Центральная пригородная пассажирская компания

14.12.2020

Акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания» (АО «Центральная ППК») — пригородная пассажирская компания, обслуживающая пассажиров на всех направлениях Московской железной дороги. Самая крупная из 22 существующих в России ППК.

Деятельность компании

ОАО «Центральная ППК» было создано 1 декабря 2005 года. Выполнять перевозки компания начала с 1 января 2006 года. В мае 2018 года наименование ОАО «Центральная ППК» изменено на АО «Центральная ППК» (Акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания»).

По состоянию на 1 января 2011 год компания обслуживает пассажиров пригородного железнодорожного комплекса на следующих направлениях московского железнодорожного узла: Павелецкое направление, Курское направление, Казанское направление, Ярославское направление, Савёловское направление, Рижское направление, Белорусское направление, Горьковское направление (с 01.11.2010), Киевское направление (с 01.11.2010), Рязанское направление, Большое кольцо.

Доля АО «Центральная ППК» в пригородных пассажирских перевозках в Мосузле составляет, по состоянию на март 2019 г, 91,4 %, а её доля в целом по России — 63,7 %.

Ежедневно компания отправляет 1,6 миллиона пассажиров. Согласно годовому отчёту за 2019 год: выручка 47,59 млрд руб., чистая прибыль 54,9 млн руб.

Компания осуществляет пригородное сообщение по территории десяти субъектов Российской Федерации, в том числе г. Москвы, Московской, Курской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Брянской и Орловской областей.

На нескольких направлениях работают ускоренные маршруты — Регион-экспресс (РЭКС). Проезд в них до двух раз дороже, чем в обычных пригородных поездах (чем дальше маршрут, тем меньше разница, например, РЭКС от Москвы до Одинцова стоит в два раза дороже обычной электрички, а до Можайска разница намного меньше).

Помимо Центральной ППК на Мосузле работают другие перевозчики — Московско-Тверская пригородная пассажирская компания и Аэроэкспресс.

С 01 января 2011 года компания обслуживает пассажиров на всём полигоне деятельности Московской железной дороги (в том числе по регионам). По состоянию на 2012 год долг областных бюджетов перед ЦППК составлял 1,2 млрд руб.

Каждый день ЦППК отправляет 1,6 млн пассажиров. В 2019 году компания перевезла 582 млн пассажиров, что на 5 млн больше, чем в 2018 году.

По состоянию на декабрь 2017 года в компании работают более 8 тысяч сотрудников.

Акционеры

Учредителями изначально выступили ОАО «РЖД», а также субъекты Российской Федерации Москва и Московская область, при этом акции были распределены следующим образом: ОАО «РЖД» — 50 % минус 2 акции; Москва — 25 % плюс 1 акция; Московская область — 25 % плюс 1 акция. Первым гендиректором компании был Игорь Августович Иванов (2005—2007), ныне гендиректор ОАО «Московско-Тверская ППК».

В сентябре 2011 г. Правительство Москвы продало свой пакет акций в пользу ООО «Московская пассажирская компания» (далее ООО «МПК»), аффилированного с президентом УГМК Искандером Махмудовым и председателем совета директоров «Трансмашхолдинга» Андреем Бокаревым.

31 января 2013 года ОАО «РЖД» продало ООО «МПК» 25 % минус 1 акция за 780 млн руб. По данным СПАРК, все перевозчики Мосузла через ряд промежуточных компаний, в том числе ООО «МПК», имеют общую группу частных акционеров. После совершённых сделок в руках частных акционеров оказалось сконцентрировано 50 % акций ОАО «Центральная ППК», у ОАО «РЖД» и правительства Московской области осталось по 25 %.

9 ноября 2017 года ОАО «РЖД» продало ООО «Маршрутные системы» свой оставшийся пакет акций ОАО ЦППК (в размере 25 %+1 акция). Таким образом, с 9 ноября 2017 года ОАО «РЖД» никак не контролирует ЦППК.

