Механизация сельского хозяйства на Кубе


Механизация сельского хозяйства на Кубе — это процесс внедрения сельскохозяйственной техники в сельское хозяйство Республики Куба, ставший важным фактором повышения продуктивности сельского хозяйства страны.

История

По состоянию на начало 1930-х годов Куба представляла собой типичную тропическую полуколониальную страну. Основой экономики являлось монокультурное сельское хозяйство. Основными экспортными товарами являлись тростниковый сахар и табак (в 1934 году они составляли свыше 90 % объёма экспорта), в меньшей степени — кофе, какао, тропические фрукты (бананы, ананасы, грейпфруты и др.), кокосовые орехи и ценные породы дерева (в частности, красное дерево и испанский кедр). При этом, посевы кукурузы, риса и пшеницы для внутреннего употребления были сравнительно невелики, и не обеспечивали потребности страны в продовольствии (35 % импорта составляли продукты питания).

В 1958 году в стране насчитывалось всего 9 тысяч тракторов.

1959—1991

После победы Кубинской революции в январе 1959 года США прекратили сотрудничество с правительством Ф. Кастро и стремились воспрепятствовать получению Кубой помощи из других источников. Власти США ввели санкции против Кубы, а 10 октября 1960 года правительство США установило полное эмбарго на поставки Кубе любых товаров (за исключением продуктов питания и медикаментов).

Поскольку в 1959 году Куба являлась отсталой аграрной страной с преобладанием экстенсивного сельского хозяйства и избытком малоквалифицированной рабочей силы (четверть взрослого населения была неграмотной), используемой сезонно. У республики не было реальных возможностей (необходимых накоплений для капиталовложений, валютных резервов и квалифицированной рабочей силы) для быстрой индустриализации и создания многоотраслевой экономики, в первые годы после революции был взят курс на преимущественное развитие и техническое оснащение традиционных отраслей сельского хозяйства (выращивание сахарного тростника и животноводство), а также связанных с ним пищевых производств.

Во время Карибского кризиса в октябре 1962 года корабли военно-морского флота США установили военно-морскую блокаду Кубы в виде карантинной зоны в 500 морских миль вокруг берегов Кубы, блокада продолжалась до 20 ноября 1962 года. Имевшее основания опасаться возобновления блокады острова в условиях продолжавшейся "холодной войны", правительство активизировало деятельность по достижению продовольственной независимости страны от импорта продовольствия.

Одним из приоритетных направлений деятельности стала механизация сельского хозяйства, начавшаяся с начала 1960х годов и проходившая при помощи СССР и других социалистических стран.

  • уже в октябре 1961 года в СССР прибыла первая тысяча кубинцев для обучения на трактористов, механизаторов и рабочих ремонтных мастерских.

По заказу Кубы разрабатывались специализированные образцы техники (в качестве примера можно привести тростниково-уборочные комбайны и автопогрузчики для сахарного тростника).

В 1963 году, после того, как из СССР были получены первые погрузчики, началась механизация процесса уборки сахарного тростника. В 1964 году в сельском хозяйстве уже работали 500 сахароуборочных комбайнов и 18 тыс. тракторов советского производства.

В 1969 году с использованием средств механизации в стране убирали 50 % урожая сахарного тростника.

В 1970 году в стране было 43,3 тыс. тракторов, а также 8,4 тыс. автопогрузчиков и 2,4 тыс. тростниково-уборочных комбайнов.

В 1975 году в стране было 54 тыс. тракторов.

В 1980 году в сельском хозяйстве Кубы насчитывалось 70 тыс. тракторов, несколько тысяч комбайнов по уборке сахарного тростника, риса и силосных культур, а также сотни автопогрузчиков сахарного тростника. В сафру 1980/1981 гг. с помощью тростниково-уборочных комбайнов было снято около половины урожая (механизация трудоёмкого процесса уборки тростника позволила сократить число рубщиков-"мачетерос" почти втрое по сравнению с дореволюционным 1958 годом - с 332 тыс. до 122 тыс. человек).

К этому времени были построены несколько предприятий по ремонту и техническому обслуживанию автомашин и сельскохозяйственной техники (завод в городе Сьенфуэгос по производству дизельных двигателей; завод в городе Ольгин по выпуску запчастей к сельхозтехнике, ремонту и модернизации комбайнов для уборки сахарного тростника; завод в Гаване по производству запчастей к сельхозтехнике и др.), а также сеть авторемонтных мастерских.

В целом, в период с 1960 до 1991 года уровень механизации сельского хозяйства страны стабильно возрастал.

После 1991

Распад СССР и последовавшее разрушение торгово-экономических и технических связей привело к ухудшению состояния экономики Кубы в период после 1991 года. Правительством Кубы был принят пакет антикризисных реформ, введён режим экономии. В это же время в гражданский сектор экономики передали часть автомашин вооружённых сил страны.

В октябре 1992 года США ужесточили экономическую блокаду Кубы и ввели новые санкции (Cuban Democracy Act).

В 1991—1994 годы экономическое положение было особенно тяжёлым, в стране производились отключения электричества, в связи с дефицитом топлива и запасных частей правительство было вынуждено вдвое сократить транспортный парк. В этот период происходит расширение использования гужевого транспорта, вьючных и верховых лошадей и верблюдов. Одновременно с сокращением машинно-тракторного парка начинается его старение.

В середине 1990х годов положение в экономике страны стабилизировалось. В следующие годы для замены техники советского и восточноевропейского производства Куба начала закупать автомашины и сельскохозяйственную технику в КНР и странах Латинской Америки.

12 марта 1996 года конгресс США принял закон Хелмса-Бёртона, предусматривающий дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой. Судам, перевозящим продукцию из Кубы или на Кубу, было запрещено заходить в порты США.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!