Александр Давидович Бениаминов (4 [17] июня 1903, Грозный, Терская область, Российская империя — 22 марта 1991, Нью-Йорк, США) — советский и американский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1968).
Александр Бениаминов в 1922 году окончил Драматические курсы Батумского центрального рабочего клуба.
В 1923-1926 годах учился в ГИТИСе.
В 1920 году, в Кисловодске, был приглашён в «Бронарте» («Бродячий народный театр»), которым в то время руководил будущий кинорежиссёр Григорий Рошаль. В годы учёбы в ГИТИСе параллельно выступал в «Синей блузе», где исполнял номера преимущественно сатирического характера: буффонады, пародии. По приглашению режиссёра Давида Гутмана, работал в Ленинградском театре сатиры (1927—1930), где окончательно сформировался эксцентрический талант артиста.
В начале 1930-х годов выступал в труппе Экспериментальной мастерской при Ленинградском мюзик-холле, в 1936—1937 — на эстраде.
С 1937 по 1941 год — актёр Ленинградского Театра Комедии под руководством Н. П. Акимова, где показал себя мастером углублённых комедийных, лирико-комедийных и драматических характеров.
В начале Великой Отечественной войны организовал и возглавил Фронтовой театр миниатюр, где переиграл множество небольших сатирических ролей. Затем был артистом Ленинградского дома Балтийского флота. Одним из первых в стране выступил с чтением отрывков из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».
В 1946 году вновь вернулся в Ленинградский театр комедии, в котором проработал до конца 1970-х годов. Театр комедии Н. Акимова принёс артисту безумную славу. Он играл Мальволио в «Двенадцатой ночи», Валерио в «Валенсианской вдове», министра финансов в «Тени», Эрнести в «Физиках».
Когда в 1949 году Н. Акимов подвергся травле, приведшей к его уходу из театра комедии, то А. Бениаминов принял в ней активное участие.
Люди, которые ещё вчера на Акимова молились, льстили ему, превозносили его, теперь подымались как по команде. <…> Вдруг встал талантливый Беньяминов, которого Николай Павлович буквально создал как актёра. Беньяминов, известный как самый первый трюкач Театра комедии, которому столько раз именно за это от Николая Павловича влетало, поднялся и начал возмущённо рассказывать о том, что Акимов в течение многих лет уродовал его талант. (Уже в годы перестройки в одну из моих поездок в Америку мне показали книгу Беньяминова, ставшего эмигрантом, где он написал, что вместе с Акимовым подвергался политическим гонениям как космополит).
— Ольга Аросева, Вера Максимова. «Без грима».
Похоронен на еврейском кладбище Маунт-Хеброн в нью-йоркском районе Куинс.
В кино Александр Бениаминов с картины 1931 года «Кровь земли» режиссёра М. А. Авербаха. Прославился в образах инкассатора («Семь стариков и одна девушка») и укротителя («Полосатый рейс»). Последняя роль А. Д. Бениаминова — дедушка Иванова в американском фильме «Москва на Гудзоне». В кино ему приходилось играть в основном эпизодические роли.
В 1978 году эмигрировал в США. Там он снялся в комедии «Москва на Гудзоне» с С. В. Крамаровым и И. З. Баскиным. После эмиграции Бениаминова его фамилию убрали из некоторых фильмов, в которых он снимался, — например, из таких кинолент, как «Семь стариков и одна девушка», «Соломенная шляпка». А из фильмов «Мы с вами где-то встречались» и «Дон-Кихот» при показе по телевидению даже были вырезаны эпизоды с участием актёра.
В США он закончил книгу «Фронтовые записи артиста», где написал о своей работе с Николаем Акимовым, о театральных событиях.
1) 1937 — «Школа злословия» Ричарда Шеридана — Реж.-пост.: Николай Акимов — сэр Питер Тизл
2) 1937 — «В понедельник в 8» Джорджа Кауфмана, Эдны Фарбер — Реж.-пост.: Рафаила Корфа — Мушет
3) 1937 — «Терентий Иванович» Юрия Свирина — Реж.-пост.: Николай Акимов — Фома
4) 1938 — «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира — Реж.-пост.: Николай Акимов — Мальволио
5) 1939 — «Валенсианская вдова» Лопе де Вега — Реж.-пост.: Николай Акимов — Валерио
6) 1940 — «Тень» Евгения Шварца — Реж.-пост.: Николай Акимов — Министр финансов
7) 1940 — «Станция Шамбодэ» Эжена Лабиша — Реж.-пост.: Евгения Гаккеля — Арсен