28 декабря 2017 РАД по поручению казны Московской области реализовал пакет акций 12,665 % ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». Покупателем выступила туристическая компания «Октопасс», работающая под брендом Travel Card. В результате реализации этого пакета ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» стала полностью частной компанией.

Головной офис расположен в Москве по адресу: ул. Новорязанская, 18, стр. 22.

Генеральный директор АО «Центральная ППК» — Максим Дьяконов.

Подвижной состав

По состоянию на август 2017 ЦППК эксплуатирует более 500 единиц подвижного состава, из них более 100 собственных поездов.

С 2013 по 2017 год компания вложила в приобретение нового подвижного состава 17,5 млрд рублей инвестиций.

Арендуемый парк

С момента создания до конца 2013 года ЦППК эксплуатировала исключительно подвижной состав, арендуемый у Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава — филиала ОАО «РЖД», управляемый локомотивными бригадами ОАО «РЖД». Соответствующие электропоезда представлены различными модификациями ЭР2 и ЭД4М. Вагоны окрашены в корпоративные цвета РЖД.

Начиная с 2014 года ЦППК взяла на себя функции уборки и обслуживания арендуемого подвижного состава, а также уборки и содержания пригородных посадочных платформ.

Собственный парк

ЭД4М-0451 в фирменном окрасе ЦППК

В 2013 году компания подписала договор на производство 4 составов ЭД4М (0444-0447) для работы на экспресс-маршрутах в Калугу и Рязань. Составы отличаются по компоновке пассажирских салонов от составов, арендуемых у РЖД; так, в каждом вагоне установлены двери комбинированного типа (в одном торце — для выхода только на высокие платформы, в другом — на высокие и низкие платформы), в каждом вагоне имеется туалет. В декабре 2013 г. запущен в эксплуатацию первый собственный электропоезд ЭД4М, осуществляющий перевозки по маршруту Москва — Рязань.

В 29 мая 2014 г. на маршрутах Москва — Железнодорожный и Москва — Балашиха запущен в эксплуатацию состав ЭД4М 500-й серии.

В декабре 2014 г. на маршруте Москва — Железнодорожный был запущен второй поезд 500-й серии ЭД4М-0501, а в январе 2015 г. — третий ЭД4М-0502, в марте 2015 — четвертый — ЭД4М-0503

С 23 июля 2015 г. на экспрессном маршруте Москва — Александров ОАО «Центральная ППК» заменила арендованный подвижной состав только что полученным с завода электропоездом ЭД4М-0482. 2 сентября состоялся запуск электропоезда ЭД4М-0483 по экспрессному маршруту Москва — Пушкино. В дальнейшем, электропоезд ЭД4М-0482 также был передан на маршрут Москва-Пушкино.

В декабре 2015 года компания приобрела дизель-поезд ДПМ для обслуживания линии Голутвин — Озёры вместо арендуемых поездов РА2. Летом 2016 года дизель-поезд вышел на линию, но из-за неоднократных его поломок пригородное сообщение на ветке прекращалось.

В марте 2016 года ЦППК приобрела у Демиховского завода электропоезд ЭП2Д—0002, являющийся модернизированным в соответствии с новыми требованиями безопасности ЭД4М 500-й серии и оснащённым буферами с крэш-системой. Первый поезд был изготовлен в пригородном исполнении. Летом 2016 компания приобрела ещё 3 поезда в исполнении экспресса, который начал курсировать на линии Москва — Тула. Производства и закупка данных поездов продолжается.

В сентябре 2016 года компания решила приобрести два пятивагонных поезда ЭГ2Тв, первоначально предназначавшихся для Московского центрального кольца для обслуживания Киевского направления МЖД. Поезда запущены на маршруте Москва-Киевская — Новопеределкино летом 2016 года.

По состоянию на 2015 год, ЦППК стала первой в России компанией, которая самостоятельно закупила более 30 электропоездов, взяла в аренду пассажирские платформы в Мосузле и начала набирать штат собственных машинистов.

Брендинг и корпоративные цвета

Собственный подвижной состав изначально окрашивался в зеленый цвет с серыми вставками, на данный момент все поезда красятся в белый цвет с серыми вставками и жёлтой полосой (последний вариант — окраска губернаторской программы «Наше Подмосковье»). Поезда ЭГ2Тв («Иволга») окрашены в цвета «Московского транспорта». Поезда РА-3 окрашиваются в ливрею, не связанную с остальным парком.

Финансовые результаты

ЦППК является прибыльной компанией. Так, по итогам 2015 года чистая прибыль по РСБУ составила 2.4 млрд руб (2014: 2.2 млрд руб). Значительная часть денежного потока инвестируется в приобретение подвижного состава: на конец 2015 года балансовая стоимость основных средств достигла 19.2 млрд руб (2014: 15.6 млрд руб, 2013: 4.6 млрд руб.

Операционная прибыльность компании критически зависит от тарифа за проезд пассажирских пригородных поездов по путям общего пользования: сейчас ЦППК (как и остальные ППК) пользуется скидкой 99 % от базового тарифа (выпадающая разница компенсируется РЖД из федерального бюджета). В июле 2016 действие льготы было продлено Правительством РФ до 2030 года.

Критика

В железнодорожной печати критиковалась грубость и невнимательность контролёров ОАО «ЦППК» и сопровождающих их охранников во взаимоотношениях с пассажирами, перенаселённость пригородных электропоездов в часы пик, работа билетных касс, большие интервалы в движении электропоездов. В марте 2016 года произошёл скандальный случай нападения контролёров ЦППК вместе с охранниками на снимавшего их в электропоезде пассажира: контролёры и охранники начали неправомерно хватать его и вырвали из его рук планшет, а при его попытке вернуть имущество избили; впоследствии напавшие контролёры были уволены и в отношении них и охранников возбудили уголовное дело.

Критиковалась также чрезмерно многочисленная «армия контролёров и их охранников» ЦППК в пригородных поездах, — что резко контрастирует с полным отсутствием контролёров в электропоездах Московского центрального кольца, где перевозчиком является ДОСС РЖД. Грубость контролёров ЦППК объяснялась их низкой зарплатой (9-10 тыс. рублей), сдельной формой оплаты труда и вытекающей из этого необходимостью обилетить и взыскать за услуги с максимального числа пассажиров.

В июле 2017 года начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер подверг критике компании-перевозчики ОАО «ЦППК» и ООО «Аэроэкспресс» за отказ от применения в их электропоездах рекуперативного торможения. Все расходы за использование электроэнергии частными компаниями-перевозчиками ложатся на ОАО «РЖД», а самим частным компаниям на уровне Правительства России установлены значительные финансовые преференции, включая льготную 1-процентную ставку за использование инфраструктуры РЖД. Отказ от применения рекуперативного торможения приводит к увеличенному сверх меры расходу электроэнергии на тягу поездов, вызывает существенные финансовые потери бюджета ОАО «РЖД». Представитель ЦППК не смог дать объяснение на технико-технологическом совете железной дороги, сославшись на некомпетентность.

Летом 2017 года ЦППК потерпела ущерб от группы хакеров, причинивших ущерб на сумму 2 миллиона рублей. С помощью разработанной вредоносной программы хакеры получили доступ к локальной сети ЦППК, включая ключи шифрования, и скопировали информацию, а похищенные данные использовали для самовольного пополнения баланса проездных билетов, которые затем продавались пассажирам и использовались самостоятельно.

В ноябре 2017 года ЦППК обновила программное обеспечение по продаже проездных документов, а также программное обеспечение турникетов, в результате чего множество пассажиров столкнулось с трудностями при проходе через турникеты с абонементами «Большая Москва» и социальными билетами, никаких официальных и публичных комментариев ЦППК не даёт.

В марте 2018 года держатели Социальных карт Студента (СКС) столкнулись с невозможностью записи льготных абонементов на карту.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна