года наркома В.А. Балицкого сняли с должности и перевели на Дальний Восток, 7 июля арестовали и 27 ноября расстреляли.

Этот период деятельности А.С. Макаренко сравнительно мало освещён в литературе. В СССР первая книга по этому направлению появилась только в 1990 г. (Ширяев В. Камни с дороги надо убирать. М., 1990). Ему также посвящено ряд исследований, в частности, А. Абаринов, Г. Хиллиг."А.С.Макаренко в год Большого террора" и А. Абаринов, Г. Хиллиг."Испытание властью. Киевский период жизни Макаренко (1935-1937 гг.)".

Московский период

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

В начале 1939 г. Макаренко работал над сценарием к фильму «Флаги на башнях» в соавторстве с Маргаритой Барской, но руководство Киностудии имени Горького отказалось ставить фильм по их сценарию, поскольку Барская была любовницей впавшего в опалу журналиста К. Радека.

Кончина

Могила Макаренко на Новодевичьем кладбище Москвы.

1 апреля 1939 г. А. С. Макаренко скоропостижно скончался, по официальной версии от сердечного приступа, случившегося с ним в 10:30 по дороге в Дом творчества в вагоне пригородного поезда № 134 на станции «Голицыно» 1 апреля 1939 года. В 10:43 прибывшая врач констатировала смерть. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Авторы надгробного памятника скульптор В. Цигаль, архитектор В. Калинин.

Согласно биографии Макаренко за авторством Евгения Балабановича, основанной на материалах официальных инстанций и опубликованной в 1951 году: «1 апреля 1939 года Макаренко возвращался в Москву из подмосковной дачной местности Голицыно. В руках у него был сценарий, который он вез на кинофабрику. Макаренко вошёл в вагон пригородного поезда, сел на скамейку и сейчас же упал. Успев сказать только «Я писатель Макаренко», — Антон Семенович скончался от разрыва сердечной мышцы». Согласно материалам акта о смерти пассажира Макаренко, составленного сотрудником железнодорожной милиции, последних слов у него не было — А. С. Макаренко умер в одиночестве и не узнанным (милиционер сначала решил, что он пьян).

В 1967 году С. И. Фонская, бывшая директор Дома отдыха Литфонда «Писатель» в Голицыно, присутствовавшая (но не упомянутая в официальных документах) при осмотре места происшествия милицией и досмотре вещей Макаренко, скончавшегося на обратном пути в Москву, пишет, что в момент прибытия в Голицыно «в руках у него был небольшой чемоданчик», а в поезде, как это явствует из акта (акт составлял линейный уполномоченный ЖДМ ст. «Голицыно» Выдрин в присутствии Чибизова Г. Т. и Кондратьева Н. Н.), — только «чёрный портфель». Ещё ряд странностей, связанных с преждевременной смертью Макаренко, были позже опубликованы во время хрущёвской оттепели и перестройки. Факсимиле акта о смерти «пассажира Макаренко» впервые было показано по телевидению в телефильме «Семейные тайны Антона Макаренко» (2005).

Антон Семёнович Макаренко похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

  • Гражданская жена — Елизавета Фёдоровна Григорович (с 1906 по 1935).
  • Жена — Галина Стахиевна Макаренко (до 09.1935 — Салько; 1891—1962).
  • Приёмная дочь — Олимпиада Витальевна Макаренко (7.08.1920 — 22.07.1983)) (дочь брата Виталия и мать известной советской актрисы Е.Васильевой).
  • Внучатая племянница — Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.
  • Внучатый племянник — Антон Сергеевич Васильев (р. 15 июня 1953 года) — кинорежиссёр, сценарист, поэт.
  • Приёмный сын — Лев Михайлович Салько (1914—1957).

Литературное творчество

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (31.01.1939) Золотые часы - от НКВД в связи с V-ой годовщиной Коммуны ФЭД. 1932.

