Неаполитанская гавань

14.12.2020

«Неаполитанская гавань», также «Неаполитанский порт» (нидерл. Zicht op Napels) — картина фламандского живописца Питера Брейгеля старшего. Создана в 1558 году. Хранится в Галерее Дориа-Памфили в Риме.

Описание

Хотя авторство этого морского пейзажа не общепризнанно, неоспоримо сходство основных мотивов картины с эстампом, матрицу для которого по рисунку Брейгеля выгравировал в 1561 году Франс Хэйс («Морская битва в Мессинском проливе»), а опубликовал гравюру Иероним Кок. Брейгель уже раньше изображал пейзажи итальянского побережья, например, на рисунке, хранящемся в Роттердаме (Музей Бойманса — ван Бенингена), или на приписываемой ему картине «Битва в Мессинском проливе» (1552—1554, Нью-Йорк, частное собрание). Правда, и на рисунке, и на картине почти наверняка угадывается берег моря между Мессиной и Реджо-ди-Калабрия. И в пейзаже, служащем задним планом в картине «Триумф смерти» (около 1562), также, угадываются воспоминания о южных берегах.

В описаниях коллекционеров Брейгеля насчитывается два морских пейзажа: один принадлежал кардиналу Перрено де Гранвелю (в инвентаре 1607 года), второй — Питеру Паулю Рубенсу (1640). Непонятно, идет ли речь о «каноническом» виде на порт в Неаполе или же, если и в самом деле, как утверждают, на картине виднелись какие-то взрывы, это было батальное полотно, посвященное какой-то морской битве.

На картине, слева направо, заметны крепость Ово, башня Сан-Виченцо и Анжуйская замковая башня. Справа — вулкан Везувий, а мол идеализированный: в то время волнорез совсем не был похож на правильный полумесяц, изображенный художником. Города на юге Италии Брейгель посещал, самое позднее, годом ранее, поэтому эта картина, скорее всего, была завершена после возвращения домой.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна