Эдвардс, Джонатан (проповедник)


Джонатан Эдвардс (Jonathan Edwards; 5 октября 1703 — 22 марта 1758) — американский конгрегационалист-проповедник из города Нортгемптон, который отстаивал возвращение к пуританскому образу жизни первых колонистов. Считается величайшим богословом и проповедником эпохи Великого пробуждения.

Биография

Сын настоятеля церкви в Коннектикуте. С 13 лет посещал Йельский университет. В ранние годы выработал своеобразное богословское учение, соединяющее воззрения французских гугенотов (мир должен познаваться как воплощение божественного замысла), Джона Локка (сенсуализм: «ничего нет в разуме, чего не было бы ранее в чувствах») и Исаака Ньютона (которого признавал величайшим человеком своего времени).

Как вождь «новосветников» Эдвардс не признавал арминианскую доктрину свободной воли и требовал внушения ужаса перед Богом даже малым детям. В Энфилде 8 июля 1741 г. он произнёс нашумевшую проповедь «Грешники в руках разгневанного Бога», настолько напугав своих слушателей последствиями божественного гнева, что многие падали в обморок, вскрикивали и бились в судорогах:

Каждый, кто ещё не принял Христа, сейчас пробудись и спасайся от грядущего гнева. Вне всякого сомнения гнев Всемогущего Бога пребывает над каждым неспасенным грешником, живущим в этом мире. Бегите из этого Содома!

В телесных проявлениях экзальтации «пробужденцы» видели неоспоримый знак присутствия Святого Духа, однако сам Эдвардс не считал их существенными, отвергая крайности ривайвелизма. В этом смысле он был близок к «старосветникам» вроде Чарлза Чонси, которые признавали единственным мерилом подлинной веры не вспышки экзальтации, а постоянство в добродетели на протяжении всей жизни.

Оказавшись в центре полемики между «новосветниками» и «старосветниками», Эдвардс в 1750 году был уволен собственными прихожанами. После этого занялся миссионерской деятельностью среди индейцев и снискал на этом поприще большой авторитет. В последний год жизни Эдвардс был избран президентом Принстонского колледжа в Нью-Джерси, но вскоре умер во время эпидемии оспы. Ему посвящено стихотворение Борхеса из книги «Иной и прежний».

Философские взгляды Дж. Эдвардса

Эдвардс самостоятельно и независимо от Беркли прошел его путём и фактически вывел формулу esse est percipi (существовать — значит быть воспринимаемым).

— Покровский Н.Е. Ранняя американская философия. М., 1989. — С. 215.

Выдающиеся потомки

Известность многих потомков Эдвардса приводилась в качестве доказательства истинности положений евгеники. К 1900 году общая численность потомков Джонатана Эдвардса составляла 1 394 человека, среди которых было:

  • 1 295 выпускников колледжа;
  • 13 руководителей самых известных американских колледжей (фактически — ВУЗов);
  • 65 преподавателей высшей школы;
  • 60 врачей, многие из которых были выдающимися;
  • более 100 священнослужителей и теологов;
  • 75 офицеров Армии и Флота США;
  • 60 известных писателей;
  • более 100 практикующих юристов;
  • 30 судей;
  • 80 чиновников высокого ранга (в том числе один Вице-президент США);
  • 3 члена Сената США;
  • несколько должностных лиц среднего (в масштабах страны) ранга, а также несколько управляющих железными дорогами, банками, страховыми компаниями и крупными промышленными предприятиями.

Никто из потомков Эдвардса не был осужден за совершение какого-либо преступления. По крайне мере, какие-либо данные об обратном отсутствуют.

Труды Джонатана Эдвардса

  • Проповедь «Грешники в руках разгневоного Бога»
  • Советы новообращенным(1.1722-1723 —70 резолюций,2.письмо Деборе Хэзервэй)
  • Божья ли это работа?
  • Подлинное переживание!
  • Религиозные чувства
  • Признаки работы Духа истины
  • Свобода воли
  • Джонатан Эдвардс о Возрождении(1.Повествование об удивительных обращениях в веру,2.Отличительные черты работы Духа Божьего,3.Рассказ о религиозном возрождении в Норгемптоне в 1740—1742 гг.)[1][2]


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!