Прижизненная оценка деятельности А. С. Макаренко

Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М. Горький написал письмо В. И. Ленину о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской трудовой коммуне в Болшево (Подмосковье) под руководством М. С. Погребинского, на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны. В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.

Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполлоновича Балицкого [1892 или 1893—1937]. Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л. С. Ахматова, как троцкистов.

«И может быть, очень скоро у нас перестанут писать „педагогические поэмы“ и напишут просто деловую книжку: „Методика коммунистического воспитания“.» А. С. Макаренко, 1935 г. «Педагогическая поэма»

Критики Макаренко

Вопрос о взаимоотношениях А.С. Макаренко и Н.К. Крупской, по свидетельству Г. Хиллига (см. ниже), первым поставил профессор Бохумского университета Анвайлер в статье «А. С. Макаренко и педагогика его времени». Именно в ней он указал, что Макаренко и Крупская находились в конфликте. На первом международном симпозиуме 1966 г. во Флото (ФРГ), посвящённом наследию Макаренко, именно Анвайлер снова заострил внимание на «скрытой вражде между Крупской и Макаренко», заявив, что есть основания полагать, что осуждение воспитательной системы Макаренко как «идеологически вредной» произошло по инициативе Крупской, а также что она участвовала в кампании по отстранению Макаренко от должности заведующего колонией им. Горького летом 1928 г. (в частности, обвинив А.С. Макаренко с трибуны VIII съезда ВЛКСМ в мае 1928 г. в постоянном избиении воспитанников и назвав его "чемпионом хулиганства"). По сути, только заступничество В.А. Балицкого, оставившего беспартийного и только что уволенного с поста рук. Колонии им. Горького А.С. Макаренко в качестве заведующего Коммуной им. Дзержинского (в системе НКВД), спасло Антона Семёновича от ожидаемого после таких слов вдовы "вождя мирового пролетариата" ареста и последующей расправы.

Анвайлер отметил, что Крупская практически не упоминает Макаренко в своих трудах, представив в виде доказательства 11-томник педагогических трудов Крупской издания 1957—1963 гг., а Макаренко ни словом не обмолвился о Крупской в изданных в 1957—1958 гг. в 7 томах. Однако, эти сочинения составлялись не Крупской и не Макаренко лично и содержанием этих изданий далеко не исчерпывалось их наследие. Так, например, исследователь трудов Макаренко Т. С. Князева в 1979—1980 гг. в одном из архивов Москвы нашла письмо Крупской к Макаренко. С. С. Невская, известная своими исследованиями в области педагогики Макаренко, в свою очередь нашла рукопись отклика Крупской на «Книгу для родителей». Директор музея Макаренко в Кременчуге П. Г. Лысенко в 1969 г. опубликовал рукопись Макаренко под названием «Биография Н. К. Крупской». Очевидно, с течением времени и поступлением уточнённых сведений о педагогическом опыте А.С. Макаренко, отношение Н.К. Крупской к нему и его системе постепенно эволюционировало.

Сам Макаренко, выступая в Московском университете 1 марта 1939 г. (т.е. через 4 дня после смерти Н.К. Крупской) сказал: «И сегодня, и завтра, и в ближайшие дни, и дальше в нашей жизни будет вспоминаться сегодняшний траурный день. Мы сегодня хороним большого деятеля коммунистического воспитания, великого гуманиста нашего времени, друга Ленина, создавшего новую эпоху в большевистской партии, в том числе и эпоху в человеческом поведении. Мы сегодня хороним Надежду Константиновну Крупскую».

Более подробно взаимоотношения А.С. Макаренко и Н.К. Крупской были исследованы Г. Хиллигом, который посвятил этому вопросу, в частности, статью "Макаренко и Крупская".

Макаренко и Сорока-Росинский

Отметим, что сам Макаренко резко критически относился к опыту другого известного педагога того периода - В.Н.Сороки, беллетристически описанном в книге «Республика ШКИД». В воспоминаниях Р. Шендеровой указано, что в 1920-е годы Крупская, курировавшая в правительстве вопросы образования и социального воспитания, на одном из всесоюзных педагогических совещаний раскритиковала методы “какой-то сороки”, противопоставляя этим методам и их автору систему А. С. Макаренко с ее предельно осязаемой трудовой конкретикой.

Макаренковедение

Первая советская кандидатская диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. К. Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Впоследствии им же были предприняты усилия по изданию сначала избранных произведений Антона Семёновича Макаренко, а затем и полного собрания сочинений и подготовлена книга «О педагогическом опыте А. С. Макаренко».

Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено. Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды профессора Гётца Хиллига (ФРГ), иностранного члена Российской академии образования РФ и Национальной академии педагогических наук Украины, президента (до 2002 г.) Международной макаренковской ассоциации (ММА). С 19 июня 2013 г. ММА возглавляет Никола Сичилиано де Кумис (Италия, Рим) — профессор университета La Sapienza. А к.ф.н. Кораблёва Т. Ф. в том же году избрана руководителем Российской макаренковской ассоциации

Цитаты Макаренко

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

А. С. Макаренко Лекции о воспитании детей

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

Валентина Постовалова. «Макаренко, которого всем нам необходимо знать»

Пояснение. При этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:

  • у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т. д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием;
  • Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество.
  • добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), то есть безделье также не поощрялось.
  • «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

    «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

    «Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».

    «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

    «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

    Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-и томах

    «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

    «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…».

    «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

    «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».

    Макаренко А. С. Сочинения в 7-ми тт., 1957.

    «Книги — это переплетённые люди».

    «Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».

    Макаренко А. С. «Книга для родителей»

    Последователи

    Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.

    Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и Алексея Григорьевича Явлинского (1915—1981), отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского.

    Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич, более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.

    Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928—2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А. А. Католикова, А. А. Захаренко, А. С. Гуревича, В. М. Макарченкова и др.

    Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал в Краснодаре (благоразумно оформив своё начинание как опытную педагогическую площадку АПН СССР) педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий. Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых, Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы.

    Пропагандой опыта А. С. Макаренко в том или ином виде продолжали заниматься и многие его сотрудники и преподаватели Колонии им. М. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В первую очередь здесь следует упомянуть главного организатора клубной и внеклассной работы Колонии и Коммуны — Виктора Терского (1898—1965) (в «Педагогической поэме» — В. Н. Перский) и главного агронома Колонии им. М. Горького — неутомимого Н. Э. Фере (в «Педагогической поэме» — Н. Шере), после увольнения Макаренко из Колонии им. М. Горького перешедшего в сельскохозяйственную науку, но помнившего опыт сотрудничества с А. С. Макаренко и написавшего о нём книгу «Мой учитель».

    Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, Владислав Ширяев вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта.

    Объединение учебного и производительного труда старших школьников в учебном цехе Харьковского тракторного завода (ХТЗ), получившее название «Учебное производство», применял д.п.н., проф. П. А. Ярмоленко. Исследования учёного и работа учебного цеха ХТЗ по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации молодёжи под рук. П. А. Ярмоленко отмечена премией Ленинского комсомола (1971), одобрена коллегией Министерства просвещения СССР, Президиумом ЦК профсоюза и др.

    С 2003 года (к 115-й годовщине со дня рождения А. С. Макаренко) журналом «Народное образование» совместно с Российской макаренковской ассоциацией начато проведение макаренковского конкурса школ-хозяйств, возобновлено проведение Макаренковских чтений. За более чем 14 лет проведения этого конкурса в нём уже участвовали десятки команд из разных краёв и областей России — от Якутии и Краснодарского края до Московской области.

