Мария Борисовна Ануфриева (род. 22 ноября 1977, Петрозаводск) — российская писательница, журналист.
Окончила филологический класс Державинского лицея, в 2001 году с отличием — факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, затем — аспирантуру там же. Во время учёбы была отмечена стипендией Правительства РФ за «выдающиеся успехи в обучении».
В 2002—2007 годы — старший преподаватель кафедры теории журналистики СПбГУ, читала курсы по дисциплинам «Теория и практика СМИ», «Право и этика СМИ», «Социология журналистики» и другим.
В 2013 году окончила курсы «Основы литературного мастерства» (литературная мастерская А. А. Аствацатурова, Центр дополнительного профессионального образования СПбГУКИ). Участвовала в Совещании молодых писателей при Союзе писателей Москвы (2012, 2013 — семинар прозы Е. А. Попова и А. Н. Курчаткина; 2014 — семинар критики Д. П. Бака и В. Е. Пустовой). Работает в сфере рекламы.
С композитором Ф. Клибановым организовала проект Суперпесня, объединяющий петербургских авторов и исполнителей.
Член Союза писателей Москвы (с 2013), Союза писателей Санкт-Петербурга (с 2014).
Дебютный роман «Медведь» вышел в издательстве «Время» (Москва) в 2012 году и был отмечен критикой (рецензии в журналах «Дружба народов», «Дети Ра», «Поэтоград», «Русский пионер»). Известный прозаик и публицист Александр Мелихов написал отзыв для обложки романа:
От прозы Марии Ануфриевой невозможно оторваться. Это очень страшно, потому что очень точно и очень правдиво. Но ужас не раздавливает, а мобилизует, потому что автор настоящий художник и настоящий… Если бы Мария Ануфриева была мужчиной, я бы знал, что сказать: настоящий мужчина. Но мужество женщины заставляет собраться с силами гораздо более повелительно. Поздравляю настоящих читателей с открытием настоящего писателя.
.
Весь этот человеческий «хоровод» показывает без прикрас одну жуткую истину: наше общество неизлечимо больно равнодушием и наплевательством, и отдельно взятая человеческая жизнь и судьба для него ничего не значат. «Диагноз» тем беспощаднее, чем выше в этой книге «градус реальности». Если это все не вымышлено, а списано с натуры… Без комментариев. Рождение книг об уродстве общества равнодушия и отчужденности — естественно, следствие глубоких социальных болезней. В этой тенденции Мария Ануфриева следует великой русской классике, критическому реализму В. Г. Белинского
— Литературный критик Елена Сафронова о романе «Медведь»
.
В марте 2014 года вышла журнальная версия романа «Карниз»; роман вошел в Лонг-лист премии «Русский Букер» и был номинирован на премию "Национальный бестселлер". В 2017 году в журнале "Дружба народов", №7, вышел роман "Доктор Х и его дети", который вошел в длинный список национальной литературной премии "Большая книга-2017" и стал лауреатом Литературной премии им Н.В. Гоголя в номинации "Шинель"
Публикует рассказы в литературных журналах «Знамя», «Дружба народов», электронных журналах Союза писателей Москвы «Кольцо А» и «Пролог».
Является постоянным автором старейшего литературного издания в России "Литературная газета"