Чарльз Сандерс Пирс (англ. Charles Sanders Peirce; 10 сентября 1839, Кембридж, Массачусетс — 19 апреля 1914, Милфорд, Пенсильвания) — американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики.
Ввёл в философию термин фанерон, предложил концепции тихизма, синехизма, прагматицизма. В логику — абдукцию, стрелку Пирса, в картографию — проекцию Пирса. Немецкий философ Апель назвал Пирса «Кантом американской философии». Предвосхитил некоторые из основных идей Поппера.
Значительная часть творческого наследия Пирса существует в виде неопубликованных при его жизни рукописей, интерес к систематическому изучению которых пробудился ближе к середине 20 века — особенно со стороны исследователей-«пирсоведов» из США, где он известен прежде всего как один из «отцов прагматизма».
Родился в Кэмбридже (Массачусетс), сын Бенджамина Пирса, профессора астрономии и математики в Гарвардском университете.
В 1863 получил степень магистра по химии.
В октябре 1862 года женился на Зине Фэй (Melusina Fay), известной американской феминистке. Вскоре после официального развода с ней в 1883 году женился на Джульетте Фруасси, женщине неясного происхождения, предположительно уроженке Франции, с которой и жил до самой смерти.
Всю жизнь страдал от лицевой невралгии, негативно влиявшей на уравновешенность характера и общительность, однако со времени обучения в Гарварде в круг его друзей входили Фрэнсис Эббот, Уильям Джемс и Чонси Райт. Вместе они составили так называемый Метафизический клуб.
С 1867 года — член Американской академии искусств и наук, с 1877 — член Национальной академии наук США.
Работал в астрономической лаборатории на должности ассистента, в 1877 году предложил определить эталон метра кратно длине волны светового излучения определенной частоты
В 1879 назначен преподавателем логики в университете Джонса Хопкинса. Это был единственный академический пост в жизни учёного.
Умер в нищете.
Концепция синехизма является частью творческого наследия Пирса, относящейся к философии. Пирс предложил термин синехизм (англ. synechism), ставший итогом его философских размышлений на тему непрерывности, являющейся основополагающим понятием для современной математики и физики. По Пирсу, синехизм предполагает существование некого способа градации по степени непрерывности.
Эти философские рассуждения стали продолжением его математических исследований, результаты которых он изложил в работе "Порядки бесконечного", датированной 1860 годом . В ней он самостоятельно сформулировал базовую идею для определения кардинальных чисел, сделав это раньше, чем Георг Кантор, опубликовавший аналогичное исследование на тему иерархии алефов лишь в 1895 году. Идея о том, что можно хотя бы на качественном уровне, но всё же различать, оценивать, иерархически упорядочивать "непрерывное" (по аналогии с тем, как математики проделывают это с "бесконечным") настолько воодушевила Пирса, что он назвал ее "мастер-ключом, открывающим двери философии".
Пирс полагал, что с философской точки зрения подлинной непрерывностью обладают лишь пространство, время, законы природы, логики и прочие фундаментальные закономерности бытия Понятие синехизма понадобилось Пирсу, чтобы выразить свою идею о том, что ("сильная") непрерывность Времени, Пространства и Законов заведомо превосходит любую другую ("слабую") непрерывность: все прочее тоже можно называть непрерывным, но лишь условно, упрощая, с некоторой натяжкой, находясь при этом в рамках тех или иных (философских, математических и пр.) спекуляций.
Философское различение Пирсом градаций непрерывности имеет также и теологический аспект. Так, в рукописях 1893 года «Бессмертие в свете синехизма» и других Пирс утвердительно отвечает на вопрос о бессмертии души с позиций синехизма. Согласно синехизму Пирса, душа не исчезает, не прерывает свое бытие после смерти, продолжая свое существование в духовном и общественном сознании человечества, а также, - что самое главное, - в силу ее принадлежности, общности с некими фундаментальными, "архетипическими" идеями, истинами и законами устройства Вселенной, обладающими свойством Непрерывности в высшем ее проявлении.
Сходные (на качественном уровне) мысли и формулировки можно найти, например, у Фомы Аквинского, который утверждал, что оmnе ens est unum ("все сущее едино"), подразумевая, что степень ("градус") единства нарастает по мере приближения к единому источнику Бытия, т.е. к Богу.