Древнеармянская поэзия


Древнеармянская поэзия — совокупность работ армянских поэтов, живших между V—XVIII веками включительно

Поэзия V—IX веков

Духовная песня, которую исполняли во время религиозных обрядов являлся одним из инструментов распространений христианской религии. Первые произведения такого жанра являлись, в основном, переводами греческих гимнов, которые поспособствовали зарождения оригинальных текстов. Самый популярный жанр армянских религиозных гимнов — шараканы, чьи древнейшие образцы приписываются жившим в V веке Сааку Партеву, Месропу Маштоцу и Иоанну Мандакуни. Примечательно, что уже в начальный период зарождения шаракана, кроме общехристианских идей, в них нашли своё отражение важнейшие события национальной жизни. Так, например, в шараканах Мандакуни прославляются основоположники армянской церкви и национальной веры Григорий Просветитель, Саак Партев и Месром Маштоц, который подобно Моисею «принес скрижаль заповедей на землю армянскую». В VII—VIII веках армянская духовная гимнография вступила в новую фазу своего развития, который характеризуется углублением национальной сути жанра, обогащением его содержания, усовершенствованием методов выражения. Один из лучших произведений этого периода акростих их 36 строф «Андзинк нвиреалк» Комтаса Ахцеци, написан по количеству букв в армянском алфавите. Духовную гимнографию своими произведениями обогатили особенно Степанос Сюнеци, Саак Дзоропореци и Ованес Одзнеци. В числе поэтов VIII века встречаются также женщины — Хосровидухт и Саакдухт. Последняя сочиняла также музыку к своим произведениям.

Зарождение светской поэзии

Первый памятник армянской светской поэзии «Плач на смерть великого князя Джеваншира» поэта конца VII века Давтака Кертога. Текст сохранился в «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каганкатваци. Согласно «The Oxford History of Historical Writing» «раздел о подвигах Джеваншира завершается самым ранним дошедшим до нас примером светской армянской поэзии со времён принятия христианства...».

X—XII века

Литература X—XII веков, как особый исторический этап со своим новым художественным качеством, стала отражением произошедших перемен в политической, экономической и общественной жизни Армении. Продолжая прежние традиции с точки зрения анализа насущных проблем, литература ещё больше приблизился к обыденной жизни. Имея, в основном, всё ещё религиозное воззрение, она нередко проявляет стремление к новым эмоциональным оттенкам. С позиции гуманизма, патриотизма и прочих высоких идей, литература воспевает природу, людскую красоту, внешние и внутренние достоинства человека — силу и добродетель. Утверждается надобность более реалистического воссоздания человеческих взаимоотношений и психологии. В этот период поэзия переживает беспрецедентный подъем. В поэтической форме иногда сочиняются наставления, оды, мартирологи, проповедь, грамота, колофон и т. д. Пишутся разнообразные и масштабные стихотворения, прототип поэмы в армянской средневековой литературе, философские стихи, айрен, кафа, загадка. Подъем поэзии в первую очередь связано с именем Григора Нарекаци.

Григор Нарекаци

Григор Нарекаци — крупнейший религиозный поэт в истории Армении. Наиболее известен как автор поэмы «Книга скорбных песнопений», состоящей из девяносто пяти глав. Каждая глава посвящена теме отлучения и воссоединения с Богом. Поэт пишет о своих страданиях в разлучении от Бога, вызванной его греховностью, и о стремлении к единству с ним. По мнению Роберта Томсона рифма Нарекаци напоминает арабскую просодию садж. В конце поэмы он упоминает о наступлении «победоносного и великого императора римлян Василия» на северо-западную Армению в 1000 году.

Дальнейшее развитие поэзии

Хотя Нарекаци осуществил значительный шаг в усовершенствовании техники рифмы, всё же основная заслуга в этом принято связать с именем Григора Магистроса. В его «Письмах» сохранились светские и религиозные таги, оды, наставления, один из которых — «Луак те екн...», написан ярким патриотическим пафосом. Однако главное поэтическое произведение Магистроса это написанная в 1045 году поэма «Тысяча строк к Мануче» — краткое стихотворное переложение Библии. Поэма оставила свой отпечаток в истории национальной поэзии главным образом своей совершенной метрической техникой.