    Таким образом утверждения некоторых авторов, к примеру, журналиста Андрея Нуйкина, о том, что макаренковский опыт слишком сильно связан с какой-то особой одарённостью и личными качествами самого А. С. Макаренко и потому, мол, не был ни разу сколько-нибудь успешно повторён позже и, тем более, неповторим сегодня, не соответствует действительности. В то же время следует признать, что отсутствие заметной ответственности большинства школьных коллективов за воспитательный и педагогический брак в подготовке своих воспитанников (о чём много писал и сам А. С. Макаренко), а также целый ряд законодательных особенностей советского, а по наследству, и современного российского законодательства, затрудняющих, а то и запрещающих (из узко и однобоко понятого желания «охранить детей от эксплуатации») деятельностное (в том числе, трудовое) обучение в нашей стране, приводят к тому, что к желающим воспроизвести опыт Макаренко по сию пору предъявляются повышенные требования не только в воспитательной и педагогической подготовке, но и в юридической и хозяйственной областях.

    Воспитанники Макаренко — орденоносцы и герои Великой Отечественной войны

    • Калабалин, Семён Афанасьевич.
    • Конисевич, Леонид Вацлавович.
    • Токарев, Иван Демьянович.
    • Цымбал, Василий Тимофеевич — Герой Советского Союза.
    • Явлинский, Алексей Григорьевич (1917—1981) — награждён двумя орденами Отечественной войны 2-степени, орденом Красной Звезды и многими медалями (отец Григория Явлинского).

    События, связанные с именем А. С. Макаренко

    • В 1959 году вышла пьеса «Не пищать!», написанная М. Э. Козаковым и А. Б. Мариенгофом для юношества по мотивам нескольких произведений А. С. Макаренко — в первую очередь, конечно, по «Педагогической поэме».
    • В начале 1950-х гг. в журнале «Простор» (Казахстан) опубликована пьеса П. Джуринской и Н. Артемьева «За нами пойдут» по мотивам произведений А. С. Макаренко. Пьеса была поставлена в самодеятельном театре Дома культуры авиаторов г. Алма-Аты
    • 24 октября 2011 в Харькове по ул. Сумской, 128 (напротив парка М.Горького) был разобран и перевезён памятник А. С. Макаренко. Памятник, возведённый в 1969 году на средства рабочих, вновь установлен внутри охраняемой территории Харьковского машиностроительного завода «ФЭД».

    Произведения

    См. Электронный архив произведений А. С. Макаренко

    Романы и повести

    • Педагогическая поэма (написание 1925—1935, издание частями 1933-35, первое изд. отд. книгой — 1937).
    • Марш 30 года (1932)
    • ФД—1 (1932)
    • Книга для родителей (1936—1937; художественно-теоретическое сочинение)
    • Флаги на башнях (1938)
      • по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.
    • Честь (1937—1938; повесть)
    • Пути поколения (1938; роман, незакончен)

    Работы о воспитании

    • Воспитание в семье и школе
    • Лекции о воспитании детей
    • Письмо пионервожатому
    • Проблемы воспитания в советской школе
    • Проблемы школьного советского воспитания
    • Коммунистическое воспитание и поведение
    • Разговор о воспитании
    • Семья и воспитание детей
    • Цель воспитания
    • Методика организации воспитательного процесса (1936—1937)

    Рассказы и очерки

    • О человеческих чувствах (1937)
    • Из истории героизма (1937)
    • Гришка (1937)
    • Случай в походе (1937)
    • В день Первого Мая (1937)
    • Несколько часов на канале (1937)
    • Три разговора (1937)
    • Незабываемая встреча (1938)
    • Симфония Шуберта (1938)
    • Премия (1938)
    • Доктор (1938)
    • Преподаватель словесности (написан 1938, опубликован 1940)
    • Домой хочу (1939)
    • Новые годы (опубликован 1941)
    • В библиотеке (опубликован 1941)
    • Сборник рассказов

    Пьесы

    • Мажор (1932)
    • Ньютоновы кольца (1934)

    Киносценарии

    • Настоящий характер
    • Командировка

    Собрания сочинений

    • Избранные педагогические сочинения в четырёх томах. — М.: изд. АПН РСФСР, 1949 — 26 500 экз.
    • Сочинения в семи томах. — М.: изд. АПН РСФСР, 1950—1952. — 50 000 экз.
    • Сочинения в семи томах. — М.: изд. АПН РСФСР, 1957—1958. — 175 000 экз.
    • Собрание сочинений в пяти томах. — М.: «Правда», 1971. — 375 000 экз. — (Библиотека «Огонёк». Отечественная классика)
    • Избранные педагогические сочинения в двух томах. — М.: «Педагогика», 1977 — 40 000 экз., 1978 — 10 000 экз.
    • Избранные произведения в трёх томах. — К.: «Радянська школа», 1983—1984, — 110 000 экз.
    • Педагогические сочинения в 8-и томах. — М.: «Педагогика», 1983–1986. — 50 000 экз. на портале НПБ им. К.Д. Ушинского:
      • Том 1. (1983)
      • Том 2. (1983)
      • Том 3. (1984)
      • Том 4. (1984)
      • Том 5. (1985)
      • Том 6. (1985)
      • Том 7. (1986)
      • Том 8. (1986)
    • Избранные произведения в трёх томах. — К.: «Радянська школа», 1985 — 65 000 экз.
    • Собрание сочинений в четырёх томах. — М.: «Правда», 1987. — 1 500 000 экз. — (Библиотека «Огонёк». Отечественная классика)

    Фильмография

    • Педагогическая поэма (1955)
    • Флаги на башнях (1958)
    • Большие и маленькие (1963)
    • Фильмография на сайте, посвящённом жизни и творчеству А. С. Макаренко

    Память

    • Памятник А. С. Макаренко в г. Харькове (1969). Скульптор М. Ф. Овсянкин, архитектор Э. Ю. Черкасов. Установлен самому знаменитому сотруднику ГП Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» на его территории.

    Учебные заведения и воспитательные учреждения

    (Школы, лаборатории, институты, библиотеки) Россия
    • Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» Мининского ун-та, г. Нижний Новгород.
    • Лаборатория «Педагогика А. С. Макаренко» Челябинского института профессионального образования
    • Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко
    • УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко, г. Симферополь
    • Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы
    • Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка Волгоградская область)
    • Школа № 3 им. А. С. Макаренко, г. Фролово, Волгоградская область
    • Школа № 1 им. А. С. Макаренко, г. Орск, Оренбургская область
    • Школа № 6 им. А. С. Макаренко, г. Арзамас, Нижегородская область
    • Школа № 22 им. А. С. Макаренко, г. Воткинск, респ. Удмуртия
    • Никитовская школа им. А. С. Макаренко, с. Никитовка, Белгородская область
    • МОУ Средняя школа № 15 им. А. С. Макаренко, г. Ярославль
    • Школа № 6, г. Кропоткин, Краснодарский край
    • Центр внешкольной работы им. А. С. Макаренко в Москве
    Библиотеки
    • Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
    • Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, г. Новосибирск
    • Библиотека им. А. С. Макаренко, Евпатория
    Азербайджан
    • Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко, г. Баку
    Германия
    • Schule mit Ausgleichsklassen A.S. Makarenko, г. Магдебург
    • Kinderheim A. S. Makarenko — крупнейший детский дом ГДР, просуществовавший с 1953 до 1998, носил имя Макаренко, г. Берлин
    Казахстан
    • Школа № 6 им. А. С. Макаренко, г. Талдыкорган
    • Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А. С. Макаренко, г. Уральск
    • Школа № 6 им. А. С. Макаренко, г. Шымкент, Састобе
    • Средняя общеобразовательная школа имени А. С. Макаренко, г. Аркалык
    Киргизия
    • Школа № 1 им. А. С. Макаренко, с. Базаркурган
    Куба
    • Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване)
    Мексика
    • Институт Антона Макаренко (г. Ласаро-Карденас)
    Приднестровье
    • Республиканский учебно-воспитательный комплекс им. А. С. Макаренко, г. Тирасполь
    Узбекистан
    • Школа 6 им. А. С. Макаренко, г. Навои Навоинская область
    • Школа № 1 им. А. С. Макаренко, г. Ханка Хорезмской области
    Украина
    • Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, г. Сумы
    • Киевский профессионально-педагогический колледж им. А. С. Макаренко, г. Киев
    • Кременчугское педагогическое училище им. А. С. Макаренко, г. Кременчуг
    • Куряжская воспитательная колония им. А. С. Макаренко, пгт Подворки Дергачёвского района Харьковской области
    • Филиал № 3 им. А. С. Макаренко Центральной библиотеки для детей Киевского района г. Харькова
    • Школа № 2 им. А. С. Макаренко, г. Долинская Кировоградской области
    • Школа № 47 им. А. С. Макаренко, г. Киев
    • Школа № 50 им. А. С. Макаренко, г. Львов
    • Общеобразовательная школа I—III ступеней № 100 им. А. С. Макаренко, г. Харьков

    Улицы

    (Улицы, переулки и проезды Макаренко...)
    • Микрорайон Макаренко (г. Старый Оскол, Белгородская область)
    • Площадь Макаренко (пгт Новоспасское, Ульяновская область)
    • Проезд Макаренко (г. Королёв Московской области)
    • Проезд Макаренко (г. Сургут Тюменской области)
    • ул. Макаренко (г. Орск Оренбургской области)
    • улица Макаренко (г. Тула)
    • улица Макаренко (г. Новосибирск)
    • улица Макаренко (г. Пермь)
    • улица Макаренко (г. Сочи)
    За рубежом Германия
    • Anton-Makarenko Str. (Rostock (Росток))
    • Makarenkostraße (Грайфсвальд)

    Музеи

    Россия
    • Педагогический музей А. С. Макаренко, г. Москва.
    • Зал Макаренко в Музее образования г. Москвы
    • Школьный музей А. С. Макаренко при Центре образования № 656 г. Москвы.
    Украина
    • Музей А. С. Макаренко при Долинской ОШ № 2 им. А. С. Макаренко (Украина)
    • Музей А. С. Макаренко в пгт Подворки (Куряж) Дергачёвского района Харьковской обл.
    • Музей А. С. Макаренко в ГП "Харьковский машиностроительный завод «ФЭД».
    • Музей А. С. Макаренко в ГНПП «Объединение Коммунар», г. Харьков // http://tset.biz-gid.ru
    • Музей А. С. Макаренко в общеобразовательной школе I—III ступеней № 100 им. А. С. Макаренко г. Харькова
    • Заповедник-музей А. Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Ковалевка
    • Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. belopolye@yandex.ru
    • Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл.
    • Дом-музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге (Крюковский р-н) Полтавской обл.

    Награды

    • Орден им. А. С. Макаренко (Россия)
    • Медаль А. С. Макаренко (УССР) «За достижения в области просвещения и педагогической науки» (учреждена в 1964 году)
    • Медаль А. С. Макаренко (совм. медаль, учреждённая ред. журнала «Народное образование» и Международной макаренковской ассоциацией в 2003 г. (к 115-летию со дня рождения А. С. Макаренко)).
    • Премия им. А. С. Макаренко (по педагогике) — существовала в советское время. Среди лауреатов 1988 г. — С. А. Шмаков.
    В филателии
    • В 1978 году издан художественный маркированный конверт.
    • В 1987 году издан художественный маркированный конверт.
    • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР.
    • В 2013 году издан художественный маркированный конверт (к 125-летию).


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий:
    Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна