Корейское конфуцианство


Корейское конфуцианство — это форма конфуцианства, развившаяся в Корее. Одним из существенных влияний на интеллектуальную историю Кореи стало представление конфуцианской мысли[неизвестный термин] как части культурного влияния Китая. Сегодня конфуцианское наследие является частью корейского общества, сформировавшее его систему моральных ценностей, жизненного уклада, социальных отношений между старшими и младшими, а также легло в основу юридической системы[неизвестный термин]. Конфуцианство в Корее иногда рассматривается как прагматичный способ сплочения нации без гражданских войн и внутреннего разногласия, унаследованных от династии Корё и ранее.

Конфуцианство династии Корё

Ван Кванджон учредил экзамены для чиновничьего аппарата министерств, а ван Сонджон[уточнить] был ключевой фигурой в утверждении конфуцианства. Король Сонджон основал Гукчагам, высшее учебное заведение эпохи Корё. Этому способствовало создание в 1398 году Сонгюнгвана — академии с конфуцианской учебной программой — и постройка алтаря во дворце, где ван мог почитать своих предков.

Неоконфуцианство во времена династии Чосон

В эпоху Чосон неоконфуцианство или сонънихак распространяло даже в большей степени конфуцианские идеи, такие как

  • чонъ или преданность;
  • хё или сыновняя почтительность;
  • ин или доброжелательность;
  • син или доверие.

Во время государства Чосон, начиная с 1432 года, конфуцианство было главенствующей системой верований среди интеллигенции янбан и среди полководцев. Корейцы исторически легко воспринимают религии и находят их естественными; и для них весьма характерно наложение одной религии на другую. К примеру, полководцы из клана Ли ограничивали буддизм, оставили шаманизм в сельской местности и поощряли конфуцианство в госуправлении и социальном регулировании, а также интегрировали цивилизованное сообщество[неизвестный термин] с китайскими бюрократическими моделями с целью ускорить импорт китайской культуры.

Были построены корейские конфуцианские школы, все из которых имели в штате обученных за рубежом ученых, большие библиотеки, патронаж ремесленников[неизвестный термин]и художников, и учебную программу на базе конфуцианских идеалов. Так, к началу правления Седжона (1418—1450) все ветви образовательной системы были построены на такой базе философской мысли, хотя буддистским направлениям[неизвестный термин] было позволено развиваться вне основных политических центров из толерантности к другим видам богослужений.

Конфуцианство в Чосоне расцвело и достигло кульминации в XVI в. Усилия Чо Гванджо по распространению неоконфуцианства среди простого люда породили двух самых значимых конфуцианских учёных Кореи. Ли Хван(1501—1570) и Ли И (1536—1584), известные под своими литературными псевдонимами как Тоге и Юльгок, портреты которых изображены сегодня на корейских денежных купюрах в 1000 и 5000 вон соответственно, а самые оживлённые улицы Сеула названы их именами.

Исходя из того, что Чосон существовал на протяжении более чем пяти веков, ниже представлено примерное развитие конфуцианства в Корее:

  • Первый век[когда?]: правительственная администрация стала конфуцианской.
  • Второй век[когда?]: Золотой век конфуцианских мыслителей.
  • Третий век[когда?]: Развитие патриархальной системы родословия[неизвестный термин] на базе власть предержащего старшего сына[неизвестный термин].
  • Четвёртый век[когда?]: конфуцианский мистицизм и поиски «качеств мудреца» в правящих классах.
  • Пятый век[когда?]: Распад конфуцианской системы после вторжения Запада и падения империи Цин и японской оккупации; конфуцианство уходит в подполье, ожидая возрождения в шестом веке республиканского периода.

Начиная с конца XVII в. некоторые конфуцианцы начали реагировать на метафизическую сущность конфуцианства. Эти ученые выступали в защиту более практичных реформ в обществе, в движении, известном под название Щилхак.

Современное общество и конфуцианство

Сегодня пейзаж конфуцианских школ, храмов, мест отправления служения предкам и стипендии[неизвестный термин] минимизируются, если не сказать сводятся к статусу просто исторических артефактов, значимых разве что только для туристов, учёных, или к поддержанию в сохранности исторических памятников культуры. Однако конфуцианские ценности, вероятно, имеют огромное воздействие на души корейцев. Более того, конфуцианство уже более не распознаётся как религия, позволяя ему сочетаться с даосизмом, христианством, буддизмом, и в то же время позволять людям исповедовать конфуцианские верования.

Сильные элементы конфуцианской мысли всё ещё существуют в повседневных административных или организационных иерархиях[неизвестный термин], но постоянство ритуалов и само их исполнение, которые породили всё это, исчезают. С тем, что конфуцианские учебные программы были упразднены в школах, а отправление богослужений отменено в качестве обязательного, у людей появилось чувство, что чего-то жизненно важного не хватает для корейской истории, что привело к возрождению конфуцианства в конце 1990-х. Зарубежные учёные также проявляют интерес к корейскому конфуцианству как к доминирующему элементу правления, делающему новоиспечённую элиту зависимой от всех атрибутов конфуцианства, принесённых ещё с XIV в.

В культурном смысле всё ещё сохранились основные традиции: корейское гончарное дело, корейская чайная церемония, корейские сады, корейская флористика, следующие конфуцианским принципам и конфуцианской эстетике. Каллиграфия и высокая поэзия продолжают это наследие. В фильмах, в школьных учебниках по обучению манерам в рамках образовательной программы приведены комичные ситуации, сочетающиеся с сатирами из ранних литературных работ конфуцианства. Верность школе и преданность учителю являются всё ещё важными жанрами в популярных комедиях.

Корейское конфуцианское искусство

Корейское конфуцианское искусство в значительной степени повлияло на культуру Кореи.

Конфуцианские церемонии

Самые важные церемонии в корейском конфуцианстве — это празднование дня рождения, бракосочетания, смерти и годовщины смерти предков. Похороны имеют самое большое значение в жизни обычного человека.

Хотя конфуцианство более не является правящей идеологией, его влияние на современное корейское общество не сложно распознать.

Будущее корейского конфуцианства

Современные конфуцианцы пытаются вернуть колледжи и университеты на базе конфуцианства для воспитания нового поколения учёных. Восстанавливаются старые храмы в городах в туристических целях.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!