Табла (хинди तबला, tablā; урду طبلہ, t̤ablah; англ. tabla) — индийский ударный музыкальный инструмент. Небольшой парный барабан, основной ударный инструмент индийской классической музыки североиндийской традиции хиндустанцев, используемый для сопровождения вокальной и инструментальной музыки и танца в стиле катхак. Распространен также в фольклоре и популярной музыке стран индийского субконтинента.
Название табла представляет собой заимствование из персидского, которое, в свою очередь, происходит от арабского табл (араб. طبل, ṭabl — барабан) в форме женского рода табла (араб. طبلة, ṭablah). Форма женского рода могла здесь выполнять уменьшительную функцию. Арабские слова табл и табла связаны с арамейскими тбел (арам. ܛܒܠ, ṭḇel) и табла (арам. ܛܒܠܐ, ṭaḇlā), имеющими то же значение. Для указанных арабских и арамейских слов предполагается связь с аккадским тапалу (tāpalu, tābalu, ṭabālu).
Точных сведений о происхождении табла нет. По всей видимости, строение современных табла и техника игры на них сформировались в музыкальной культуре Северной Индии на основе собственно индийских и иных, преимущественно персидских, музыкальных традиций.
Некоторые исследователи считают древними индийскими предшественниками табла парные барабаны, изображения которых имеются на рельефах в:
Также упоминаются изображения парных барабанов на рельефах в:
Характерно индийской чертой табла является покрытие центральной части мембраны специальной пастой, влияющей на тембр звучания. Эта черта очевидно унаследована табла от индийских барабанов пакхавадж и мриданга.
Американская исследовательница Ребекка Стюарт считает, что табла могли возникнуть как результат экспериментов с такими барабанами, как уже упомянутые пакхавадж и мриданга, а также дхолак и парные барабаны нагара.
По существующей традиции создание табла (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хосрову (1253—1325). Однако в его собственных сочинениях упоминаний этого инструмента нет.
Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.
Большой барабан называется байан, маленький — дайна.
Существует несколько гхаран (школ) табла, наиболее известны шесть из них:
Последние три из них объединяются в группу гхаран «восточного стиля» (хинди पूरब बाज़, Pūrab bāz).
Один из самых известных музыкантов, прославивших этот инструмент на весь мир, — индийский музыкант Закир Хуссейн.