Сибиряков, Александр Михайлович

15.12.2020

Александр Михайлович Сибиряков (26 сентября (8 октября) 1849 года, Иркутск — 2 ноября 1933, Ницца) — российский предприниматель, исследователь Сибири. Брат Константина и Иннокентия Сибиряковых.

Биография

Александр Сибиряков принадлежал к седьмому поколению одного из старых, богатых и влиятельных сибирских родов: его отец, Михаил Александрович Сибиряков (1815—1874), купец I гильдии, владел золотыми приисками, заводами, пароходством и Бодайбинской железной дорогой, а его состояние оценивалось в 4 млн рублей (недоступная ссылка).

В 1885—1895 годах был гласным Иркутской городской думы.

Предпринимательство

После смерти отца в 1874 году Александр принял в управление семейные золотые прииски и пароходные компании, приобрёл Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику. Помимо уже существовавших предприятий Сибиряков создал новые: в 1885 — «Ангарское пароходство» для организации буксирного движения по Ангаре до Братского острога, 1894 году — Амурское общество пароходства и торговли.

Но предприниматель вынашивал планы развития Сибири путём «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений её с соседними странами». Первые шаги Сибиряков предпринял сразу же, как вступил в права наследования. Он начал с содействия освоению Северного морского пути.

В 1890 году Главным начальником Уральских горных заводов ему было выдано свидетельство на поиски и разработку золотых россыпей и рудных месторождений в дозволенных местах Берёзовской округи Тобольской губернии.

В 1899 году продал свою шхуну «Енисей» тобольскому купцу А. А. Сыромятникову.

Исследование Северного Ледовитого океана

Сибиряков являлся одним из спонсоров полярной экспедиции на пароходе «Вега» шведского мореплавателя профессора Норденшёльда, впервые прошедшего в 1878—1880 годах Северным морским путем вдоль берегов Сибири по Ледовитому океану и вышедшему через Берингов пролив в Тихий океан. В 1879 году, когда от Норденшельда не было долго известий, он послал на розыски шведов в устья р. Енисея свой пароход и дал средства А. В. Григорову на попутные обследования Северного Ледовитого океана. Швеция оценила заслуги всех организаторов и участников экспедиции. Сибиряков был избран почётным членом Шведского общества антропологии и географии, членом-корреспондентом Общества военных моряков, членом научного и литературного обществ Гётеборга.

Водные пути Сибири

«Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, они, казалось бы, и должны играть в организме страны подобающую им роль. Сибирь богата своими водными путями, и наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно. Наступило время подумать об этом…»,- писал А. М. Сибиряков.

Интерес к водным путям Сибири диктовался практическими нуждами и сибирских предпринимателей, и жителей Сибири. Неразвитая сеть путей сообщения становилась важнейшей причиной экономической неразвитости Сибири. Благодаря предпринятым в 1880—1890-е годы экспедициям в различные районы Сибири и Дальнего Востока Сибиряков разрабатывает план соединения всех основных районов Сибири как между собой, так и с Европейской Россией и другими странами.

В 1880-е годы Сибиряков предпринимает ряд попыток пройти на пароходе «Оскар Диксон» через Карское море к Енисею, но терпит неудачу. Он исследует устья рек Печоры, Енисея, Оби, Амура, побережья Карского и Охотского морей, сухопутные маршруты между реками Западной и Восточной Сибири. Сибиряков решает «остановиться на Печоре» и установить связь Сибири с Европой по этой водной артерии. Сибиряков строит дорогу от Печоры к Оби. Проложенная по Щугорскому волоку, она стала известной как Сибиряковский тракт. По нему сибирские грузы вывозились в Печорский край, Мезенский уезд, на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию. Для Печорского края, часто страдающего от голода, эта дорога стала спасением, благодаря ей цены на хлеб в крае снизились в 1887 году втрое.

Важным этапом в осуществлении задуманного стала работа по улучшению условий судоходства на Ангаре: в 1888 году на реке начали взрывать пороги и прокладывать по дну цепь для туэрных (цепных) судов. Однако преодолеть самый порожистый участок Ангары не удалось.

Результаты исследований

Ход и результаты многочисленных путешествий Александр Михайлович изложил в ряде статей и в отдельных книгах. Судя по ним, мечтой исследователя было связать все уголки восточной части России: Западную и Восточную Сибирь, Якутский край, Дальний Восток, Камчатку — посредством водных путей Оби, Иртыша, Печоры, Енисея, Ангары, Лены, Амура в единую систему. Планировал он также открыть новые порты для оживления внешней торговли Сибири.