С литературными достижениями Григора Нарекаци тесно связано поэма «Панегирик божественной колеснице» жившего в XI веке Вардана Анеци. Имея в основе своём христианское восприятие мира, своей тематикой он стремится в прошлое, вплоть до языческие времена. Поэма отличается ярким художественным стилем, искренним вдохновением, единством содержания и структуры.

В начале XII столетия масштабным произведением «Заупокойная элегия о кончине блаженного и святого Католикоса армян Григория Мартирофила» Вардана Айказна зарождается жанр биографической поэмы․ Она была написана в связи со смертью Григория Мартирофила в 1105 году.

Для дальнейшего развития литературы велика роль Ованеса Саркавага. Лишь незначительная часть его богатого литературного наследия сохранилась до наших дней — плач, несколько шараканов, и 188-строчная поэма «Мудрая беседа, которую вёл в час прогулки философ Ованес Саркаваг с птицей, именуемой пересмешник». В последнем Саркаваг развивает идею о том, что основой истинного искусства является природа, поэт должен исследовать природу как источник вдохновения. Согласно поэту, искусство создается по подобию природы, чем она стремится к естественности тем она более совершенна.

Высокий уровень поэтического искусства отражают сохранившиеся произведения Григора Марашеци. Религиозные по своему духу его творения, в том числе и «Плач» («Вайгирк»), претендовали на новое художественное качество. Они представляют собой лирическое отражение реальных событий, написаны под заметным влиянием народных песен и «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци.

В поэтическом наследии Нерсеса Ламбронаци особое место занимают более двадцати шараканов, в которых он продолжил литературные традиции Нерсеса Шнорали. Его 938-строчная «Панегирическое повествование жития великого патриарха владыки Нерсеса Клаеци, католикоса армянского» посвящена жизни и деятельности Нерсеса Шнорали.

С точки зрения связывающего звена со следующим этапом классической поэзии значительна роль Григора Тга. Написанная в 1189 году его около 3000-строчная эпико-лирическая поэма «Плач по Иерусалиму» выражает идею независимости Киликийской Армении.

Нерсес Шнорали

Нерсес Шнорали и Мхитар Гераци, средневековая рукопись

Значимым поэтом XII века являлся Нерсес Шнорали. Шнорали жил и писал в тяжелый исторический период, когда армяне вынужденно эмигрировали в Сирию, Киликию и другие места, вели борьбу за свою автономию от византийских и региональных правителей. Усиливающаяся тенденция к поэтическому слову побудило писателей и переводчиков осуществить переложения самых разных нарративов — исторических, дидактических, научных и литературных — в стихи в манере Гомера, Давида, Соломона и Иеремии, часто преобразовывать прозаические тексты в поэзию. Шнорали писал в этой среде, сочиняя в широком спектре жанров. Воспитанный как священник, а в 1166 году помазанный в католикосы, Шнорали был приверженцем национальных и церковных интересов. Всё это нашло своё отражение написанном в 1145 году исторической поэме «Элегия на взятие Эдессы». Произведение являлось первым в своем роде в армянской литературе. В нём рассказывается о разрушении Эдессы годом ранее и расправе над её христианским населением сельджуксими войсками Имад ад-Дина Занги. Шнорали ввёл несколько нововведений, в т.ч. персонификацию и пятисложный ямб, ставший эталоном для последующих поэтов. Работа поспособствовало укреплению плача как доминирующей поэтической формы, а также был источником вдохновления для многих поколений последующих авторов.

XIII—XVI века

Несмотря на тяжелые политические условия XIII—XVI веков, благодаря культурным и образовательным центрам как в Армении так и в диаспоре, удаётся сохранить накопленное интеллектуальное наследие. Создаются новые памятники поэзии. Развивающаяся переводная литература продолжает обогащать национальную словесность. Одним из важных событий культурной жизни этого периода стало зарождение в 1512 году армянского книгопечатания в Венеции. Литература ещё более приближается к жизни. Вместо вымирающего классического древнеармянского господствующим литературным языком становится среднеармянский язык. Увеличивается удельный вес поэтического слова, его общественное и идеологическое значение. Становясь достоянием широких масс лирика ещё больше приближается к фольклору, находит общие пути соприкосновения с народными песнями, его методами мышления и создания образов. Частые поэтические формы — похвала, жалоба, наставление, плач, айрен и кафа, в которых рассматриваются темы любви, природы, социального положения, скитания и морали. Эти произведения выражают горести народа а также отдельного индивида, патриотические чувства, содержат философские раздумья об общественном положении, смерти, души и тела. Постепенно религиозные тенденции оттесняются на второй план. Начиная с XIV века создаются такие таги, в которых, в противоположность догмам христианского вероучения, предпочтение даётся земным устремлениям человека. Посвященные Богородице, апостолам, общехристианским, национальным святым и святыням таги выражают больше мирские нежели религиозные явления. Тенденция частично заметна даже в шараканах и гандзах написанных для религиозных обрядов. Лучшие образцы этих жанров связаны с авторами XIII–XIV веков Хачатура Таронаци, Вардана Аревелци, Акопа Клаеци, Мхитара Айриванеци, Ованеса Плуз Ерзнкаци, Геворга Скевраци, Киракоса Ерзнкаци, Григора Хлатеци. В XV веке, однако, эти жанры в целом переживают упадок.

Создаются многочисленные эпические, эпико-лирические и поучительные поэмы, посвященные героическим периодам истории Армении в целом или отдельным персонажам. Выполняются поэтические обработки отдельных тем из Священного Писания, художественное воспроизведение разных вопросов науки.

В богатое литературное наследие Ованеса Плуз Ерзнкаци входит также религиозное и светское поэтическое творчество. Написанные с большой эмоциональностью плачи и шараканы, которые он посвящал Богородице, Григорию Просветителю, Нерсесу Великому и другим святым, выражали личную драму автора, его идеи национального возрождения. Светская поэзия Ерзнкаци представляет собой философское размышление о разных вопросах человеческого бытия. Он первый армянский поэт затронувший тему эмиграции. Автор космографической «Поэмы о небесных украшениях».

Важное место в светской поэзии XIII—начала XIV веков занимает Фрик. Его сохранившиеся до наших дней около 50 стихотворений отражают обыденную жизнь в период монгольского господства в Армении. Фрик выражал интересы угнетенных народных масс. Даже в тех произведения, где автор с позиции мистицизма затрагивал темы смерти или жизненной суеты, ощущается простолюдинный дух. В «Жалобе» и других произведениях, признанных в числе лучших в армянской гражданской поэзии, Фрик основал социальный жанр. Используя разные стихотворные приёмы он отображал контрасты бытия, правовое, экономическое и другого рода неравенство разных слоёв общества. Фрик протестовал против национального угнетения. Часть стихов поэт осознанно писал на стреднеармянском языке.

Примечательным произведением времени является «Плач у врат св. Катогикэ» Степаноса Орбеляна. Она написана 1300 года и выражает патриотические идеи автора. Орбелян оплакивал потерю независимости Армении, призывал разбросанных по разным странам мира армянам, возвращаться на родину.

Современником Орбеляна был Хачатур Кечареци. Его творчество показывает психологический облик средневекового человека. Осуществив редакцию древнеармянского перевода «Истории Александра Великого», он написал к разным его главам более 100 кафы — восьмистрочных лирических стихов светского характера. В его плачах и наставлениях нашли отражение как религиозные так и светские идеалы и представления автора. В стихах, выделяющихся своей лаконичностью, Кечареци использует красочные образы природы.

Свидетельством высокого развития поэзии является творчество Костандина Ерзнкаци. Произведения Ерзнкаци, часто носящие нравственно-поучительный характер, выражают личные переживания автора. Ерзнкаци зачинатель любовной лирики в армянской поэзии. Важное место в его творчестве занимают тематика природы и женской красоты.

Ованес Тлкуранци воспевает любовь без иносказаний. Он ставит его выше религиозной принадлежности. Тлкуранци иногда синтезирует тематику любви и природы. Автор ряда нравственно-поучительных стихов. Ему приписываются несколько любовных айренов.

XVII—XVIII века



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!