Веданта-сутры


Веданта-сутры, или Брахма-сутры, — сутры, входящие в «тройственный канон» (прастханатрайя) веданты, основанные на логическом рассуждении (ньяя), систематически излагающие Упанишады. Авторство приписывается Бадараяне.

Автор и время создания

Бадараяна скорее всего личность собирательная и легендарная. Традиционно Бадараяну отождествляют с Вьясой, мотивируя тем, что остров, на котором родился Вьяса, был покрыт ююбой (бадари), и тем, что одно из его имён было Бадараяна.

Среди учёных не существует единого мнения о дате составления «Веданта-сутр». Предлагаются различные даты в диапазоне от V века до н. э. до V века н. э. Абсолютное большинство исследователей придерживается мнения, что «Веданта-сутры» были составлены где-то в период со II века до н. э. по II век н. э.

По мнению ряда российских исследователей «Веданта-сутры» возникли не раньше III—IV веков н. э.

Структура текста

Эти сутры представляют собой небольшое произведение, предложения которого состоят по большей части из двух-трёх слов, в основном существительных, связанных между собой падежной зависимостью. Всё это не позволяет понять Брахма-сутры без дополнительных разъяснений, а поэтому так важны комментарии к основному тексту, написанные практически во всех значимых течениях индуизма.

Текст состоит из 555 афоризмов (сутр), разбитых на четыре главы (адхьяя). Первая глава — «Саманвайя» («гармония», «единство»), объясняет, что тексты Вед и веданты говорят о Брахмане, окончательной действительности, которая является целью жизни. Вторая глава — «Авиродха» («отсутствие противоречий»), обсуждает и опровергает возможные возражения против ведийского знания. Третья глава «Садхана» — («средства»), описывает процесс достижения окончательного освобождения. Четвёртая глава — «Пхала» («плод»), говорит о благе, которое достигнуто в заключительном освобождении.

Учение

Если Упанишады являются в веданте основанием откровения (шрути-прастхана), а Бхагавадгита — основой памятования традиции (смрити-прастхана), то Брахма-сутры выступают основой логико-эпистемологических (ньяя) рассуждений.

Комментаторская традиция

По мнению Сурендранатха Дасгупты и Хадзимэ Накамуры, в комментариях Бхаскары значение «Веданта-сутр» изложено наиболее адекватно, непредвзято и без предрассудков. Индологи В. С. Костюченко и H. В. Исаева аналогично утверждают, что Бхаскара лучше других прокомментировал сутры Бадараяны.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!