Проблемам путей сообщения в Сибири и связи её с другими странами посвящено около 30 статей, опубликованных Сибиряковым в 1881—1914 годах. Известны его статьи: «Плавание на „Оскаре Диксоне“ в 1880 году к устьям р. Енисея», «Очерк забайкальской жизни», «К вопросу о внешних рынках Сибири». Своеобразным итогом деятельности мецената стала книга «О путях сообщения Сибири и морских сношениях её с другими странами» (1907).

Исследовательская деятельность иркутского предпринимателя была широко известна и получила признание в России и за рубежом. Именитый сибиряк был награждён крестом ордена Полярной звезды от короля Швеции за помощь в организации экспедиции Норденшельда, Пальмовой ветвью от правительства Франции за содействие экспедиции Дж. В. Де-Лонга, серебряной медалью Русского географического общества.

Благотворительность

Благотворительная деятельность Сибирякова была направлена главным образом на развитие просвещения и культуры Сибири. Самое известное его пожертвование — 200 000 рублей в 1878 году первому сибирскому университету в Томске, за что Сибиряков был награждён орденом Святого Владимира III степени. В 1904 году Сибиряков вместе с Д. И. Менделеевым был избран в почётные члены Томского университета.

В 1883 году Сибиряков выделил Академии наук 10 000 рублей. На проценты с этой суммы раз в три года должна была присуждаться премия за лучшее историческое сочинение о Сибири. В 1898 году эта премия Сибиряков была передана Императорской академией наук в распоряжение Томского университета, которая присуждалась через каждые три года за оригинальные, на русском языке, исторические сочинения о Сибири, а именно, такие, которые имеют своим предметом или общую историю всего этого края, или отдельных его частей, а также историю сибирских племён, гражданского быта, древностей, промыслов, просвещения и т. д. К соисканию премии допускались также и сборники исторических документов, впервые извлечённых из архивов.

Много сделал Сибиряков и для своего родного Иркутска: щедрые пожертвования учебным заведениям города, финансирование строительства храма во имя Казанской иконы Божьей Матери, устроение главного храма в Вознесенском монастыре. В 1893 году Сибирякову было присвоено звание почётного гражданина Иркутска.

Последние годы

В начале XX века[уточнить] Александр Михайлович отошёл от предпринимательской деятельности и уехал из Иркутска. Жил в Батуме, Париже, Цюрихе, Ницце. В 1920 году шведский консул в Ницце разыскал Сибирякова. Александр Михайлович жил в глубокой бедности. Благодаря усилиям консула и председателя Географического общества в Стокгольме шведское правительство в 1921 году назначило Сибирякову пожизненную пенсию в размере 3000 крон ежегодно. Умер Сибиряков в больнице Пастера в Ницце в возрасте 84 лет.

Награды

  • Орден Святого Владимира III степени;
  • Крест командора 1-го класса ордена Полярной звезды от короля Швеции за помощь в организации экспедиции Норденшёльда;
  • Пальмовая ветвь от правительства Франции за содействие экспедиции Де Лонга;
  • Серебряная медаль Императорского Русского географического общества.

Память

Именем Сибирякова названы:

  • Остров Сибирякова в Карском море
  • Ледокол «Александр Сибиряков»
  • Ледокол «Сибиряков»
  • Гидрографическое судно «Сибиряков»

Труды

  • Очерк из Забайкальской жизни, 2 изд., СПБ, 1878.
  • Плавание парохода «Оскар Диксон» к устьям Енисея в 1880, «Изв. Русского географического общества», 1881, т. 17, в. 1
  • К вопросу о внешних рынках Сибири. Тобольск. 1894.
  • О древнем пути новгородцев чрез Ямал к Обской губе // Сибирская торговая газета. № 9. 13 января 1910 года. Тюмень.
  • О морском сообщении Сибири с Европой через Карское море // Сибирская торговая газета. № 228. 14 декабря 1906 года. Тюмень.
  • О морском сообщении с Печёрой // Сибирская торговая газета. № 236. 6 ноября 1911 года. Тюмень.
  • О северном морском пути // Сибирская торговая газета. № 114. 28 мая 1898 года. Тюмень.
  • О пути из Якутска к Охотскому морю. Аян, как морской порт Якутской области // «Сибирская жизнь». № 208. 26 сентября 1900 года. Томск.
  • О пути из Якутска к Охотскому морю. Аян, как морской порт Якутской области (продолжение) // «Сибирская жизнь». № 209. 28 сентября 1900 года. Томск.
  • «О путях сообщения Сибири и морских сношений её с другими странами». Спб., 1907.
  • О морском сообщении через Карское море и о канале через Ямал // Сибирская торговая газета. № 53. 7 марта 1915 года. Тюмень.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна