Михин, Борис Александрович

14.12.2020

Борис Александрович Михин (1881, Российская империя — 11 апреля 1963, Москва, СССР) — российский и советский кинорежиссёр, художник, сценарист, организатор кинопроизводства, один из основателей киностудии «Мосфильм».

Биография

Родился в 1881 году. В 1903 году поступил на правоведческий факультет Санкт–Петербургского университета. Не завершив обучения, ушёл добровольцем на русско-японскую войну.

В 1909 году окончил юридический факультет Харьковского университета, занимался живописью и скульптурой, изучал историю искусств, работал декоратором в Харьковских театральных антрепризах.

В 1910 году переехал в Москву, работал скульптором–художником Московского художественного театра. С 1910 года — художник-декоратор, в 1913 году — заведующий художественной частью в «Торговом доме А. Ханжонкова», осенью 1913 года перешёл в кинофирму А. Г. Талдыкина. Один из создателей фундусной системы декораций в кино, которая впервые была применена в фильме П. И. Чардынина «Крейцерова соната» (1911).

С началом Первой мировой войны был призван в ряды действующей армии, служил в санитарном отряде, за храбрость был награждён Георгиевскими крестами. В 1916 году начал работать на киностудии Скобелевского комитета, вскоре став её производственным директором. В 1917 году совместно с А. С. Ивониным снял свой первый фильм «Царь Николай II, самодержец Всероссийский». В 1918 году В. И. Ленин рекомендовал послать этот фильм в США для ознакомления американцев с жизнью дореволюционной России.

В 1918 году — заведующий киноателье Московского кинокомитета. Режиссёр А. Е. Разумный, осуществлявший по договору с Кинокомитетом постановку кинофильма «Восстание» (1918), в своих воспоминаниях отмечал «изумительную энергию» и высокие организаторские способности Б. А. Михина, который в самый короткий срок «умудрился полуразрушенный павильон превратить в хорошо оснащённое (по тем временам, конечно) кинематографическое предприятие». Постановщик ряда немых кинофильмов.

С 1921 года работал во Всероссийском фотокинематографическом отделе (ВФКО) Наркомпроса РСФСР, с июня 1921 года — заведующий отделом производства ВФКО.

В 1923 году — заведующий производственным подотделом Госкино, член художественного совета Госкино. В 1924—1925 годах — директор 1–й фабрики Госкино. Открыл миру С. М. Эйзенштейна. В начале 1923 года привлёк его к работе в кино и помог преодолеть первые неудачи, разрешив под свою ответственность продолжить съёмки кинофильма «Стачка», о чём С. М. Эйзенштейн вспоминал с благодарностью, отмечая «заботливую руку» директора киностудии, его проницательность и интуицию.

Один из основателей «Мосфильма». 30 января 1924 года, день премьеры первого полнометражного фильма студии «На крыльях ввысь» режиссёра Б. А. Михина, принято считать днём рождения киностудии. Впервые в практике советского кино в фильм были введены хроникальные кадры с одним из вождей революции Л. Д. Троцким.

Входил в инициативную группу по созданию АРК.

С 1925 года — режиссёр 3-й фабрики Госкино. Снял первый советский боевик «Абрек Заур» (1926), который был признан шедевром немого кино и прошёл с большим успехом в прокате в СССР и за рубежом.

Член центрального бюро фотокиносекции при ЦК Всерабис (1925). Заведующий учебной частью Государственного техникума кинематографии (1926).

Осенью 1926 года был арестован по делу шестнадцати руководящих работников «Госкино» и «Пролеткино», обвинённых в бесхозяйственности и злоупотреблении служебным положением. 22 апреля 1927 года в ходе судебного заседания Московского губернского суда был оправдан.

В дальнейшем режиссёрская практика Б. А. Михина проходила на национальных студиях, где он поставил ряд историко-этнографических картин.

В 1934 году, работая на Бакинской кинофабрике, был вновь арестован, провёл в заключении несколько месяцев. Деятели советского кино С. М. Эйзенштейн, Э. К. Тиссэ, Е. А. Иванов- Барков, Г. В. Гибер и др. выступили с коллективным письмом в его защиту.

После освобождения отошёл от активной работы в кино, лишь изредка участвуя в съёмках, как декоратор, увлекался изобретательством. В 1939 году под его руководством была разработана конструкция макета Змея Горыныча для кинофильма А. А. Роу «Василиса Прекрасная».

В период Великой Отечественной войны участвовал в ликвидации последствий налётов немецкой авиации в Москве.

В 1943—1944 годах работал старшим инспектором в отделе рабочего снабжения Наркомата электростанций СССР.

В конце 40-х — начале 50-х годов — начальник костюмерного цеха на киностудии «Мосфильм».

Автор воспоминаний о В. А. Старевиче «Художник-чудесник» и других очерков, в большей части оставшихся неопубликованными.

В связи с пятидесятилетием отечественного кинопроизводства был награждён почётной грамотой Министерства культуры СССР (1957).

Скончался 11 апреля 1963 года в Москве.

Семья

  • жена — Нина Павловна Гонтарь–Михина (? — 1978), актриса, работала в Театре киноактёра.
  • брат — В. (имя неизвестно) Александрович Михин, театровладелец, оператор, директор харьковского кинотеатра «Модерн» (1907—1917), принимал участие в съёмке 20-и сюжетов.

Фильмография

Режиссёр

  • 1917 — Товарищь Елена / Елена Чернецкая
  • 1917 — Царь Николай II, самодержец Всероссийский (совм. с А. Ивониным)
  • 1923 — На крыльях ввысь
  • 1926 — Абрек Заур / Заур-бек / Закон гор
  • 1929 — Князь Церен / Безродный / Мудрёшкин сын
  • 1930 — Два ключа

Художник

  • 1913 — Горе Сарры
  • 1913 — Домик в Коломне
  • 1913 — Дядюшкина квартира
  • 1913 — Княгиня Бутырская
  • 1913 — Обрыв
  • 1913 — Ночь перед Рождеством
  • 1914 — Царь Фёдор Иоаннович
  • 1916 — На Варшавском тракте / Дочь кочмаря / Чёрные вороны (совм. с И. Суворовым)
  • 1917 — Радотель — рыцарь лёгкой наживы (совм. с И. Суворовым)
  • 1917 — Царь Николай II, самодержец Всероссийский
  • 1918 — Выстрел
  • 1918 — Попрыгунья
  • 1918 — Флавия Тессини

Сценарист

  • 1916 — Поймёт, кто любит
  • 1923 — На крыльях ввысь (совм. с И. Леоновым)
  • 1930 — Два ключа (совм. с С. Виткиным)

Библиография

  • Первое знакомство // Эйзенштейн в воспоминаниях современников / сост.-ред. Р. Н. Юренев. — М.: Искусство, 1974. — С. 168—174. — 421 с.
  • Рождение фундуса // Из истории кино. Вып. 9. Публикации. Забытые ленты. Литература и кино. Мемуары. Поиски, находки / ред. С. С. Гинзбург. — М.: Искусство, 1974. — С. 148—154. — 190 с.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна